Предки и наследники Петра Могилы: что и кому в Украине оставил сын молдавского князя

Петр Могила Кріон
Деятель, именем которого назван целый период в украинской истории – "Могилянская эпоха" - был сыном молдавского князя Симеона Могилы и венгерской княжны Маргиты. Семья Могил вышла на авансцену политической жизни Молдавского княжества в конце XVI в. Она возглавляла боярскую партию пропольской ориентации. Ее основателем считают Яцко Гудича из села Гудешти Ботошанского уезда Румынии

Как семья Пуриче стала Могилами

По легенде, в 1486 г. во время битвы между молдавским господарем и его соперником под воеводой Штефаном Великим была убита лошадь. Какой-то джура подвел к князю своего коня, но невысокий Штефан не смог его оседлать. Тогда джура по прозвищу Пуриче (purice, на румынском - "блоха") сказал:"Княже, я свернусь холмиком, на который станет твоя светлость и сядет на коня". Так и сделали, а Штефан после победы сменил прозвище джуры на Мовила (что означает "могила", "холмик").

В середине XVI в. Иоанн Мовила (Могила) занимал высшую в Молдавском княжестве должность великого логофета (канцлера). Он женился на дочери господаря Петра Рареша Марии, и у них родилось трое сыновей: Георгий стал митрополитом молдавским, Иеремия – господарем Молдовы (1596 – 1606), а Симеон – господарем и в Валахии (1600 – 1602, с пятимесячным перерывом в 1601 p.), и князем Молдавии (1606 – 1607). Иеремия и Симеон Могилы поддерживали тесные связи с Польшей, имели там владения, породнились с местными магнатами.

При этом Могилы сохраняли православную веру. Братья Иеремия и Симеон Могилы построили православный монастырь Сучевица в Южной Буковине, способствовали завершению строительства православной Волошской церкви во Львове. Не раз защищали интересы львовских членов братства и других православных. Дочь Иеремии Регина Могилянка основала три православных монастыря в Левобережной Украине Густинский под Прилуками, Мгарский под Лубнами и Ладинско-Подгорский на реке Удай.

Монастырь Сучевица
Монастырь СучевицаВікіпедія

Претендент на молдавский престол

Петр Могила родился 21 декабря, предположительно, 1596 года. Год рождения до сих пор вызывает споры. Дата установлена согласно дню памяти канонизированного митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Петра Ратненского, в честь которого и назвали третьего сына Симеона Могилы. Что же касается года рождения, то  называли и 1597, и 1596 и 1574.

Наиболее вероятным считается 1596 г., поскольку современник митрополита, польский летописец украинского происхождения Яким Ерлич писал, что Могила прожил "полные 50 лет". Интересно, что год рождения Петра Могилы, указанный в эпитафии – 1574, хотя это не подтверждается фактами биографии митрополита. Он был средним из пятерых сыновей молдавского вельможи Симеона Могилы и считался претендентом на престол Молдавского княжества.

В 1607 г., после гибели Симеона Могилы, разгорелась жестокая борьба между вдовами молдавских господарей Иеремии и Симеона. Сначала судьба улыбнулась Маргите матери Петра Могилы. Ее сына Михаила, который был на два года старше своего двоюродного брата Константина, провозгласили господарем. Но позже победила Елизавета, жена Иеремии, сын которой Константин поднялся на престол с помощью польских магнатов. Петр тогда был еще ребенком и только начинал получать образование.

После смерти отца и неудачной попытки матери отобрать престол для старшего брата Михаила семья Симеона Могилы переехала в Речь Посполитую. Сохранилось письмо Маргиты Могилы, написанное в Дидилове Львовской области (рядом с Каменка-Бугским районом) в 1614 г., в котором она просит львовских членов братства выяснить недоразумения, которые возникли между ними и учителем ее сыновей, которого она с этой целью посылает во Львов.

Симеон Могила
Симеон МогилаВікіпедія

Действительно ли Могила учился в Сорбонне?

Есть предположение, что Петр Могила учился в академии Замойской Холмской епархии, в Кракове, во Франции – в Сорбонне или в коллегии Ля Флеш – и, наконец, в Нидерландах. Сохранились списки студентов Замойской академии, среди которых нет ни одного с фамилией Могила. Нет доказательств пребывания будущего митрополита в Краковском университете или в Сорбонне, архивы которой полностью сохранились. К тому же в бумагах Петра Могилы не сохранилось никаких признаков владения французским языком. Да и Гийом де Боплан, знавший митрополита, обязательно упомянул бы в "Описании Украины" про его учебу во Франции.

