Берестяные "СМСки" и 700-летние детские рисунки: что простые люди писали друг другу почти 1000 лет назад

Берестяные грамоты Колаж із фото з відкритих джерел/ 5.ua
"Пришлите нормального ключника... Челом бьем". До обнаружения берестяных грамот ученые думали, что на Руси умели писать только священники и бояре. Но содержание сообщений рядовых людей их просто шокировало...

Отец писал сыну, муж – жене, сестра – брату, купец – приказчику. Люди оставляли долговые расписки, жаловались на обиды, приглашали в гости, отдавали приказы, напоминали о поставках... Короткие письма царапали на внутренней стороне березовой коры. Получатели обычно сразу их выбрасывали. Часто разрывали ради сохранения тайны переписки. К счастью, не все. Поэтому сегодня есть возможность заглянуть в другую, не книжную историю...

Грамоты эти изготавливали из бересты – тонко срезанного верхнего белого слоя березовой коры. Чтобы она была мягкой и гибкой, ее сперва вываривали, а потом расслаивали и обрезали со всех сторон. Писали на внутренней гладкой стороне заостренными металлическими или костяными писалами. Грамоты, как правило, скручивали в свиток, самая длинная из известных грамот – 40 см, а самая широкая – 8 см. В отличие от дефицитных и дорогих в то время пергамента и бумаги, березовая кора была дешевой, а потому очень популярной для письма среди людей, разных по социальному статусу и роду деятельности – и об этом свидетельствует не столько количество, сколько содержание найденных берестяных грамот.

Березовая кора, береста
Березовая кора, береставідкриті джерела

В 1951 году во время раскопок в Новгороде обнаружили первую берестяную грамоту – с тех пор там нашли более тысячи. Потом, правда, значительно меньше, – в Старой Руссе (Новгородская обл.), Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом)...

Содержание этих средневековых сообщений перевернуло представление о том, как жили славяне в X–XV вв.

Вот одна – с немного жутким смыслом. Написана около 1100 года. В ней говорится о покупке дружинником краденой рабыни:

Берестяная грамота
Берестяная грамотаВікіпедія

"Грамота од Жизномир Кь Мікоуле. Коупіл' єси [ты купил; "еси" – связка] Робо [рабыню] Пл'скове [в Пскове], а нині ма в тім яла [за это схватила] к'нягині. А нині ся дроужіна по ма пороучіла [поручилася]. А нині ка пос'лі Кь Томо моужеві [человеку] грамотоу, їли [если] оу нього роба. А се ти хочо коні коупів', і княж' моуж' всадів', та на с'води [очные ставки]. А ти атче [если] єси не в'зал' коун' [денег] тех ', а не емлі [бери] ніч'то ж оу него".

Торговля людьми – дело привычное для того времени, с одной стороны. А с другой – молитвенная книжечка, записанная кем-то "от руки". Возможно, она должна была быть оберегом для кого-то. Интересно, кто и для кого написал ее в ХІІ веке?

Берестяная грамота
Берестяная грамотаВікіпедія

Берестяные грамоты не были чем-то исключительным. Люди читали и писали письма, рвали их и выбрасывали, как мы выбрасываем ненужные бумаги. Переписка не была профессиональным признаком – она была повседневным явлением.

Три берестяные грамоты нашел в 1988-1989 гг. львовский археолог Игорь Свешников во время раскопок древней столицы удельного Звенигородского княжества (теперь – с. Водники Пустомытовского р–на Львовской обл). До 2008 г. они были единственными такими находками на наших землях, пока археологическая экспедиция Института археологии ЛНУ им. И. Франко на месте Буского летописного городища не нашла еще два берестяных свитка – в руинах XII в. и Х в. Эта находка стала сенсацией, ведь количество обнаруженных в Украине берестяных документов возросло до пяти.

Грамоту, описанную ниже, нашли 28 июля 1989 г. Кусочек коры размером 6,5х30 см когда-то прислали в Звенигород из какого-то другого города.

