Одной из таких смелых идей стало использование элементов "геймификации" – принципов, взятых из видеоигр, чтобы повысить эффективность действий украинских военных против российских оккупантов. Об этом пишет "Дивогляд" со ссылкой на The Economist.
По данным издания, в основе этой системы лежит принцип поощрения: чем эффективнее оператор дрона, тем быстрее он получает новые аппараты. Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров назвал это нововведение "Amazon для военных" - платформой, позволяющей подразделениям обменивать заработанные за уничтожение вражеской техники и личного состава баллы на новое боевое снаряжение.
Как работает система
Термин "геймификация" приобрел популярность еще в начале 2000-х, когда его начали активно использовать в бизнесе, здравоохранении, образовании и даже в программах лояльности клиентов. Суть состоит в введении системы баллов, таблиц лидеров, уровней и значков, стимулирующих участников действовать активнее. В некоторых случаях баллы можно обменять на реальные вознаграждения – и это не только удовольствие от "победы".
Война дронов стала идеальной областью для применения этого подхода. С августа 2024 г. в рамках инициативы "Армия дронов" в Украине начала действовать система "бонусов". Ее главная особенность состоит в том, что все подтвержденные уничтожения врага фиксируются камерами беспилотников, поэтому результативность каждого экипажа можно отследить и оценить.
После доказательства ликвидации целые баллы начисляются за военную ценность объекта. Например, оператор дрона, который с помощью FPV-дрона уничтожает российский танк Т-90М, получает столько очков, что его подразделение может приобрести еще 15 новых дронов. Это мотивирует военных искать наиболее ценные цели в поле боя.
Результаты на фронте
Как отмечает The Economist, несмотря на то, что Украина только за прошлый год произвела около 1,5 млн дронов, их все равно недостаточно. Именно поэтому система "баллов" позволяет более эффективно распределять ресурсы.
Особенно успешно геймификация проявила себя в 414-й отдельной бригаде беспилотных систем, известной как "Птицы Мадяра". По официальным данным, эта бригада уничтожила 8% всей российской бронетехники, уничтоженной украинскими силами. В апреле подразделение возглавил рейтинг, набрав 16 298 баллов, и с тех пор занимает первое место.
Михаил Федоров отмечает, что система бонусов не только мотивирует военных, но позволяет быстро адаптировать тактику. К примеру, недавно количество баллов за ликвидацию российского пехотинца увеличили с двух до шести. Это сразу дало эффект: подразделения, такие как "Птицы Мадяра", начали активно уничтожать больше живой силы врага.
По словам министра, благодаря такому изменению удалось удвоить потери российской пехоты. Впоследствии была сделана еще одна коррекция: количество баллов за уничтожение вражеских операторов дронов повысили настолько, что теперь они стали более ценными целями, чем танки. Это привело к смещению акцента по бронетехнике на борьбу со специалистами, управляющими беспилотниками.
Геймификация на войне не только стимулирует военных, но помогает командирам быстро реагировать на смену приоритетов на фронте. Система, которая когда-то была игровым элементом, теперь спасает жизнь и приближает Украину к победе.
Ранее "Дивогляд" рассказывал, что Steam заблокировал российскую игру о войне в Украине.
Пока на нашей земле война, даже "Дивогляд" – это не о котиках и пандочках, а о победах нашего войска! Наш Telegram – Дивогляд 5.UA.