Ростислав Кисиль, президент Meest: "Наш бизнес работает с людьми и для людей"

. Meest
Об онлайн-шопинге, бесплатной доставке и основных трендах почтовой логистики 2021 года в эфире программы "Час: Online" на "5 канале" поговорили с президентом глобальной почтово-логистической группы компаний Meest Ростиславом Кисилем.

– Ростислав, 2020 год был годом трансформаций, расскажите о ситуации на бизнес–сфере именно в вашей сфере.

– Сфера почтово-логистических услуг достаточно активно развивалась и до начала пандемии, то есть она начала переходить из офлайна в онлайн раньше, чем остальной мир. Еще до 2020-го e-commerce, тесно связанный с нашей сферой, рос примерно на 20%. Пандемия только подтолкнула этот рост, поэтому вполне логично, что в отличие от других отраслей, почтовая логистика росла.

Во время пандемии объем e-commerce вырос примерно на 50%. Такие гиганты как Amazon и AliExpress в разы увеличили свои объемы продаж, ведь имели большое количество заказов. Конечно, способствовал спрос и огромной нагрузке на почтово-логистические компании. Поэтому в 2020 они начали развивать свои мощности и продолжают это делать и сейчас. На данном этапе это просто необходимо.

– То есть компания нуждается в больших мощностях. Как планируете привлекать инвестиции, развиваться? И это надо сделать быстро за короткий период, да?

– Meest на рынке логистическо-почтовых услуг не новичок, нам 32 года. Мы имеем огромный международный опыт работы, ведь начали свою деятельность с Канады и Америки.

За годы труда мы выстроили огромную инфраструктуру, работаем со многими мировыми компаниями, в частности, с инвестиционными фондами. Среди наших партнеров – Европейский банк реконструкции и развития. У нас есть возможность привлекать соответствующие средства, что мы и делаем в данный период. В 2021 году мы планируем значительно расширить инвестиции – они измеряются в сотнях миллионов гривен, если говорить об Украине, и в миллионах долларов, если говорить о международном направление.

– Сейчас вы представлены в более 30 странах, а в 2021 году планируете расширяться?

– Сейчас воспользоваться услугами Meest можно от Китая до Англии и Канады. Тем не менее, мы действительно планируем в этом году еще больше расширить свою географию на международном рынке – до 61 страны мира. В частности, тесно сотрудничать с e-commerce и интернет-площадками.

– В чем сложность работы в других странах по сравнению с Украиной?

– В других странах на самом деле значительно проще работать, чем в Украине. Например, в Польше мы без проблем регистрируем почтовую компанию и получаем лицензию на международные отправления. А на внутреннем рынке мы можем оперировать почтовыми отправлениями наравне с почтой Польши. То есть конкурируем даже с национальным оператором. И таких компаний, как мы, в Польше, наверное, несколько десятков.

Если же говорить об Украине, у нас все гораздо сложнее. Рынок постоянно пытаются монополизировать, поэтому работать на нем очень непросто. Однако мы украинцы, и гордимся тем, что создали большую международную компанию именно здесь, поэтому приспосабливаемся к обстоятельствам и действующему законодательству.

.
.Meest

– Одна из главных угроз украинского почтового рынка – вероятная монополизация. Расскажете?

– Уже много лет "Укрпочта" хочет монополизировать международные почтовые отправления в Украину, то есть стать единым оператором, который будет обслуживать отправления и заказы из-за границы. Это приведет к тому, что люди банально будут ограничены в выборе. Более того, "Укрпочта" сможет установить собственные цены и условия, а потребители будут вынуждены с этим смириться – потому что альтернативы нет. Это полный абсурд. Подобный механизм существует только в России, Беларуси и может еще в каких-то азиатских постсоветских странах. Но ведь вектор у Украины противоположный – в Европу.

Например, в Германии мы имеем свое место как член всемирного почтового союза, мы частный почтовый оператор Германии. На аналогичных условиях мы работаем в Польше и многих других странах. Это и есть свобода, предоставляющая клиенту возможность выбирать лучший сервис.

– Минус монополии – это то, что сервис перестанет качественно развиваться. Если есть монополист, человек вынужден обращаться только к нему. Когда есть здоровая конкуренция, появляются новинки, услуги становятся оптимально удобными. И цена будет приятнее для пользователя при отсутствии монополии.

