Верховная Рада быстрыми темпами рассматривает несколько налоговых законопроектов, которые приведут к существенному ухудшению предпринимательского климата, ударят по украинскому малому и среднему бизнесу. Такое мнение в своем блоге на "НВ" высказал сооснователь Bendukidze Free Market Center Владимир Федорин.
По его словам, это делается под лозунгами "детенизации", "выполнения международных обязательств Украины" и – хотя не озвучивается вслух – необходимости провести непопулярные реформы, пока есть поддержка в парламенте.
Федорин объясняет, что результатом принятия закона будет усиление коррупции, резкий рост недовольства самозанятых, дополнительный отток экономически активного населения за границу и полная остановка инвестиционной активности значительной части среднего бизнеса.
"Украина, безусловно, нуждается в повышении эффективности налоговой системы. Разнобой ставок, неравные условия конкуренции за не облагаемый налогом теневой импорт, привилегированное положение налогоплательщиков-олигархов — все это подавляет инвестиционную среду и является одним из ключевых факторов нашей бедности. Налоговая реформа, безусловно, предполагает и жесткое выполнение новых, более справедливых правил. Однако без шагов навстречу бизнесу, без снижения номинальных ставок все чисто фискальные шаги будут справедливо восприниматься украинцами как триумф бюрократии, нарушение общественного договора и обман доверия", – пишет он.
Также он отмечает, что "фискальные инициативы "Слуги народа", а конкретно – Даниила Гетманцева – грубая политическая и экономическая ошибка, ведущая к кризису доверия к Президенту и новой власти. А чтобы начать быстро развиваться, Украине нужна радикальная стимулирующая реформа налоговой системы, а не "торжество азаровщины, лишенное какой-либо логики, кроме логики хапуги".
Также эксперт приводит заключения Союза украинских предпринимателей, согласно которым указанные законопроекты могут привести к трагическим последствиям для украинского бизнеса, и обращение Европейской Бизнес Ассоциации, насчитавшей 13 подводных камней законопроекта №1210.
"Эксперты Ассоциации выражают свое предостережение относительно нецелесообразности принятия законопроекта в таком виде и в чрезвычайно сжатые сроки, предлагаемые в связи с неотложным статусом законопроекта. Ассоциация полностью поддерживает заявление Премьер-министра Украины о том, что налоговая реформа должна начаться весной 2020 года, а изменения в налоговое законодательство должны вступить в силу с 2021 года", – цитирует Федорин обращение ЕБА.