Румынский исследователь Т. Ионеску писал: "Знание латинского языка (Петром Могилой) не является тем фактом, который нельзя было бы объяснить без гипотетического путешествия в Париж". Ведь в начале XVII в. в Речи Посполитой культура и образование достигли достаточно высокого уровня.

Биографы предполагают, что Петр Могила учился или в православной школе львовского братства, преподавателем и ректором которой был Иов Борецкий, или во львовской иезуитской коллегии (где примерно тогда же учился Богдан Хмельницкий), учебный план которой позже старательно воспроизводил, основав свой "гимназион".

Львовская иезуитская коллегия
Львовская иезуитская коллегияkameniar.lnu.edu.ua

Воинская слава Петра Могилы

Молодой молдавский боярин Петр Могила учился "рыцарскому искусству и благородным делам" при дворе польского гетмана Станислава Жолкевского. Весной 1618 г. старший брат Петра, Гавриил, вступил на престол Валашского княжества, и Могила поехал с ним и младшим братом Моисеем в Валахию. Но правление Гавриила было непродолжительным, и летом 1620 г. Петр Могила вернулся домой.

Могила участвовал в кровавой Цецорской битве под Яссами, где поляки потерпели поражение от турок, погиб молдавский господарь Гаспар Грациани, пал героической смертью Михаил Хмельницкий, а его сын Богдан попал в плен. Еще через несколько дней под Могилевом погиб и гетман С. Жолкевский. После этого протектором Петра Могилы стал гетман К. Ходкевич.

В следующем году состоялась Хотинская битва, в которой Петр Могила "стал отважно со своим собственным людом военным... против турчина". Победу над султаном Османом Вторым одержало польско-украинское войско, казачьими отрядами которого командовал Гетман Сагайдачный.

Битва под Хотином
Битва под ХотиномВікіпедія

Путь военный или путь духовный?

Перед Могилой встала дилемма: карьера государственного и военного деятеля или путь духовный защита православных. Ведь с одной стороны, польский король Сигизмунд III Ваза обращался 15 октября 1622 к турецкому визирю с предложением назначить господарем Молдовы Петра Могилу, а с другой - Могила был поражен чудесным выздоровлением от тяжелой болезни, которое перевернуло его душу.

Смерть в марте 1627 г. архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского окончательно подтолкнула Могилу к принятию монашества. Он стал одним из четырех кандидатов на пост церковного иерарха – и единственный, кто имел четкий план защиты обители от посягательств католиков и униатов. Кроме того, его родственные связи и личное богатство, поддержка митрополита Иова Борецкого повлияли на печерских монахов, которые изначально не желали назначения Могилы, прежде всего потому что тот был слишком молод.

29 ноября 1627 г. король утвердил Петра Могилу на должности архимандрита Киево-Печерской лавры, а в начале 1628-го состоялось его официальное посвящение.

Как писал Н. Костомаров, "новый архимандрит... завел надзор над священнослужителями в селах, где были лаврские имения, малограмотных велел учить, а упрямых и своевольных – подвергать наказаниям; обновил церковь, не жалел издержек на украшение пещер, подчинил Лавре Пустынно-Николаевский монастырь, основал Голосеевскую пустынь; построил за свой счет при Лавре богадельню для нищих и задумал создать при Печерском монастыре высшую школу". Историки писали, что под  чернецкой рясой он скрывал воинственность солдата и деспотичный нрав воеводы, подчеркивая "неразборчивость" в средствах этого "неутомимого в работе" человека.

Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавраНовинарня

Между двумя огнями - униатов и православных

В 1628 г. обратился к князю Яреме Вишневецкому с призывом держаться веры предков – православия. Защищая православных, он одновременно пытался положить конец вражде между ними и униатами.

Весной 1628-го в лаврском имении, в Городке-Волынском, в переговорах с Мелетием Смотрицким было решено созвать православный поместный собор, который назначили на 15 августа. Однако летом Смотрицкий издал книгу "Апология путешествия в края восточные...", где в расколе обвинил православную церковь, которая якобы отошла от настоящей веры.

Духовный суд, в который входил и Могила, нашел в этой книге 105 отступлений от православного учения. Смотрицкий приехал на собор, но ему не позволили остановиться в Лавре и отослали в Михайловский монастырь. Казаки угрожали вероотступникам: "Мы ту святыню обрели нашей кровью и будем ее печатать кровью, не только нашей, но и тех, кто ее будет презирать, от нее отступать".

