По любому разумному определению слова, блокада россией черноморских портов Украины – это акт пиратства или, по меньшей мере, его угрозы. И западные страны, когда согласились на скрытые угрозы кремля топить торговые суда под иностранным флагом в международных водах, позволили россии шантажировать этим мир.
Об этом для издания СЕРА написал американский дипломат Курт Волкер.
Он призвал положить конец такой ситуации и прекратить российскую блокаду. Даже когда зерновое соглашение нормально функционирует – оно лишь создает "правовой фасад" для узаконения действий россии по блокированию остального украинского морского экспорта.
"Зерновое соглашение дает россии беспрецедентную роль в надзоре за черноморским судоходством, несмотря на то, что она имеет юридические претензии лишь на 10% береговой линии Черного моря и является участником Конвенции Монтре, которая была разработана для обеспечения свободы торговли через проливы Босфор и Дарданеллы. Конвенция возлагает на Турцию, а не на россию, роль обеспечения свободы судоходства", – подчеркнул дипломат.
Он считает, что США, Великобритания, Нидерланды, страны "Большой семерки", Евросоюза и все союзники по НАТО должны требовать от россии немедленно прекратить угрожать нормальному коммерческому судоходству в международных водах Черного моря. Это позволило бы надеяться на возвращение украинских портов к нормальной работе.
По мнению Волкера, такие усилия должны быть подкреплены рядом практических дипломатических, экономических и гуманитарных шагов.
- Украина и Запад должны напомнить Турции о ее роли в обеспечении свободной торговли через проливы.
- Увеличение усилий по разминированию в Черном море – некоторые мины свободно плавают в международных водах. У Великобритании, Нидерландов, Германии, Канады и Соединенных Штатов есть потенциал для оказания помощи в этом вопросе – в частности непосредственной передачи Украине тральщиков.
- Западные правительства должны внедрить программы страхования от военных рисков для судоходных компаний, ведущих прямую торговлю с Украиной, покрывая как суда, так и груз.
- Страны НАТО должны участвовать в операциях, не создающих угрозы свободе судоходства в международных водах Черного моря, чтобы поддерживать принцип беспрепятственного транзита. Это могут быть как Турция, Болгария и Румыния, имеющие выход к побережью, так и другие члены Альянса, корабли которых должны временно пропускаться в Черное море, ведь они не являются воюющей стороной.
- Наконец, страны НАТО должны предупредить, что любые атаки на коммерческое судно в международных водах Черного моря недопустимы и считаются актом пиратства. Согласно международному праву, в таких случаях допустим прямой военный ответ. У НАТО есть средства, даже если их корабли не заходят в Черное море.
"Поддержка свободы судоходства в Черном море согласуется с долгосрочной политикой Соединенных Штатов и других стран и в целом служит экономическим, а не военным целям. Было бы невероятно нагло и не взвешенно со стороны россии атаковать международные суда в открытых водах Черного моря. Пришло время признать, что россия блефует и навсегда открыть порты Одессы", – резюмировал экс-спецпредставитель США в Украине.