"Вот Говєновой ко Нєжьньчю дает 6 те(ть) куно лодієную повєдало Говєно ида на судо а поп п(и)с(а)л а дает Луцє оле нь водасі то я в конязя паєма отрока пріжь прієдю а во болє те вонидь".

Перевод этого текста на современный язык звучит так:

"От Говеновой [вдовы] до Нежнича. Дай шестьдесят кун лодийного (плата за перевозку лодиями – лодками). [Так] сказал Говен перед смертью (буквально: идя на суд), а Поп записал. Дай [их] Луке. Если же не дашь, то я возьму у князя отрока (слугу) и вместе с [ним] приеду, а это тебе обойдется в большую сумму".

То есть вдова Говена требует от Нежнича, чтобы тот вернул ему 60 кун, которые Нежнич взял у Говена. Предположительно, речь идет о возврате займа, за который еще и грозили набежать проценты.

Берестяная грамота
Берестяная грамотавідкриті джерела

Это некое деловое письмо, написанное в угрожающем и требовательном тоне. Игорь Свешников предположил, что грамота Говеновой написана в Перемышле между 1110 и 1124 г., при правлении князя Володара Ростиславича, отца будущего звенигородского князя Владимирка. Ученый сделал лингвистический анализ и пришел к выводу, что письмо написано разговорным древнерусским языком с элементами южного диалекта, который лег в основу формирования украинского языка.

Первую из грамот на Львовщине археолог нашел на год и два дня раньше, чем "письма Говеновой вдовы" – и на том же месте. Это три клочка размерами 2х12, 2х8,5 и 1,8х3,2 см. К сожалению, от кого и кому они были написаны – узнать невозможно. Сохранившийся текст начинается тремя буквами "ънъ" – что это было за слово, непонятно. Далее написано: "А пройдет не надо само", что переводится как "а мне здесь не нужно". На третьем отрывке сохранилась лишь буква Ψ (пси). Написано кириллицей с характерными для того времени "отсечками"(короткими горизонтальными черточками) над буквами "А", "е" и "с". Кроме того, вместо "Ъ" там написана "е", что было свойственно именно для письма Южной Руси. У автора был довольно крупный почерк: высота букв – 0,7–1 см. Впрочем, писать мелко на таком материале, пожалуй, было довольно сложно.

Третью бересту, тоже из XII в., лишь условно можно считать грамотой. Грубый кусок березовой коры шириной 1,5-3,8 см и 22,7 см в длину, на внутренней стороне написано "а" и нарисовано миниатюрный бюст человека. Видимо, неизвестный автор испытывал качество коры. У нарисованного человека, который "смотрит" налево, угадывают глаз, бровь, нос, бородка и ухо. Человек одет в пелерину или священническое одеяние с цилиндрическим головным убором с кистью. Жаль, что выяснить, кто это нарисован и насколько он был важен для художника, никогда не удастся...

Примечательно, что, благодаря болотистой почве, переданные в архив грамоты сохранились хорошо. Не исключено, что в землях Украины ждут своего звездного часа берестяные дарственные, купчие, личные письма, жалобы, пожелания, сочувствия и так далее, которые станут не просто общественным достоянием, но и частью чьей-то личной истории.

Среди авторов и адресатов берестяных грамот – не только представители титулованной знати, духовенства и монашества, но и купцы, старосты, ключники, воины, ремесленники, крестьяне... С помощью береста переписывались женщины. Сохранилось пять писем, отправленных от женщины к женщине.

А вот письма, полученные человеком по имени Юрий Онцифорович. Эти документы ценны не только потому, что рисуют вершителей судеб Новгородской республики крупными владельцами земель и крестьян, но и потому, что в них слышен голос самих крестьян – рассказы об их судьбе, о жизни под управлением боярских приказчиков. Вот эти письма:

