Украине следует не пытаться продлить так называемую "зерновую сделку", а работать над полной деблокадой своих черноморских портов. В настоящее время речь идет о грубом нарушении международных законов морской торговли со стороны России и фактической выживаемости украинской экономики.
Об этом заявил известный эксперт в области промышленности, председатель отраслевой ассоциации "Укрметаллургпром" Александр Каленков в интервью Forbes.
На вопрос, необходимо ли изменение формата "зерновой инициативы" и какими могут быть действия Украины и партнеров дальше – аналитик призвал вообще отойти от слова "сделка".
"Потому что никаких соглашений не может быть со страной-террористом. Надо возвращать все в международное право. И в том числе нужно отойти от слова "зерновая", потому что морские пути нужно открыть для любой гражданской продукции. То есть нужно, чтобы любая продукция имела возможность как завозиться морем в Украину, так и вывозиться", – отметил он.
По его мнению, деблокада морских путей – это важнейший экономический вопрос для Украины.
"Деблокада Черного моря для всех видов товаров обеспечит как минимум рост на 10% ВВП. Это – сотни миллиардов гривен дополнительно в госбюджете. И это до 20 миллиардов долларов дополнительных валютных поступлений в Украину. А если мы говорим о количестве трудовых ресурсов, на которые оказывает влияние ситуация в Черном море, то это до полумиллиона людей, работающих в экономике Украины", – уточнил Каленков.
По его подсчетам, только горно-металлургический комплекс должен нарастить экспорт более чем на $8 млрд, если открыть морские перевозки. В целом, государственный бюджет мог бы получить более чем на 135 млрд грн больше платежей.
"Мы должны сказать нашим партнерам — это то, что Российская Федерация нарушает все законы, ссылаясь на возможные военные грузы. Но мы же можем согласиться, например, на выборочную проверку судов, идущих из Украины и Украины, если это будет сопровождаться зеркально такими же проверками и российских судов. Нужно, чтобы была создана международная комиссия и пусть такая комиссия проверяет каждое судно Российской Федерации. Это первое. Второе — нужно обеспечить безопасную торговлю Украины. И здесь есть два аспекта: безопасный и экономический", – пояснил он.
Безопасная сторона вопроса, по его мнению, включает предоставление Украине дополнительных систем ПВО и минных тральщиков. Многоцелевые истребители F-16 также стали бы очень действенным механизмом контроля вод Черного моря. Экономический – это обеспечить механизм страхования грузов и проходящих морем судов. Также есть необходимость усиления санкций против России.
"Если русская Федерация грубо нарушает интернациональные законы морской торговли, то вообще какая может быть торговля с русской Федерацией? Должен быть тотальный запрет морской торговли с Российской Федерацией. Если третьи страны не поддерживают санкции, нужно налагать санкции на те страны, на обслуживающие РФ страховые компании и прочее", - подчеркнул эксперт.