Смотрицкий должен был во всеуслышание покаяться, возложив всю вину на издателя его "Апологии". Книгу подвергли анафеме, затоптали ногами и сожгли. Однако Могила не оставил идеи примирения двух конфессий. В 1629 г. он созвал в Киеве церковный собор, но под давлением казаков должен был прекратить его заседание.

Древние книги
Древние книгивідкриті джерела

Заветная мечта Петра Могилы

Петр Могила беспокоился о книгопечатании не только в Украине. Он помог господарю Матвею Бассарабу издавать книги на славянском и румынском языках в Валашском княжестве, прислал типографию вместе с мастерами в столицу Молдавского княжества – Яссы.

Заветной мечтой молодого архимандрита было создание школы. Он выбрал место для "гимназиона" у Троицкого больничного монастыря, чтобы иметь при школе и сад, и огород. Удерживал училище на собственные средства и хотел, чтобы оно стало лучше школы Киевского братства на Подоле.

В январе 1631 г. умер митрополит Иов Борецкий, который при жизни уговаривал архимандрита объединить усилия для создания школы с идеями Киевского братства, и в завещании указал это свое желание. На девятый день после его смерти Могила и Киевское братство таки договорились об объединении школ.

В конце 1631 г. Петр Могила вступил в Киевское братство, где его признали пожизненным своим опекуном. А 12 марта 1632 гетман реестрового казачества Иван Кулага-Петрожицкий письменно подтвердил обещание запорожцев защищать объединение школ, которое скоро стало Киево-Печерским коллегиумом.

Новая школа строилась на принципах православия и пыталась совместить его традиции с изучением польского и латинского языков. Это обеспокоило консервативных киевлян, которые заподозрили новое учебное заведение в пропаганде католичества. Это чуть не привело к трагедии. Приглашенный из Львова преподаватель Сильвестр Косов рассказывал, что разъяренная толпа, подстрекаемая противниками Петра Могилы, готова была штурмовать школу и сжечь ее, а учителей перебить как католических агентов. К счастью, опасности удалось избежать.

Петр Могила сам контролировал квалификацию учителей коллегиума и мечтал распространить начатую им систему образования на всю Украину. В 1634 г. он организовал филиал Киевского коллегиума в Виннице, а в 1639 г. перевел его на Волынь, в город Гощу. С 1636 г. филиал существовал и в Кременцах. Могила основывал школы нового типа даже за пределами Украины. В частности, в 1640 г. была организована Славяно-греко-латинская академия в Яссах и посланы туда четыре киевских преподавателя.

Тогда же Петр Могила предложил московскому царю Михаилу Федоровичу учредить в Москве аналогичную школу, но тот отказал, поскольку в Москве не полагались на чистоту украинского православия.

Петр Могила
Петр Могилавідкриті джерела

Личный враг киевского митрополита

30 апреля 1632. умер Сигизмунд III. На сейме по вопросу избрания нового короля Петр Могила поднял голос в защиту православного населения Речи Посполитой, которое не присоединилось к унии. После Иова Борецкого киевским митрополитом избрали Исайю Копинского, но православное духовенство поручило представлять свои интересы на сеймах Петру Могиле. Могила требовал отменить все запреты по строительству православных церквей, открытие школ и типографий, поднял вопрос о возвращении отобранных униатами храмов и церковных поместий. Требовал кары для тех, кто оскорбляет православных или совершает над ними насилие.

Это заставило претендента на польский трон королевича Владислава издать специальный акт "Статьи для успокоения русского народа". Было учтено большинство требований Петра Могилы. Киевской митрополии возвращались все ее храмы и владения с Софийским собором включительно, православные получили Выдубицкий монастырь (в обмен на Гродненский), другие монастыри и храмы, им гарантировали полную свободу перехода в униатскую из православной церкви или наоборот. Это укрепило авторитет Петра Могилы, которого делегаты того сейма от православных решили в Варшаве же избрать митрополитом киевским вместо Копинского. Король Владислав IV этот выбор утвердил сразу – 10 ноября 1632 г.

12 ноября в Царьграде Патриарх Кирилл Лукарис благословил Могилу на сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, предоставил ему почетное звание "экзарха Святейшего апостольского Константинопольского трона". Посвящение нового митрополита произошло после Пасхи в Волошской (Успенской) церкви во Львове.