  • Грамота № 386. В крошечном отрывке лишь несколько букв, которые складываются в слова: "...буду у тебя того...", "...о земле...".
Берестяные грамоты
Берестяные грамотывідкриті джерела
  • Грамота № 96. Снова отрывок: "силе без емников и я омеши двои за Федора с бра...". Упоминаются "омеши" – сошники и "емнвки" – рукояти. Автор пишет о состоянии сельскохозяйственного инвентаря.
  • Грамота № 97. Отрывок из начала письма: "Господину Юрию лбом мээ Ортьмъка и Деица. Рожь продают по...". Артемка и Деица, как можно догадаться, сообщают Юрию Онцифоровичу о ценах на рожь.
Берестяные грамоты
Берестяные грамотывідкриті джерела
  • Грамота № 104. Отрывок в переводе не нуждается: "...а земля сама ся окупити твоим здравием".
  • Грамота № 273. Он без какого-то конкретного содержания. Но сказанные авторы – Павел и "все Мравгицы", то есть жители деревни Мравгицы. Крестьянское письмо феодалам.
  • Грамота № 370 – целое письмо: "Поклон ко Юрью и к Миксиму от всех сирот. Цто ты дал нам за клуцка, за нас не етоть, нас продаеть, и окрадони от ного есми. А лежи от него, не отъезжай так. А мы есми в том погибли. Аже ему будьть сидит, намам силы ниту садити. А так нам смирного мужчины. А на том тобе цолом".
Берестяная грамота
Берестяная грамотаspadok.org.ua

В письме много ошибок, пропущенных букв. Написано оно от имени крестьян, называвшихся в Новгороде XIV ст. "сиротами". В переводе жалоба звучит так:

"Поклон к Юрию и к Максиму от всех крестьян. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, обременяет нас поборами, и мы им разорены. Мы из-за него стали лежнями, так как он не позволяет нам отъехать... Если он от нас не уедет, нам остается погибнуть. Если он будет и дальше сидеть, нам нет сил. Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьем".

А вот тоже целое письмо – грамота №155. Письмо написано ультимативно и гневно:

"От полчка (или Полочка) ... (ты) взял девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлешь, то я встану перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься..."

Берестяная грамота
Берестяная грамотаВікіпедія

Чаще всего обрывки грамот находят под мощеными улицами, на месте свалок и пепелищ. Около 30 грамот случайно попали в почву, которую вывозили на городские цветники и газоны.

Первую грамоту нашли во время раскопок артефактов XIV в. в Новгороде 26 июля 1951 г. Свернутые кусочки бересты попадались археологам и раньше, но их считали рыболовецкими поплавками. На том же даже через грязь был виден текст – названия деревень, отбывавших повинность какому-то Роме.

Берестяные грамоты
Берестяные грамотыspadok.org.ua

В том же году нашли еще 800 грамот. Стало понятно, что множество найденных палочек – это не заколки, а стилосы для письма.

В письмах на бересте виден уклад жизни, личные и общественные отношения, лексика предков. Отправителями и адресатами были люди разных слоев, мужчины и женщины. Интересно, что многие записки от жен мужьям имеют повелительный (!) характер. 

Раньше считалось, что писать умели только бояре и церковнослужители. Но грамоты показали, что письму обучали детей. Одними из самых известных являются грамоты мальчика Онфима, который жил в середине XIII в. К радости археологов он потерял несколько десятков своих первых уроков по правописанию и рисунку.

Из писем можно узнать и имена наших предков – Гостята, Ноздрька, Радонег, Онания, Пленко, Воислав, Нежка, Твердята, Дрочило, Офонос (никаких Олегов, Игорей или Ольг – имена Рюриковичей). Цены: 31 гривна 3 куны – за 750 локтей водмола (грубое небеленое сукно), 3 гривны – за корову. Меры веса: берковец, улка.

Грамоты опровергли миф, что брань досталась Руси в наследство от монголов. Задолго до нашествия в них попадаются слова "курва", "бл**ь". Чего ученые не поняли, так это кто и как доставлял послание. По одной из теорий, уже в XI в. в Киевском государстве действовал прототип регулярной почтовой службы.

Становятся близкими и понятными душевные переживания неизвестной влюбленной женщины, жившей в Новгороде в начале XII века. Ее берестяное письмо к любимому нашли археологи при раскопках:

"Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из–под людских глаз и примчался... Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость."

