Кабинет Министров 3 июня зарегистрировал законопроект №5600 о внесении изменений в Налоговый кодекс. Это так называемый ресурсный законопроект, который предусматривает увеличение и индексацию ряда акцизов и налогов. Об этом сообщает "Цензор.нет".
В случае его принятия в Верховной Раде в текущей редакции налоговая нагрузка увеличится не только на крупный бизнес. Больше налогов придется платить среднему, малому бизнесу, а также физическим лицам.
По оценкам Кабинета Министров, дополнительные поступления в бюджет в случае принятия закона составят ежегодно 50 млрд грн. Эти деньги будут собраны с крупного, среднего, малого бизнеса и физических лиц.
Между тем, увеличение налоговых поступлений возможно путем обеспечения выполнения уже существующего законодательства. Для этого лишь нужно ликвидировать коррупционные схемы уклонения от налогов на рынках нефтепродуктов и табака, при импорте электроники и при экспорте агропродукции.
Как наполнить бюджет, соблюдая уже существующее законодательство
- Теневой рынок нефтепродуктов
В 2020 году из-за нелегального производства нефтепродуктов на мини-НПЗ и нефтебазах, а также уклонения от уплаты налогов, а именно так называемых скруток НДС, в 2019 году бюджет недополучил 19 миллиардов гривен в виде акцизов и НДС.
В 2021 году сумма недопоступления налогов в государственный бюджет от такой деятельности может превысить 22 миллиарда гривен, подсчитали в консалтинговом агентстве "А-95".
В Украине работает 25 мини-НПЗ, которые ежегодно производят 470 тыс тонн контрафактных нефтепродуктов без уплаты акциза.
Это низкокачественные моторные топлива стандартов "Евро-2" и "Евро-3", которые смешиваются с октаноповышающими присадками и продаются на дисконтных сетях АЗС под видом топлива "Евро-5".
Уклонение от уплаты НДС, или же НДС-скрутки – второе наиболее распространенное направление нелегальной оптимизации уплаты налогов на рынке нефтепродуктов.
Схема уклонения от уплаты НДС на сетях АЗС выглядит примерно так: водитель за наличные в размере 1000 гривен заправляет автомобиль, ему выдают чек с пометкой "Ведомость К", которая означает возврат товара. То есть водитель якобы вернул топливо обратно и забрал деньги. На самом же деле горючее остается в бензобаке и деньги не возвращаются.
Далее к АЗС обращается юридическое лицо, например агрофирма, которая за безнал покупает у нее топливо на 1000 гривен и получает документы на топливо, которые дают право на налоговый кредит. Кроме того, фирма получает возврат денег обратно наличными, с вычетом процента АЗС за "обнал", ведь реальное топливо уже было продано розничному потребителю.
При этом АЗС может без продавать легальное топливо, но получать на продаже документов и наличных в конвертационные центры 12% рентабельности, или 3,20 гривны на литре.
По такой схеме, когда топливо "продается" дважды, вращается примерно 20% нефтепродуктов в Украине. В целом бюджет на оптимизации НДС и налога на прибыль сетями АЗС недополучает 15 миллиардов гривен ежегодно.
- "Серый" экспорт зерна
В Украине нелегально обрабатывается 8 миллионов гектаров земли. Половина из них – государственные земли, которые находятся под управлением Минобороны, Национальной академии аграрных наук, невостребованные паи, или же паи без регистрации договоров аренды.
На бумаге эта земля не обрабатывается, но по факту засевается в промышленных масштабах средними и крупными аграрными корпорациями.
Собранный урожай через фиктивные компании отправляется на экспорт, где через офшорные компании перепродается международным трейдерам. Валютная выручка в страну не возвращается.
По данным главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, ежегодно объем нелегального экспорта зерна из Украины составляет $2 миллиарда. Это – недополученная прибыль страны.
Объем неуплаченных налогов от "серого" экспорта сельскохозяйственной продукции составляет 8-10 миллиардов гривен.
- Нелегальный рынок алкоголя
В Украине работает до 10 физических точек продажи нелегального алкоголя, они продают контрафактную продукцию без уплаты налогов. Такие "виномаркеты" работают открыто, продают контрафактную водку на разлив, заманивают клиентов бесплатной дегустацией.