Успенская церковь во Львове
Успенская церковь во Львовеua.igotoworld.com

Исайя Копинский не хотел мириться со своим устранением. Тогда Петр Могила велел силой перевезти его из Михайловского Златоверхого монастыря, где тот имел резиденцию, в Печерскую лавру. Оттуда Копинский выбрался лишь после того, как подписал документ о своем отречении.

10 августа 1635 года Исайя Копинский, прихватив некоторую церковную утварь и документы на монастырские имения, переезжает в Полесье. Оттуда жалуется королю, мол, Петр Могила хочет отобрать у него должность михайловского игумена. После распрей и скандалов в феврале 1637 г. в Луцке в присутствии представителей духовенства встретились митрополиты – бывший и действующий, после чего Копинский "дал квит", то есть официально отказался от исков и претензий к Могиле.

И через 2 месяца Исайя Копинский пишет королю, что Петр Могила якобы силой заставил его "дать квит". Распространяет слухи о митрополите. В документе, составленном в Москве 5 июня 1638 г., сказано, что Копинский писал многочисленным знакомым, будто Петр Могила "хрестьянской веры отпал... и присегал королю, и всем панам радным, и арцыбискупам лядским, что эму хрестьянскую веру ученьем своим попрать, и уставить всю службу церковную по повелению папы римского римскую веру, и церкви хрестьянские во всех польских и литовских огородах превратить в костелы ляцкие, и книги русские вывесть все". Петр Могила, как отмечалось, даже получил благословение Папы на пост патриарха.

Наветы Копинского имели определенную подоплеку, ведь Могила стремился к преодолению церковного раскола - и эти намерения извращались его врагами. Церковные несогласия использовались в польско-московском противостоянии. В Москве Петра Могилу видели предателем православия и союзником поляков. В Кракове считали, что он подстрекает казаков против Польши. На самом же деле митрополит защищал интересы православного населения Речи Посполитой, пытаясь преодолеть конфессиональный раздор. В этом же был заинтересован польский король, стремясь сплотить страну, которая конфликтовала с Турцией. Он был согласен в случае примирения православных и униатов на избрание патриархом Петра Могилы.

В Ватикане отвергали идею патриархата для русской церкви, ведь верили, что Петр Могила разделяет взгляды униатов. Однако здесь желаемое выдавалось за настоящее. Позиции Могилы и католической церкви разнились: католики стремились подчинить себе православных, а Петр Могила стремился к объединению равноправных церквей.

Украина - наследница Киевской Руси

Основными митрополичьими обязанностями Петр Могила считал устранение анархии в церковной жизни, контроль за моральными качествами духовенства и за строгим соблюдением треб и служб. Лично проверял благочестие священников и издал много богослужебных книг. Могила приглашал на соборы духовенства и представителей светских кругов.

Митрополит подчеркивал связи современной ему Украины с Киевской Русью, выделял особую роль Киева для восточнославянского православия. Такое отношение к Киеву могло зародиться еще в годы воспитания у Яна Замойского, который в конце XVI века. желал переноса Константинопольского патриархата в Киев, который должен был стать центром всего православия.

Митрополит реставрировал Софийский собор, восстанавливал другие древнерусские храмы, в частности, Трехсвятительскую церковь, храм Спаса-на-Берестове (там сохранился фресковый портрет Могилы 1643 p.), исследовал Десятинную церковь, состоялось чествование киевского князя Владимира и перенос его останков в Успенский собор Киево-Печерского монастыря, при нём проходила канонизация преподобных печерских монахов, похороненных в пещерах Лавры.

Храм Спаса-на-Берестове
Храм Спаса-на-Берестовеzeft.in.ua

Объединение церквей - или их слияние?

В 1643 г. папа Урбан VIII призвал Могилу перейти в католичество. Следом пришло и послание от Конгрегации пропаганды веры с надеждой, что русская церковь освободится от власти константинопольских патриархов, которые, мол, только обкладывают народ поборами. Оскорбительный тон обоих посланий сделал невозможным официальный ответ на них.

Принципиальным для Могилы было само объединение церквей, но не их слияние. Даже признавая превосходство Рима, русская церковь будет зависеть от Константинополя, а митрополит киевский будет избираться собором православных архиепископов и епископов. Петр Могила предложениями о компромиссах и согласием на признание примата Рима сделал шаг навстречу оппонентам. Но Ватикан не был готов к уступкам, требуя именно слияния церквей. 16 марта 1645 года Конгрегация приняла решение, что украинский митрополит только после утверждения папой будет считаться полноправным иерархом.

