За 120 лет до Святого Владимира: что известно о первой попытке крестить Киевское государство

Аскольд и Дир відкриті джерела
С Аскольдом историки связывают время активного объединения славян вокруг Киева – в одно государство. Хотя в летописях Аскольд и Дир почти всегда действуют вместе, многие исследователи не считают их соправителями. Возможно, это братья с большой разницей в возрасте, и Аскольд княжил в 840-60-х гг., а Дир был его преемником и правил до нач. 880-х. Как бы там ни было, но Аскольда считают первым киевским князем-христианином...

Годы жизни Аскольда доподлинно не известны.

Происхождение имени князя до сих пор вызывает вопросы. Распространена версия, что якобы оно скандинавского происхождения – от древнеисл. Haskuldr. По другой версии, имя имеет славянские корни. Археолог Борис Рыбаков связывал имя "Оскольд" со старинным племенным самоназванием поднепровских жителей: сколоты, которые больше известны нам как скифы. Но Аскольд не был скифом, поэтому вряд ли эта теория правдива.

Происхождение князя тоже доподлинно неизвестно. В летописях он действует всегда с Диром. Польский историк Ян Длугош, знаток русских летописей, писал, что Аскольд происходил из княжеской династии Киевичей и был родным братом Дира. По другой версии – был воеводой Дира и унаследовал власть после его смерти.

В "Летописи русской", куда входит "Повесть временных лет", Киевская летопись и Галицко-Волынская летопись, есть сведения, что Аскольд и Дир были не родственниками Рюрика, а его боярами:

"И отпросились они у Рюрика пойти к Царьграду с родом своим, и оба двинулись по Днепру. Идя мимо, узрели они на горе городок и спросили, говоря: "Чей это город?" А они, тамошние жители, сказали: "Было трое братьев, Кий, Щек и Хорив, которые сделали город сей и погибли. А мы сидим в городе их и платим дань хазарам". Аскольд и Дир остались вдвоем в городе этом, и собрали много варягов и начали владеть Полянской землей. А Рюрик княжил в Новгороде".

Аскольд и Дир отпросились у Рюрика на Цареград. Радзивиловская летопись
Аскольд и Дир отпросились у Рюрика на Цареград. Радзивиловская летописьвідкриті джерела

Согласно Нестору, Аскольд и Дир мирно заняли Киев, собрали варягов и стали "владеть" полянами. По историческим источникам, начало княжения Аскольда приходится на 864 г. – и с тех пор, указывается, власть в Киеве получила "русь" – племя Рюрика. Действительно ли Аскольд и Дир были из варягов? Многие историки считают версию о варяжском происхождении Аскольда и Дира недостоверной и считают этих киевских князей IX в. последними представителями местной династии, потомками основателя города – Кия.

Кстати, в Киевском летописном своде никаких сведений о прибытии Аскольда и Дира в Киев нет, хотя упоминается, что они в нем княжили.

В каком году Аскольд пришел к власти, сказать с достоверностью нельзя. Но то, что Аскольд укрепился в Киеве, стал местным князем и действовал в интересах восточных славян – достоверно.

При Аскольде Киев постепенно становится политическим центром с прилегающими землями полян, древлян, дреговичей и юго-западной части северян. Главные интересы Аскольдовой Руси охватывали юг и юго-восток. Ее привлекали богатые и сильные государства – Хазария, Болгария, Византия, а также Грузия, Армения, даже отдаленный Багдад. С ними она поддерживала активные торговые и политические связи.

Интересы обеспечения восточного тыла побудили Аскольда воздерживаться от любых конфликтов с Хазарией. Каганат не был серьезной угрозой для молодого Киевского государства, но еще достаточно прочно загораживал его от кочевых племен Востока.

Во времена Аскольда лояльными (даже союзническими) были отношения Руси с венграми. Вынужденные отойти под давлением печенегов к Нижнему Надднепровью, они перешли под киевский протекторат.

Византийские и арабские источники того времени упоминают Аскольда под титулом кагана, и уже это, по мнению ученых, косвенно подтверждает его претензии на высшую власть. Титул кагана соответствовал императорскому (царскому) и был убедительным проявлением политической претенциозности киевского властителя.

Эпоха Аскольда стала переломным временем для жизни Руси. Завершается формирование русского феодализма и государства. Киев проводит активную внешнюю политику: походы на Константинополь, заключение первых договоров с греками и... принятие христианства.

Кстати, насчет походов, большинство ученых считает, что реально был только один поход на Константинополь – в 860 г., который, правда, противоречиво описан в разных документах.

Почему состоялся этот поход? Наверное, потому, что русичи пытались отстоять свое место среди других государств, причем самых больших и сильных, обозначить свои границы и интересы, озвучить свои претензии Европе. В тех условиях это все было возможно осуществить, только продемонстрировав свою силу. Иначе нечего было надеяться, что такие государства, как Византия, будут заключать с новым политическим образованием дипломатические или торговые соглашения.

