Традиционно сезон свадеб начинался осенью, когда завершались полевые работы, и продолжался до конца зимы. Конечно, случались исключения, и жениться могли в течение всего года. Единственным запретом на празднование был пост, рассказывает Александра Сторчай, эксперт по истории традиционных костюмов.
Молодожены, г. Снежное, Донецкая обл., первая четверть ХХ в.
К свадьбе относились ответственно. Часто родители, понимая, что девушке нужно подготовить приданое, освобождали ее от дополнительной работы. Свадебный наряд изготавливали по определенным законам. В частности, новую рубашку шили только новой иглой.
Свадьба никогда не длилась один день, преимущественно неделю – предсвадебные обряды, свадьба и послесвадебные ритуалы.
Сватовство
Сначала сваты с женихом или без него приходили к семье молодой договариваться о свадьбе. Они обязательно обменивались хлебом, завернутым в платок или полотенце. Этот обряд объединяет разные уголки Украины, хотя празднование и отличается в зависимости от региона.
В Центральной Украине невеста перевязывала сватов рушниками, а жениху передавала пышно вышитую сорочку, которую он надевал на свадьбу.
Свадьба в с. Боровиково, Черкасская обл., 40-е годы ХХ в.
На Полесье сваты приносили в дом семьи молодой бутылку водки. Там ее выпивали, в знак согласия на бракосочетание засыпали в нее зерно и украшали красным цветком с красной лентой. Гордясь, что получили согласие от девушки, сваты могли в течение месяца ходить по селу и щеголять бутылкой.
На Гуцульщине молодая не перевязывала рушниками сватов, но, как и в Центральной Украине, передавала молодому сорочку.
В некоторых регионах молодая передавала жениху ритуальный платок, который на венчании затыкала ему ее за пояс, показывая, что парень уже не свободен.
Молодожены на Гуцульщине
Как появился обряд выкупа невесты?
Этот обычай очень популярен и в наше время. Но существует на территории Украины с древних времен в разных вариациях.
Например, существовал обряд, когда родной брат расчесывал молодую, брал в руки ножницы и требовал у молодого выкуп, иначе отрежет девушке косу – символ девичества и невинности.
"Обряд выкупа невесты восходит еще к дохристианским временам, когда племена жили обособленно и враждовали друг с другом. В общине не хватало женщин для брака, и поэтому, чтобы не женить между собой родственников, похищали девушек из соседних племен. Впоследствии, чтобы не обострять конфликт, племена приносили выкуп за девушку. Со временем враждебность исчезала, однако древние обряды прочно закрепились в народной культуре", – рассказывает Александра Сторчай.
Молодожены на Западной Украине. Дореволюционная фотография
Венчание
В одних регионах, по традиции, жених ждал невесту в церкви, в других – молодые шли к венчанию вместе.
По дороге в церковь молодым пели песни. Например:
Із дороги, вороги,
Не переходьте дороги.
Ой нехай пройде родина,
Щоб була молода щаслива.
Нехай пройде чоловік,
Щоб був молодої довгий вік.
Венчание в церкви, Западная Украина (накануне Второй мировой войны)
Интересно, что на Гуцульщине венчались во второй половине дня, празднование происходило ночью. Во время венчания в церковь приходили 12-15 пар дружек, родители и крестные молодых.
Молодожены на Гуцульщине. Ориентировочно 60-70-е годы ХХ в.
Статус женщины
После венчания молодые ехали сначала в дом невесты, а потом – жениха, где свекровь проверяла невестку, давая задание.
Свадьба в Донецкой области, 1930 г.
По завершению торжеств с молодой снимали снимали венок – и заменяли его платком или наметкой. Этот ритуал был едва ли не самым важным, ведь свидетельствовал, что девушка превратилась в женщину – и полноправную хозяйку в доме мужчины.
В большинстве регионов после этого обряда женщина уже никогда не показывала своих волос.
С. Яворов Косовского р-на Ивано-Франковской области (60-70-годы ХХ в.)
"Если девушка выходила замуж в другое село, на чужбину, должна была пополнить его той одеждой, которая была традицией в местности, где она будет жить с мужем", – говорит Александра Сторчай.
Кстати, когда невестую одевали до брака, а также во время свадьбы, когда покрывали наметкой, ей пели тоскливые песни, которые перекликались с плачем, объясняет эксперт. Вот несколько из них:
Буковина, 50-е годы ХХ в.
Йа з суботоньки на неділеньку
Мати дочку змивала.
Йа змиваючи, заплітаючи,
До її промовляла:
– Доненьку моя, кісонька твоя
Перемовлена буде.
Ой доню моя, ой мова твоя
Перемовлена буде.
Ой де ступиш, да й похилишся,
Ой що скажеш, да і помилишся.
Самая старая фотография свадебного обряда в Украине, которую удалось найти, – Черниговщина, 1867 г.