– Правильно. Но печально то, что эта эпопея уже много лет возвращается. На сегодня в комитетах Верховной Рады вновь продвигают соответствующий закон, который не в интересах людей.

– Закон "О почтовой связи". Что сейчас происходит с этим законопроектом?

– Украина должна принять закон о почтовой связи, потому что мы идем в Евросоюз, и ЕС устанавливает соответствующие требования для украинского законодательства. Закон должен быть принят, но принят на основе европейского законодательства, европейского права.

И тут не надо ничего выдумывать. Стоит посмотреть, что есть в соседних или в любой другой стране Европы и просто это имплементировать. Наша власть должна помогать развитию бизнеса, а не создавать преграды для него.

– Хочу спросить о конкуренции. Какие у вашей компании преимущества, новинки, чем вы привлекаете потребителей? Расскажите также о почтоматах.

– Конкуренция – это стимул прогресса. Как я уже говорил, почти во всех странах Европы мы конкурируем с местными почтово-логистическими компаниями. Это непросто, потому что там десятилетиями складывались соответствующие правила игры, крупные компании работают годами и имеют свою аудиторию.

Какие у нас есть конкурентные преимущества? Лучшая мобильность в принятии решений и более высокий уровень диджитализации, потому что будущее – именно за интернет-услугами. Чем лучше компания адаптируется к клиенту, тем клиенту проще и легче с ней работать, поэтому многие выбирают Meest. Украина отстает от европейского сегмента, но постепенно также приобщается к новейшим технологиям. Лично в наших планах реализовать в Украине технологии лучших европейских компаний, которые работают в электронной коммерции. Мы тщательно изучили их опыт и можем применить его здесь.

Одним из уникальных примеров успешной работы является АПТ – автоматические почтовые терминалы или почтоматы. Сейчас мы очень активно развиваем этот проект в Украине, сегодня Meest имеет наибольшую сеть 1500 устройств, с которых можно не только получать, но и присылать посылки. Однако это только начало.

Например, в Польше сейчас работает около 10 тыс. почтоматов, и их количество продолжает увеличиваться. Они пользуются огромным спросом среди поляков, ведь почтомат – это бесконтактный способ получения или отправки посылок. Вы не сталкиваетесь с людьми, не ходите в отделение, не стоите в очередях, что во время пандемии особенно важно. Мы считаем, что это будет трендом ближайшие годы.

Ростислав Кисиль
Ростислав КисильMeest

Другой способ отправки и доставки посылок, над которым мы активно работаем сейчас – открытие аутсорс-отделений. Например, в Польше мы имеем около 30 000 таких пунктов. Как это работает: почта Польши, Германии, Канады или любая другая выступает нашим контрагентом, принимают и выдают посылки нашим клиентам. Также, мы открываем такие пункты приема и отправки посылок в популярных торговых сетях.

– А что касается цены, стоимость получения или отправления посылки почтоматом или через мини-отделение выше или ниже стандартного варианта с курьером или в отделении?

– Сейчас опыт клиента становится едва ли не самым важным направлением для развития бизнеса, и это полноценный тренд 2021 года. Например, интернет-приложения позволяют быстро оформлять и получать посылки. А в случае с Meest вам вообще хватит чатботу в Viber или Telegram – в них также можно оплатить отправление, отследить посылку на карте и получить помощь от оператора, если понадобится.

У каждой компании, разумеется, должен быть качественный сервис и справедливая цена. В Украине компании понемногу начинают выходить на достойный уровень сервиса, Meest, в частности, может поспорить в этом направлении с нашими европейскими коллегами.

Остается цена. Что касается почтоматов или аутсорс-отделений, стоимость услуг здесь действительно меньше. И в то же время скорость доставки – выше. Например, через почтоматы в Киеве, которые мы сейчас устанавливаем, отправление прибывает к клиенту за 5 часов. То есть, если вы утром, до 11 часов, положите посылку в поштомат, то уже после обеда вы можете в другом месте Киева ее забрать. Кстати, в декабре, январе и феврале доставка посылок через почтоматы Meest была бесплатной, ведь главным для нас было предоставить возможность протестировать устройства всем, кто этого желает.

– Поговорим о габаритных грузах. Как проще всего получить или отправить их с помощью вашей компании?