18 июня 860 г., согласно Брюссельской хронике, многочисленное русское войско – не менее 8000 воинов на 200 кораблях – ворвались в бухту Золотой Рог, с моря и суши окружив Константинополь. Нападение было неожиданным. Русичи разграбили окрестности города, захватили в плен и убили много жителей, ограбили области в 100 км от Царьграда, пишет автор. Император Византии Михаил III начал переговоры с Аскольдом. Через неделю осады было достигнуто мирное соглашение. Аскольд отозвал свое войско и, получив огромную контрибуцию, вернулся в Киев.

Поход Аскольда на Константинополь. Радзивиловская летопись
Поход Аскольда на Константинополь. Радзивиловская летописьвідкриті джерела

И тут стоит обратиться к легенде... Согласно ей, вмешательство Промысла Божьего превратило зло в добро. После молебна и возложения Св. Патриархом Фотием ризы Божьей Матери в море во время осады русичами Константинополя поднялась буря...

Вот что об этом сказано в "Повести временных лет": "...в 866 году пошли Аскольд и Дир на греков, при царе Михаиле. Царь в то время пошел войною на аравитян (арабов), но, получив известие, что русь идет на Царьград, вернулся. Между тем Аскольд и Дир с двумястами кораблей вошли в Босфор Фракийский (Константинопольский пролив), опустошили берега Пропонтиды (Мраморного моря), посекли множество христиан и осадили город. Царь с патриархом Фотием всю ночь молились в церкви Влахернской и потом, вынесши ризу Богородицы, погрузили ее в воду. До этого море было тихим; но вдруг поднялась буря и волны разбили русские корабли. Немногие из аскольдовых воинов спаслись от этой беды и вернулись на свою землю".

Поход Аскольда. Фотий и император Михаил опускают ризу в Черное море
Поход Аскольда. Фотий и император Михаил опускают ризу в Черное моревідкриті джерела

По преданию, Аскольд и часть его войска были настолько поражены силой и величием христианского Бога, что князь отправил в Константинополь послов, прося о крещении. Через некоторое время патриарх Фотий отправил к русам епископа.

Никоновская летопись повествует о крещении при Аскольде: русичи вроде бы и собирались креститься, но согласились на это, только убедившись в божественной силе новой веры, – святое Евангелие не сгорело в огне: "Сие видевши Русы удивишася, чудящеся силе Христове, и все крестишася".

Об этом событии существует древнее предание: якобы вернувшись с остатками флота в Киев в 867 г., на народном вече Аскольд вел с епископом, присланным из Византии, разговор о вере – своей, то есть языческой, и христианской. Епископ ссылался на Евангелие, говорил о земной жизни Иисуса и совершенных им чудесах. Русичи слушали проповедника, а потом сказали: "Если и мы не увидим чего-то подобного тому, что произошло с тремя отроками, которые спаслись в печи огненной, мы не хотим верить". Они просили, чтобы Евангелие бросили в огонь, и обещали обратиться к христианскому Богу, если книга останется невредимой. Священник призывал: "Господи! Прославь имя Твое пред сим народом", – и положил книгу в пламя. Увидев это, князья и многие язычники, пораженные чудом, приняли крещение. Аскольд получил при крещении имя Николай. Согласно Никоновской летописи, это произошло около 874 г.

После описания этих событий имя киевского князя почти на двадцать лет исчезает из поля зрения русских летописцев.

Именно с этого события в IX в. начался нелегкий и длительный процесс введения христианства в Киевской Руси.

Поход князя Аскольда на Константинополь в 860 г. описан в "Повести временных лет", Иоакимовской, Никоновской, Густинской летописях, Киевском Синопсисе и других отечественных источниках. То же свидетельство о походе Аскольда есть и в болгарской рукописи Хронографа Георгия Амортола. Византийская хроника Манассии подает даже точную дату нападения Руси на столицу Византии – 18 июня 860 г.

Интересны свидетельства очевидца-патриарха св. Фотия Великого. Он не только сообщает о нападении Руси на Константинополь, но и свидетельствует, что русы, переполошившись чудом Божией Матери, отказались от язычества и, признав истинность веры Христовой, изъявили желание креститься. Кроме того, согласно свидетельствам Св. Фотия, император Михаил III отправил в Киев епископа и священников, и на Руси даже была учреждена отдельная епархия (митрополия).

Поход русских дружин на Константинополь в 860 г. стал важной вехой Руси. Как писал константинопольский патриарх Фотий, состоялось "Открытие Руси". Именно с тех пор в византийских и других иностранных хрониках начинается официальный счет истории Киевской Руси. "Повесть временных лет" отмечает, что с этого времени "начася прозывати Русская земля".