Могила был известен как богослов и соавтор трактата "Православное исповедание веры". Он был принят на соборах в Киеве (1640) и в Яссах (1642), его утвердили Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский партиархи, а также девять епископов. Он выдержал десятки изданий на многих языках, в т. ч. на древнеукраинском, латыни, греческом, английском, французском, немецком, польском, русском, румынском, венгерском; в наше время в Париже подготовлен перевод "Исповедания" на современный украинский язык.

Петра Могилу уважали даже противники. Касиян Сакович, бывший учитель Киевской братской школы, который из православия перешел в унию, а потом - в католичество, писал: "Добродетель даже в неприятеле надо хвалить. Если бы его милость отец Могила, відрікшися от схизмы, вошел в унию с римской церковью, действительно был бы достоин не только митрополичьего, а и патриаршего сана, потому что многое из того, что он сделал, заслуживает признания".

Избегая открытой полемики с униатами и католиками, Могила стал на защиту православия, когда Касиян Сакович в книге "Перспектива" (1642) обвинил русскую церковь в грехах и отступлениях от истинной веры. Могила под псевдонимом Евсевий Пимин 1644 г. издал в Киеве на польском языке книгу "Литос", в которой дал отпор Саковичу, а его обвинение было расценено как ложь и клевета на православную церковь.

Ватикан, площадь святого Петра
Ватикан, площадь святого Петраpixabay.com

Завещание Петра Могилы

В феврале 1645 Петр Могила последний раз побывал на своей родине – в Молдове. Он приехал на свадьбу дочери господаря Василия Лупула и польского правителя Януша Радзивилла.

Последней крупной работой Петра Могилы был "Требник", выпущенный за 2 недели до смерти митрополита – 16 декабря 1646 г. На 1700 страницах описаны и объяснены обряды восточной церкви (там, где они расходятся с обрядами западной церкви, предлагаются компромиссы). Могила понимал, что от конфессиональных несогласий страдал, прежде всего, украинский народ, ослабленный борьбой "Руси с Русью". В отличие от казачества, тяготевшего к революционному способу решения проблем, митрополит стоял за эволюционный путь преодоления споров. Это и привело его к переговорам с католиками, которые, однако, осложнились из-за неуступчивости Ватикана.

Петр Могила составил завещание за 9 дней до смерти. Там было написано: "В святой вере, в которой я родился, был воспитан и по воле и милости Божией имею высокое митрополичье звание, в ней же хочу, век свой завершив, стать пред величием Господа своего... Видя, что упадок святого благочестия в народе русском происходит только от полной нехватки образования и науки, я дал обет своему Господу, что все свое имущество, которое досталось мне от родителей, и все, что будет доставаться от доходов, полученных из порученных мне святых мест и имений, для этого предназначенных, буду отдавать частично на восстановление разрушенных храмов Божиих, от которых остались жалкие развалины, частично – на основание школ в Киеве".

Перед смертью он отписал основанной им коллегии большую часть собственного имущества (в т. ч. хутор Лозняки, половину скота и хозяйства хутора Напологи), все приобретенные им в Киеве дома, Солениковский дворец на Подоле, всю свою библиотеку (самую богатую в Киеве), 76 тыс. злотых, а также четверть всего домашнего серебра, сакос, митру, крест и др.

Киевская братская школа
Киевская братская школаВікіпедія

Умер Петр Могила в три часа ночи 11 января 1647 г. Похоронили его только после замещения оставленных им церковных должностей. Гроб с телом стоял в соборе Святой Софии до 19 марта. В этот день, при большом скоплении народа перевезли в Успенскую церковь Печерской лавры и опустили в яму в левом (северном) клиросе, возле западной пары подкупольных пилонов, где соорудили саркофаг из красношиферных плит, обложенных кирпичом.

Почти 300 лет никто не тревожил вечного сна. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 p., Успенский собор взорвали. Взрывчатку заложили именно возле места захоронения Петра Могилы, поэтому гроб с прахом основателя Киево-Могилянской академии был полностью уничтожен.

По информации "На скрижалях"

Читайте также: "Быть гражданином СССР-значит быть рабом": кого Василий Стус ставил украинцам в пример

Предыдущий материал
ТОП вдохновляющих книг 2020 года – от Петра Порошенко
Следующий материал
Колядки, стихи, вера в Бога: за что Кремль бросал и бросает украинцев за решетку