– С габаритным грузом ситуация другая – здесь надо приехать к клиенту и его забрать, мы предоставляем такой сервис. И доставлять его лучше всего к получателю, в руки адресата. Габаритный груз в отделении займет очень много места, а в почтомат не уместится.

– А вес какой должен быть?

– Вес не имеет принципиального значения, имеют значение габариты. Почтоматы предназначены для отправлений посылок, размер которых примерно не превышает микроволновую печь. На самом деле это подавляющее большинство отправлений – одежда, книги, документы, техника легко передаются почтоматами. Но случаи бывают разные, поэтому габаритные отправления мы также доставляем в руки адресата. Наша компания достаточно хорошо это делает в Украине.

– Ваша компания запустила собственную авиадоставку. Что это значит для пользователей?

– Наш более чем 30-летний опыт подсказывает, что сегодня надо иметь максимальное количество сервисов, которые дополняют услуги компании. Мы пользуемся услугами многих авиакомпаний как перевозчиков из Китая, Америки, Канады и многих других стран. В этом году мы действительно совершили первые свои авиаперелеты из Соединенных Штатов в Украину и из Китая в Украину. Мы снимаем огромные чартерные межконтинентальные самолеты, доставляющие посылки наших клиентов из отдаленных стран. Это позволяет нам доставлять посылки значительно быстрее и в большем объеме.

– Влияет ли распространение вакцины от коронавируса на логистику? Как этот вопрос сейчас решается?

– Если мы говорим о вакцине, которая должна храниться при -70 градусах, то это серьезный вызов, к которому не была готова ни одна компания – европейская, американская или украинская. Только за последние месяцы несколько логистических компаний начали приходить к инструментам, которые действительно могут обеспечить такой температурный режим. Но количество таких компаний ограничено.

Стоит понимать, что до этого подобных требований к перевозке никогда не было. Лишь единицы готовы и имеют мощности, чтобы перестроить свои процессы под доставку доз. Я думаю, что эта вакцина, если она имеет такие температурные режимы, будет доставляться специализированными логистическими компаниями, которые соблюдают соответствующие условия.

– То есть большинство компаний не готовы и за это короткое время не успеют подготовиться?

– Я не думаю, что украинские или даже большинство европейских и американских компаний успеют перестроить свои мощности под специализированную доставку. За такой короткий период, который мы ждем вакцину – ближайшие месяцы – я не думаю, что это реально.

Meest
MeestMeest

– Давайте поговорим о развитии бизнеса в мире. Одним из первых решений нового президента США Байдена было вернуть Штаты Парижской климатического соглашения и параллельно – запретить строительство Кейстона, сети нефтепроводов, которые должны были идти по территории Соединенных Штатов. Это расстроило Канаду, но экологи говорили, что это очень плохо повлияет на экологическую ситуацию. Как логистические компании, в частности ваша, поддерживают мировой тренд 2021 года–экологичность?

– Об изменениях политики и приходе Байдена к власти, – по моему мнению, это большой позитив. И я с позитивом смотрю на экономический рост в 2021 году и дальнейший, потому что убежден, что будет изменена соответствующая политика.

Приветствую то, что Джо Байден отменил положение Трампа о выходе из Парижские соглашения о сохранении окружающей среды. Мы не должны думать только о сегодняшнем дне. Мы должны оставить своим детям условия не хуже, а желательно и лучше – чем те, в которых мы живем.

Наша компания из ЕБРР подписала соглашение и получила грант на экологическую доставку. Мы получили средства и обязались уменьшить выбросы в атмосферу. Например, раньше использовали пленку, которой обматывают паллеты – на это уходило много материала, который мы потом выбрасывали и утилизировали. А пленка очень тяжело утилизируется. Картонные коробки для отправлений тоже приходилось выбрасывать. Средства ЕБРР помогут сделать многоразовые клетки для перевозки грузов.

Другая наша инициатива – "4Д: Доставка дружественная к окружающей среде". Благодаря партнерам мы подсчитали, что во время доставки мы в среднем выбрасываем около 2 кг СО2. И чтобы компенсировать этот ущерб, на каждую посылку надо тратить только одну гривну. Поэтому теперь мы предоставляем возможность каждому клиенту доплатить одну гривну, чтобы сделать отправление зеленым. Деньги идут на специальный счет, откуда направляются на восстановление и защиту лесов в Украине и мире.