Кроме того, нелегальный алкоголь без проблем продается в Интернете. Любой может заказать контрафактную водку в тетрапаках разного объема и получить заказ в почтовом отделении. Такой алкоголь стоит в 10 раз дешевле, чем официальный в магазине с уплатой акцизов и других налогов.
По подсчетам участников алкогольного рынка, примерно половина рынка крепкого алкоголя находится в тени. Ежегодно бюджет недополучает 8,1 млрд грн в виде акциза от продажи контрафактного алкоголя.
- Контрабанда сигарет
Доля нелегальных табачных изделий на рынке Украины в феврале 2021 года составила 12,8% против 5,8% в феврале 2020 года. Этот показатель является максимальным с 2011 года.
Об этом свидетельствуют данные исследования Института Kantar Украина по заказу десяти крупнейших украинских производителей табачных изделий.
Винниковской табачной фабрики (Львовская область). Доля неустановленных производителей составляет 23%, а ООО "Юнайтед Тобако" (Желтые Воды Днепропетровской области) – 15%.
Сигареты маркированы как экспортная или duty free продукция, которая не предназначена для продажи в Украине.
В то же время 42% контрабандных сигарет, которые продаются в Украине, изготавливаются в Беларуси на Гродненской табачной фабрике, еще 20% – это продукция табачных фабрик Молдовы.
Потери государственного бюджета от неуплаченных налогов от продажи сигарет в 2021 году оцениваются в 11,8 млрд грн.
- Контрабанда электроники
Бытовая техника является лидером среди контрабандных поставок в Украину. По подсчетам ЕБА, примерно 20% контрабанды в Украину – это бытовая техника и электроника. Объемы нелегального импорта по некоторым категориям оборудования составляют 50-70%.
По подсчетам Ассоциации импортеров бытовой техники, ежегодно бюджет теряет от продажи электронной техники без уплаты налогов 7 миллиардов гривен.
Помощь бизнесу от государства
В 2020 году отток прямых иностранных инвестиций из Украины установил рекорд за последние 20 лет – минус $868 миллионов, свидетельствуют данные НБУ. В то же время в период 2016-2019 годов Украина привлекала ежегодно не менее $3,7 миллиарда прямых иностранных инвестиций.
Основной причиной рекордного оттока иностранных инвестиций из Украины в 2020 году была мировая паника, вызванная пандемией COVID-19.
Однако темпы вывода капитала можно было бы уменьшить, если бы поведение украинской власти было нацелено на защиту интересов внешних и внутренних инвесторов.
Ярким наглядным примером нарушения властью своих обязательств является невыполнение условий меморандума с инвесторами в возобновляемые источники энергии.
С 2010 года в отрасль производства возобновляемой электроэнергии в Украине было привлечено $12,3 миллиарда инвестиций США, свидетельствуют подсчеты Украинской ассоциации возобновляемой энергетики. В том числе почти $1 миллиард на развитие зеленой энергетики выдали госбанки Украины.
Рекордными по размерам инвестиций в ВИЭ стали 2018 и 2019 годы: в строительство новых объектов было привлечено $2,4 и $4,1 миллиарда соответственно.
В 2020 году, когда были зафиксированы рекордные объемы оттока инвестиций из Украины, в возобновляемую энергетику Украины операторы ВИЭ инвестировали $1,4 миллиарда.
Инвесторы вкладывали деньги в сектор ВИЭ из-за высоких "зеленых" тарифов, размеры и обязательность выплат по которым были гарантированы законом.
Однако в 2020 году, из-за стремительного роста мощности "зеленой" генерации и падения потребления электроэнергии, тарифа системного оператора "Укрэнерго", из которого происходит компенсация части "зеленого" тарифа, не хватило для расчета с "зелеными".
Правительство вышло с инициативой снизить "зеленые" тарифы в обмен на постепенное погашение исторических долгов, которые на 1 августа 2020 года составляли 22 миллиарда гривен.
Сейчас инвестиции в отрасль остановились. Государственные банки заявили, что приостановили кредитование отрасли до урегулирования ситуации с долгами. О свертывании инвестиций объявили и международные корпорации, а по некоторым проектам были объявлены дефолты.