70-летний мужчина ждет на остановке, чтобы сесть на автобус. Безразлично какой. Ему срочно нужно в поликлинику на обследование. Правда, Виталий объяснил: общественный транспорт ему не светит.
"Пропуска нет, есть карточка киевлянина. – Что будете делать? – Да что, пешком идти", – говорит Виталий.
Но точно не на такси. Пенсия мизерная, поэтому не будет шиковать. Повезло, что идти недалеко. Поликлиника – за километр.
Нет ни спецпропуска, ни авто. И таких киевлян немало. Однако, когда очень надо, всегда находишь выход. Во время локдауна люди решают транспортные проблемы самыми разнообразными путями. Первый как будто самый простой – идут пешком.
В здоровом теле – здоровый дух, убеждена Валентина. С утра женщина на ногах. На работу ходит пешком. Уже запыхалась, но держится.
"Терпение и раньше выходить – и все будет в порядке. – Во время локдауна, я вижу у вас такой быстрый темп жизни? – Да! Надо выкручиваться, надо жить", – говорит киевлянка.
Еще один выход – самокат. Во время строгого локдауна и транспортных ограничений их особенно полюбили жители столицы без спецпропусков. Довольно быстро, избегаешь пробок, которые сейчас сковали Киев, да еще и экономишь.
"Вообще супер, я такое удовольствие получаю от него! У меня еще дома есть колесо, точнее моноколесо. Да, я полностью снабжена колесами", – радуется Виктория.
Многие киевляне пересели на велосипеды. Руслан таким образом добирается до работы.
"Велосипед – это лучший транспорт. – То, что дождь, немножко мокнете? – Без разницы, хоть дождь, хоть снег", – утверждает велосипедист.
Есть еще один способ добраться на работу – присоединиться к интернет-сообществу. Одно из них – "Подвези соседа" – доступно в "Вайбере". Здесь работники критической инфраструктуры, которым не успели выдать спецпропуска, ищут водителей по всему Киеву, чтобы те подвезли на работу. Соучредитель инициативы рассказал: результат есть, киевляне оценили чат.
"Планировали где-то 300-400 человек, но оно как-то так пошло, людям зашло, скажем так. И уже 4600. Писали там и врачи, и работники ЖКХ, и много из разных сфер, которым сейчас нужно ехать на работу", – рассказывает соучредитель инициативы "Подвези соседа. Киев" Юрий Воскобойник.
Ольга ежедневно ездит через весь Киев. По дороге подбирает попутчиков, которые пишут ей в сообщество "Подвези соседа". Водитель обычно берет до трех пассажиров.
"Если у меня спрашивают, а сколько это будет стоить, я там всегда шучу: да это полцарства. Народ: а сколько там? Сколько не жалко, бывает такое, что можете вообще ничего не давать. Мне по дороге, мне не жалко вас подвезти", – утверждает участница сообщества Ольга Орлова.
Еще одно интернет-сообщество – "Подвези медика на работу". Сейчас чат, который создали еще прошлой весной, активизировался снова. Работает по тому же принципу: попутчик ищет водителя-благодетеля.
"Предложений от водителей гораздо больше, чем предложений или просьб от медиков. И это очень хорошая динамика. Я радуюсь тому, что имеют возможность добираться самостоятельно до работы не так, как в прошлом году", – говорит сооснователь сообщества "Подвези медика" Ярослав Куреза.
Только на этих двух интернет-сообществах – "Подвези соседа" и "Подвези медика" – остается почти 10 тысяч подписчиков. Среди них и доноры крови, и люди, которые нуждаются в медицинской помощи, но не имеют спецбилета в общественный транспорт. А это значит, что потребность в водителях-волонтерах никуда не исчезла.
"Пока я езжу на работу, пока я на колесах, обращайтесь", – призывает Ольга Орлова.
Мирослав Солонар, Сергей Новиков, Богдан Танасийчук, "5 канал"
Столица в "красной" зоне карантина: как выглядит город − фотогалерея