Грамота №952, 1140-1160 г.: "От Радка к отьцьви покланяние. Товарьць есьмо послаль Смольньскоу. А Поутилоу ти оубили. А хотять ны яти в Фому (А хотят нас взять, захватить, арестовать за Фому, вместо Фомы) с Вяцыпькою (Вячешкой?), а млвя: "заплатите четыри ста гривьн или а зовите Фому семо. Пакы ли да всадимо вы в погрьбо". И покланяютисяние от Вяцьшьке (Вячешки) к Лазорьви (Лазорю). Послаль есмь конь юковоуцько (вьючного), а самь семь доспель (поспел, приготовился)"

Берестяные грамоты
Берестяные грамотывідкриті джерела

В переводе:

"От Радка поклон отцу. Товарец я послал в Смоленск. А Путилу-то убили. А нас с Вячешкой хотят арестовать за Фому говорю "заплатите 400 гривен за Фому. Если же нет, то посадим вас в погреб". И поклон от Вячешки Лазорю. Я послал коня вьючного, а сам готов. От Петра до Кузьмы. Я тебе брату своему, приказываю в отношении тебя так: снарядился ли он (Дрочила) с тобой или не снарядился, а ты с Дрочилой (все равно) выполняй (все) по соглашению. А я кланяюсь".

Всего на территории бывшей Киевской Руси найдено около 1200 берестяных грамот, из которых более 1000 – в Новгороде. О Львове было сказано выше, а в Киеве нашли только одну. Археологи не могли этого понять, ведь Киев был могущественным городом, и его жители были очень грамотными. Причина – в почве. Как объясняют историки, влажная Новгородская почва закрывает доступ воздуха к предметам, хранящимся в ней, "консервируя" кожу, древесину, кору, кости. Для Киева характерны пористые почвы, а на глубине 4-5 м. залегают грунтовые воды. Органика здесь сгнивает.

Самые поздние из найденных грамот относятся к середине XV в. Впоследствии подешевела бумага, и ее начали использовать для сообщений.

Небольшая подборка славянских имен / прозвищ на основе берестяных грамот:

Гостило, Черт, Гостята, Вигуй, Зуберь, Завид, Кулотка, Жизномир, Чернек, Людьслав, Богша, Рознег, Вигарь, Валит, Репех, Домажир, Полчак, Домаслав, Ростих, Храрь, Шибенец, Радослав, Местятко, Твердила, Нажир, Жироша, Жадок, Ждан, Кощей, Стоян, Наум, Вышеня, Воронец, Мирослав, Ратмир, Волчок, Нустуй, Рожнет, Даньша, Полюд, Мара, Стойнег, Лихоча, Панок, Братята, Нежил, Местята, Сдил, Жаден, Нежка, Хотеславк, Тверьша, Сбислав, Радила, Несдила, Боян, Вышок, Моїслав, Воюта, Радогость, Имоволож, Орешек, Милята, Нежата, Жила, Неган, Смолиг, Волос, Жизнобуд, Русил, Черень, Станимир, Кур, Боран, Доброшка, Душила, Селята, Дристив, Ревята, Братонежк, Зубец, Потка, Малята, Бездед, Марена, Незнанок, Шишак, Борята, Жирок, Борз, Путьша, Негл, Говен, Полуд, Радята, Добрил, Домагость, Хотен, Тютка, Ретка, Хвалис, Тешата, Сдеслав, Носок, Дедила, Сольмир, Ярило, Жирошка, Неговит, Сбыня, Рожнега.

Мир узнал о берестяных грамотах лишь 70 лет назад – а это маловато для истории. Специфические не только благодаря материалу, из которого сделаны, но и происхождению, содержанию, они помогают по-новому посмотреть не только на древнерусское право, экономические отношения, язык и тому подобное. Они помогают увидеть жизнь...

Читайте также: Бомба для фюрера: почему провалились самые громкие покушения на Адольфа Гитлера

Предыдущий материал
"Бензиновая рулетка": журналист проверил топливо на АЗС по всей Украине – какие результаты получил
Следующий материал
Существует ли "червона смородина": какие русские слова "запихнули" в украинский язык и почему их пора забыть, как страшный сон