О том, как из недр земли добывают едва ли не самый популярный в мире материал – металл, – горняки и металлурги компании "Метинвест" рассказали, устроив экскурсию по Первомайскому карьеру на окраине Кривого Рога, сообщает ТРК "Украина". Производители металла показали весь путь – от добычи и до изготовления готовой продукции.
"Группа "Метинвест" сегодня – это крупнейший горно-металлургический холдинг Украины. Уже 15 лет мы выплавляем сталь, создаем стальной каркас Украины. "Метинвест" выплавил 142 миллиона тонн стали. Если приводить понятные сравнения, то это 20 тысяч Эйфелевых башен", – сообщает руководитель группы компаний "Метинвест" Юрий Рыженков.
Как сообщается, Первомайский карьер, расположенный посреди степи, – это рукотворная воронка глубиной с Красное море, а по площади – как пять княжеств Монако. Здесь добывают железную руду. От взрыва в воздух взлетают миллионы тонн того, что было скалой, чтобы горняки добрались до железа.
Для одного массового взрыва необходимо до тысячи тонн взрывчатки, говорит Максим Данилов, начальник Первомайского карьера Северного ГОКа Группы "Метинвест".
Дальше к делу приступает тяжелая техника – самосвал размером с двухэтажную усадьбу. В его кузов ковшом засыпает 130 тонн железной руды гигантский экскаватор. Одновременно в карьере работают десятки таких самосвалов. Водители говорят, что приходится делать 15-20 таких "ходок".
"22 млн 600 тыс. тонн руды – это годовая производительность карьера", – уточняет Максим Данилов.
Грузовики с сырьем направляются к т. н. "колодцу". Он по виду напоминает кухонную ступку для специй. Здесь разбиваются огромные валуны руды.
Далее километровые конвейеры отправляют куски руды размером с два мужских кулака на дробильную фабрику, где их смалывают до размера ногтя, рассказывают горняки. Мельницы превращают камни в пыль и смешивают с водой.
Разведенная в воде руда – жидкий железосодержащий концентрат – направляется в сепараторы – они похожи на барабаны стиральной машины, но с магнитами.
"Металлические частицы намагнитятся и пойдут дальше по процессу. Немагнитные частицы пойдут по каналу", – поясняет Дмитрий Снежко, заместитель начальника обогатительной фабрики №1 Северного ГОКа Группы "Метинвест".
Этот процесс повторяется минимум 4 раза, пока не уберется как можно больше лишнего, рассказывают металлурги. Затем надо откачать лишнюю жидкость. Готовый концентрат на две трети состоит из чистого железа, на ощупь – как влажный песок. Но каждая его частица в тысячи раз мельче.
Произведенный на Криворожье концентрат, как и железная руда, в вагонах прибывает в Мариуполь, где превратится в агломерат. Руда и концентрат – главные ингредиенты для производства стали, говорят "экскурсоводы": тысяча градусов – и они сплавятся воедино. В доменном цехе температура достигает 2000 градусов. Так руда превращается в чугун – ведь сварилась при температуре более высокой, чем в жерле вулкана.
Иван Колдухин, старший горновой доменной печи металлургического комбината им. Ильича, рассказывает о своей работе: "Работа у нас огненная, жаркая. Температуры высокие, но выдерживаем – куда же деваться".
Раскаленный чугун в специальных ковшах доставляют в конверторный цех, снова нагревают и перемешивают сверхмощной струей газа. Сталь приобретает форму. Эти слитки называют "слябами".
"После того как прокатались слябы, порезали на необходимую длинну, они едут с помощью железнодорожных вагонов в прокатные цеха", – объясняет Дмитрий Черкез, начальник конверторного цеха меткомбината им. Ильича. А из стальных слябов прокатчики изготовят материал для производства самой разнообразной продукции – от гвоздей до автомобилей и небоскребов.