Введение христианства в Киевской Руси в середине IX века было закономерным и связанным с общей обстановкой в мире, и ощутимо повлияло на культурно-историческое развитие наших земель. Появляется первая историческая хроника Руси, т. н. "летопись Аскольда" – в основном идеологический документ, призванный определить место Киевской Руси в мире того времени. Русь должна была четко определить собственное место среди других христианских стран.

Поэтому аскольдово крещение имело огромное международное значение. Другое дело, что ход самого процесса оказался слишком сложным, длительным и должен был преодолеть много судьбоносных рубежей.

Как повествует "Летопись русская", около 882 г. жизнь Аскольда оборвало коварное убийство. Новгородский воевода Олег предательски убил Аскольда во время мирных переговоров.

Убийство Аскольда и Дира. Радзивилловская летопись, кон. XV в.
Убийство Аскольда и Дира. Радзивилловская летопись, кон. XV в.відкриті джерела

В "Повести временных лет" рассказывается, как Олег Вещий и его люди притворились мирными купцами, чтобы убить Аскольда и Дира: "Между тем умер Рюрик (879 р. – ред.), он передал княжение Олегу, старшему среди своих родственников, поручив ему и сына своего Игоря, который был еще дитя... Придя под горы Киевские и видя, что Аскольд и Дир княжат, Олег скрыл часть воинов своих в лодках, других оставил позади, а сам пришел, неся малыша Игоря на руках: "Мы купцы, идем в Грецию от Олега и Игоря". Аскольд и Дир пришли. Тогда воины повыскакивали из лодок, и Олег сказал киевским князьям: "Вы не князья, не княжеского рода, но я княжеского рода, а вот сын Рюриков". После этого Аскольда и Дира убили, отнесли на гору и похоронили там".

К власти в Киеве пришла династия Рюриковичей. Историки предполагают, что события 882 г. были спланированы и организованы антихристианской оппозицией Аскольда. Потому что вряд ли смог бы Олег захватить хорошо укрепленную столицу Киевской Руси.

Со смертью Аскольда все его начинания замерли. Начался более 100-летний период язычества, ухудшились отношения с Византией.

Аскольда и Дира хоронили, предположительно, по христианскому обряду.

Место убийства и захоронения Аскольда – гора Венгерская – со временем получила сохранившееся и по сей день название – Аскольдова могила. В древности на ней стояла церковь Святого Николая Мирликийского. Позже там был построен женский монастырь, а в XII в. – мужской. В 1809 г. на Аскольдовой могиле возвели небольшую каменную церковь-ротонду. С 1866 г. к Аскольдовой могиле ежегодно в июле происходил крестный ход от Николаевского мужского монастыря. После октябрьского переворота 1917 г. традиция чествования памяти первого христианского князя Киевского государства была утрачена.

Аскольдова могила
Аскольдова могилаzeft.in.ua

С июля 1937 г. территорию Аскольдовой могилы передали под парковый павильон. В 1998 г. церковь Святого Николая отстроили, и теперь она принадлежит греко-католической церкви.

А Дира похоронили, как отмечал летописец, за церковью св. Ирины (сейчас – район ул. Владимирской, недалеко от здания СБУ). Церковь разрушили войска хана Батыя в 1240-х – и не отстроили. 

В 1833 г. археолог Кондрат Лохвицкий искал могилу князя Дира, однако нашел руины Ирининской церкви. В 1840 г., когда прокладывали Владимирскую улицу, остатки церкви снесли, на память оставив один из четырех столбов собора. 1927 г. Ирининский столб взяли под госохрану. Однако он стоял прямо среди проезжей части улицы. Поэтому в 1931 г. Киевский городской совет решил снести столб для "предоставления ул. Короленко (теперь Владимирская) значения транспортной магистрали города". В битве с чиновниками историки проиграли. Проф. Ипполит Моргилевский предложил срезать столб и перенести во двор Софийского собора. Но в ночь с 26 на 27 марта 1932 г. Ирининский столб просто разрушили.

На место, где была церковь времен Киевской Руси, положили брусчатку. Остатки древней святыни до сих пор лежат под проезжей частью Владимирской улицы.

Читайте также: Существует ли "червона смородина": какие русские слова "запихнули" в украинский язык и почему их пора забыть, как страшный сон

На Хортице презентовали новые археологические находки: исследователи нашли могилу вождя с горшком без праха – фотогалерея

археологические раскопки
/
археологические раскопки
археологические раскопки
/
археологические раскопки
археологические раскопки
/
археологические раскопки
археологические раскопки
/
археологические раскопки
археологические раскопки
/
археологические раскопки
археологические раскопки
/
археологические раскопки
археологические раскопки
/
археологические раскопки

Предыдущий материал
Существует ли "червона смородина": какие русские слова "запихнули" в украинский язык и почему их пора забыть, как страшный сон
Следующий материал
Пьяное поражение русских: как войско Дмитрия Донского "проспало" битву с татарами