Шведская компания IKEA открыла магазин в Киеве. Он работает почти две недели. После открытия покупатели выстаивали в очередях в магазин шведской мебели и аксессуаров для дома – но вот стоят ли в очереди на вход в Украину инвесторы? Бизнес-аналитики делают оценки. Говорят, появление мирового бренда в столице – хороший знак, но говорить о буме рано. Что тормозит или останавливает такие компании в выходе на украинский рынок – расскажет журналистка "5 канала" Мария Писаренко.
Для того чтобы просто зайти в IKEA, вам нужно зарегистрироваться заранее, а потом ждать еще несколько часов, чтобы зайти внутрь магазина. Киевляне устроили настоящее паломничество в первый в Украине магазин ИКЕА. Это большая сеть по продаже мебели и вещей для дома.
"Когда мы открыли дверь, магазин был переполнен людьми уже через 5 минут после открытия", – говорит директор IKEA в Украине Флориан Мелле.
За первую неделю здесь насчитали 70 тысяч клиентов. Теперь ажиотаж немного утих. Людей стало меньше из-за непогоды. Метель задерживает и поставки товаров. Когда фуры все же доезжают, разгружают всем офисом.
"В этих условиях мы делаем такую себе "толоку викингов" – созываем всех наших работников не только из зала, но и офисных, и менеджеров раскладывать товар", – говорит директор IKEA в Украине.
Сеть "Эпицентр" встретила запуск магазина иностранных конкурентов троллингом. Прийти в Украину ИКЕА решила еще в 2017. Открытие магазина анонсировали дважды. Но его постоянно откладывали.
"Была очень некрасивая для нас как для страны история, когда от них требовали местные чиновники за землеотвод войти в долю с ними, чего IKEA просто не делает, она работает в белую", – рассказывает экономист Павел Кухта.
Руководитель подразделения компании в Украине убеждает – все это время изучали быт украинцев.
"В первую очередь, мы пытаемся понять потенциал страны, как люди здесь живут, как работают и проводят время. Во-вторых, мы изучаем контекст ситуации внутри страны и местные законы. Мы напрашивались в гости в квартиры реальных людей. Мы были на левом и правом берегу, в центре, на Оболони, на Дарнице", – говорит Флориан Мелле, директор IKEA в Украине.
С мая в Украине компания запустила еще и официальный интернет-магазин.
Восточноевропейский офис большинство крупных мировых компаний имели в Москве. После начала войны в 14 году подход начали менять. И все же экономика России, даже несмотря на санкции, больше украинской в 3-4 раза. Поэтому к нам компании не спешат.
"Они видят, что это пробная инвестиция. Возможно, на пробную инвестицию после этого решится кто-то еще", – говорит экономист Павел Кухта.
Пробный приход в Украину сделала и международная сеть кофеен Starbucks. С января поставляют четыре вида кофе. А вот фирменные кофейни открывать не спешат.
"Все крупные компании потенциально хотят зайти в Украину, потому что это большая страна, это вторая Польша. Как только Украина рванет вперед и исчезнут эти все олигархизация, коррупция. Они сразу придут, как пришли в Польшу", - говорит экономист Павел Кухта.
Уже давно желанная международная компания в Украине – Apple. Пока техникой и телефонами они торгуют через дистрибьюторов. И в апреле прошлого года в реестре юридических лиц Украины появилась новая запись – Apple зарегистрировала украинское представительство в бизнес-центре на Печерске.
Но открытие представительства задерживает пандемия. А еще, говорят в бизнес – ассоциации, влияют и непрозрачные условия ведения бизнеса.
"В Украине высокий уровень теневой экономики и отсутствуют равные правила игры. Система правосудия не работает, система правоохранительных органов не такая,которая необходима международному бизнесу", – объясняет исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.
В Украине нет электронной платежной системы PayPAL. А именно это самый распространенный в мире способ расчетов в интернете. В очереди кандидатов на вхождение на украинский рынок аналитики называют сеть фастфуда Burger King и супермаркеты Lidl. Зато после долгих лет ожидания в 2017 начал работу лоукост-авиаперевозчик Ryanair. Через год появилась шведская сеть масс-маркет одежды H & M.
Но это все – точечные инвестиции транснациональных компаний. Вкладывать большие деньги в украинский рынок бизнесы до сих пор просто боятся.
"Нас интересует такой эффект, который бы поднял нашу экономику и позволил нашим людям и материально, и с точки зрения навыков подняться на новый уровень. Такого эффекта от одного магазина не будет", - отмечает экономист Павел Кухта.
На экономику влияют крупные проекты международных компаний – когда международные бренды не только продают, но и производят на территории страны.
Мария Писаренко, Богдан Танасийчук, Валентин Стрельцов, "5 канал"