***
Не раз, не два, ненько моя, та й заплачеш,
Поки мене в своїй хаті та й побачиш.
Не раз, не два ненько моя, та й затужиш,
Поки мене через люди та й почуєш.
Не жаль тобі, ненько моя, мене буде,
Ой як мене в твоїй хаті та й не буде.
Свадебная община в поселке Бильче-Золотое, Тернопольская обл., 30-е годы XX в.
"А невеста – как панночка..."
Одежда на свадьбе была не только украшением и оберегом. По ней можно было узнать о семье и социальном статусе человека.
На состоятельность невесты указывали украшения: стеклянные бусы, венецианское стекло, монеты. А еще жемчуга, которые, считалось, имели энергетику долголетия, плодородия и женственности.
Состоятельные девушки могли позволить себе пошить свадебную сорочку из ткани, привезенной из-за границы. Например, "голландское" полотно было признаком состоятельности невесты.
Молодожены из г. Городок Львовской области (нач. ХХ в.)
Грайте, музики, як грали,
Ми вже й Сашечку убрали.
Як не убрали, то й вберемо,
До шлюбу поведемо.
Праздничную сорочку невесты вышивали уникальным городокским швом. Он настолько сложен для овладения, что сейчас уже невозможно его воспроизвести.
Молодожены. Покутья или Коломыя, ориентировочно не позднее 1920 г.
Юбку невесты могла украшать забойка - "принт" из коричневых пятнышек. Чтобы его создать, ткань отбивали деревянными штампиками. Юбку молодой также могли плиссировать, то есть делать мелкие–мелкие складки. Такую одежду даже стирать было нежелательно, ведь заплесировать ее снова чрезвычайно сложно. Весь наряд на талии держит узкий тканый пояс.
Из верхней одежды, в зависимости от региона, молодые надевали свиту, кептар, сердак и тулуп.
Независимо от погоды и времени года, на свадьбы невесты всегда надевали все элементы праздничного наряд: рубашку, поясная одежда (плахта с запаской, юбка или обертка), свой в каждом из регионов.
сек. Богдан Раховского р–на, Закарпатье, 60-70 гг. ХХ ст.
Дополняли свадебный образ ожерельем и венком. Девушка всегда надевала обильно украшенный венок, иногда с лентами или шерстяными нитками.
Свадебный венок кое-где надевали на распущенные волосы. Например, на Черкасщине молодой завязывали под волосы шелковые ленты, поверх которых она распускала волосы.
Черкасская обл., Смелянский р–н. Дореволюционное свадебное фото
Однако, как свидетельствуют старые фото, обычай распускать волосы распространялся не только в Центральной Украине.
С. Яглуш, Ивано-Франковская обл., ориентировочно 50 гг. ХХ ст.
"Свадебный венок изготавливали из любых материалов, впрочем никогда не использовали живые цветы, ведь они вяли", – рассказывает Александра Сторчай.
Среди живых растений могли использовать лишь вечнозеленые-листья барвинка, мирта или самшита. Например, венок, изготовленный из барвинка и мелких цветов украшал невест на Львовщине.
Зачем на свадьбе дружба и старшая дружка?
На протяжении свадьбы молодожены не ели, не пили, не танцевали и не целовались. Все, что им позволяли, – кланяться во все стороны. Поэтому нужны были старшая дружка и дружба – на их плечи ложилась ответственность за выполнение обрядовых свадебных действий.
Одежда старшей дружки почти полностью повторяла образ невесты. А в руке она держала калач. С такими калачами невеста с дружками приглашала гостей на свадьбу.
С. Ужок Великоберезнянского района, на Закарпатье, дружки
Вышитая сорочка из домотканого полотна, тканая шерстяная обертка и тканый пояс, сверху шерстяной кептарь – такой наряд старшей дружки был характерен для Покутья. Ее шею украшали такие же бусы, как и у невесты.
Приданое
Приданое девушки состояло из одежды, которую она будет носить всю жизнь. А также из скатертей, рушников и тому подобное.
30 праздничных сорочек в сундуке девушки указывали на ее бедность. Невеста со средним достатком могла приготовить до 50-ти сорочек. А вот те, кто имели свыше 70 вышитых сорочек в сундуке, считались зажиточными.
Молодые супруги, С. Текловка Березновского р-на, Ровенщина, 1917 г.
Эксперт Александра Сторчай объясняет: "Праздничную сорочку надевали каждое воскресенье, идя в церковь. Имея 50 сорочек и надевая их раз в год в воскресенье, девушка могла в течение года ни разу не повторить наряд. Кроме того, одежда не изнашивалась, и она хранила ее в хорошем состоянии до старости".
Читайте также: "Надо быть готовым, и "чтобы пулемет стоял в каждом доме": хроника освобождения Мариуполя в воспоминаниях украинских бойцов