Делаем много маленьких, но важных шагов. Заменили LED-лампы энергосберегающими для экономии энергии, рассматриваем вопрос замены автомобилей электрокарами. Еще один важный шаг: подписали соглашение с компаниями, которые выпускают экологические устройства для офисов, бизнеса, складов. Сейчас доставляем их продукцию к украинским предприятиям по себестоимости. И многие другие вещи мы сегодня делаем для сохранения экологии.

– По защите работников во время пандемии: насколько они защищены, как вы это организовали? Как это внедрено в других странах и как вы этот опыт имплементировали в Украине?

– Когда началась пандемия, такого опыта не было ни у кого. Стандартные решения для того, чтобы сохранить людей, чтобы не распространялся в компании вирус, это прежде всего маски и антисептики, которые мы выдавали сотрудником. Мы впервые пошли на то, чтобы внедрить формат дистанционной работы. На сегодня многие люди у нас работают удаленно.

Кроме того, мы много средств вложили в 2020-м году в медицину, это был наш вклад в борьбу с коронавирусом в Украине. Выделили 20 млн гривен на поставку экспресс-тестов, ПРЛ-тестов по всей стране, привезли сотни кислородных концентраторов. И в целом поставляли медицинское оборудование и много препаратов, которые помогают бороться с вирусом. Люди для нас – все, потому что наш бизнес работает с людьми и для людей.

– Сколько в компании Meest людей сейчас работает удаленно и влияет ли это на эффективность?

– У нас много людей – водители, курьеры – которые не могут работать удаленно. Но работники колл–центра, ИТ и финансовые специалисты могут работать дистанционно. Примерно 25-27% сотрудников компании сегодня на удаленном формате. Но на качество работы это не влияет.

– Может ли стать трендом в дальнейшем открытие вакансий именно на удаленную работу?

– Люди к этому привыкают. Если, например, они работают в комфортных условиях и это не влияет на качество сервиса обслуживания, то зачем возвращаться назад? Люди не хотят этого делать да и, как видим, потребности в этом нет.

– Расскажите о планах компании на 2021 год.

– У нас большие амбиции, как на украинском рынке, так и на мировом. Я убежден, что в ближайшие пять лет электронная коммерция и почтово–логистическая деятельность будут расти быстрее, чем многие другие отрасли. Поэтому мы должны успевать за вызовами рынка. 2021–это год активного развития.

В Украине мы планируем изготовить и установить несколько тысяч почтоматов, открыть 10 000 минивотделений на аутсорсе. В этом году планируем расширить собственную географию до 60 стран мира – имеем четкие планы, знаем, как это сделать.

– Насчет ІТ-сферы. Торговля переходит в онлайн, диджитал активно развивается. Ваши сайт и приложения мобильны – кто является разработчиком? Вы ищете специалистов на аутсорсе или ваша компания сама этим занимается? User–friendly interface очень важен сейчас.

– В чем наша сила и как мы можем быть лидерами на рынке? ІТ-решением. Именно благодаря технологиям и быстрому принятию решений мы конкурируем с крупнейшими компаниями на международных рынках. Поэтому ІТ-сфера чрезвычайно важна в электронной коммерции и почтовой логистике.

Мы часто говорим, что мы – ІТ-компания в логистике. Преимущественно разрабатываем ІТ–решения самостоятельно для себя, пользуясь опытом лучших мировых сервисов. В то же время стараемся быть на шаг впереди и внедрять инновации. Например, как я уже говорил, Meest создала уникальное решение по открытию ящиков в почтоматах – это можно делать с помощью чатботов в популярных мессенджерах. Такого еще нет в мире.

– Многих работников вы вырастили сами?

– У нас работает около сотни ІТ-работников, и это только в Украине. У многих IT-компаний нет такого штата. Добавьте к этому наших специалистов в Америке, Канаде, Европе и Китае.

В Украине разработчики и все, кто причастен к созданию инновационных сервисов, имеют высокий уровень квалификации. ІТ-отрасль у нас одна из передовых: сегодня американские, израильские и другие компании используют наших специалистов как качественную силу для разработки цифровых решений.

Предыдущий материал
Усовершенствованная природа: как LiQberry совместили полезное и вкусное в ягодных пастах
Следующий материал
Почему "гадання" – это не о магии: замаскированные русизмы, заставившие некоторые украинские слова стать "немодными"
Теги: