Мог быть самолетом. В Черкассах курсирует уникальный троллейбус. Его изготовили в единственном экземпляре на столичном авиазаводе. С тех пор уже 25 лет возит пассажиров. О том, что его отличает от других, узнавала журналистка "5 канала".
В августе 1996 года в Черкассах состоялась презентация первого киевского троллейбуса. Его собрали на всемирно известном авиационном предприятии им. Антонова. Его разрабатывали по заказу Черкасского троллейбусного парка. Из городского бюджета тогда денег не дали, поэтому предприятию пришлось брать заем в банке. В то время в городе планировалось открыть еще одно депо, и его хотели укомплектовать машинами украинского производства.
Анатолий Герасименко – это инициатор разработки собственно черкасского троллейбуса. Тогда он был директором троллейбусного депо. Город нуждался в новом электротранспорте, который был бы приспособлен к Черкасским условиям работы. В качестве примера взяли столичный троллейбус.
"Мы внесли кое-какие правки, во-первых – чтобы комплектующие были отечественные. Для нашего развитого города не нужно было уже два двигателя, тем более, что киевский троллейбус был с уменьшенной энергоемкостью, а когда установили один двигатель – то он был еще более энергосберегающим", – отметил экс-директор КП "Черкассыэлектротранс" Анатолий Герасименко.
Этот троллейбус передали в депо в 1996 году, но сразу возить пассажиров ему не доверили, ведь это была единственная, еще не протестированная модель, а людей он начал брать на борт лишь после 5 лет испытаний. Троллейбус алюминиевый, а следовательно, легче другого электротранспорта. Едет он мягко. Кузов не сварной, а прикреплен винтами к раме – как это делают в авиации. От самолета ему достался и насос гидроусилителя руля, как в АН-24.
"Так он по достаточно современным даже на нынешний момент сделан технологиям, достаточно хорошее качество сборки и качество материалов за счет авиационных технологий, надежность у него достаточно высокая", – говорит инженер технического отдела Кирилл Бражник.
Но эта модель так и осталась единственной, ведь у города не было денег закупать транспорт, а идею со вторым депо тоже отложили на неопределенное время. Троллейбус, собранный вручную авиаторами, за 25 лет работы ни разу критически не ломался. А еще он единственный в Украине имеет собственный фан-клуб. Все, что с ним происходит, – собрано в Инстаграме. Страницу уникального троллейбуса ведут его фанаты. Постоянно обновляют и снимают его в работе. Говорят, авиаторы позаботились не только о безопасности пассажиров, но и о комфорте.
"Вы ни в одном транспорте не увидите, это обогреватели под каждым сиденьем этого троллейбуса, и когда зимой пассажир едет – он чувствует тепло, получается, что это сиденья с подогревом", – уверяет фанат электротранспорта Валерий Мироненко.
Недавно троллейбус с душой самолета осовременили, добавили новую систему вентиляции и Wi-Fi. Жители Черкасс имеют возможность проехаться на нем за 5 гривен. Вмещает он до 2 сотен пассажиров, однако во время карантина ездит почти пустой.
Яна Лымаренко, Вячеслав Ромодан, Черкассы, "5 канал"