Международный день защиты детей. Достаточно просто обнять. Война изменила специфику работы с детьми, имеющими ментальные нарушения. В Одесском инклюзивно-ресурсном центре говорят, что с начала полномасштабного вторжения работы у них стало больше. Ведь в город начали переезжать люди из регионов, которые страдают от российских обстрелов. Специалисты отмечают, что в условиях воздушных тревог и обстрелов особенные дети требуют особого внимания и поддержки. Больше об этом – в сюжете журналистки "5 канала" Алины Оганезовой.
Артему – 13. Еще до начала полномасштабной войны мальчик начал заниматься со специалистами инклюзивно-ресурсного центра. У Артема – расстройство аутистического спектра. Его мама говорит, что после начала полномасштабного вторжения добавилось волнения, как ребенок будет реагировать на тревоги и взрывы. В семье стараются делать все, чтобы сохранять покой мальчика.
"Мы делаем, чтобы дома было спокойствие, идем в безопасное место, развлекаемся, чтобы не было тревоги и он спокойный," – рассказывает мама ребенка с особенными образовательными потребностями Наталья Шальверчук.
Артем сложно идет на контакт с окружением, ему нужна помощь в социализации – с такой проблемой три года назад обратилась в инклюзивно-ресурсный центр Наталья, мама. Теперь женщина говорит – за три года плодотворной работы со специалистами, мальчик стал более сосредоточенным и внимательным.
"Артему очень нравится сюда ходить, работать. Ему это помогает. Он понимает язык более расширено, он может отвечать хоть и словом, но он понимает обращение к нему очень хорошо, концентрируется на задачах", – отмечает мама ребенка с особенными образовательными потребностями Наталья Шальверчук.
В центре рассказывают, что с начала полномасштабной войны количество родителей, приведших в центр своих детей, увеличилось. Ведь в Одессу приехали люди из Херсона, Мариуполя, Харькова и еще ряда украинских городов, сильно пострадавших от ракетных атак врага.
"Это дети, которые нуждаются в более детальном сопровождении и очень важно им помогать пройти этот путь, пройти эту войну", – отмечает директор инклюзивно-ресурсного центра №1 Виктория Пастерначенко.
Как среди детей, так и среди работников центра есть те, кто вынужден был оставить из-за войны свои родные места. Виктория переехала в Одессу после девяти месяцев оккупации в Херсоне. Женщина – дефектолог с многолетним стажем. Делится – работа с детьми помогает не думать о страшных временах. Говорит, что война заставила привычные занятия измениться.
"Дети с нарушениями не всегда умеют быстро оценить ситуацию, поэтому мне нужно помочь им это сделать, скорректировать, сказать, что нужно сделать и дать план наших действий. Для снятия стресса пользуемся разными мягкими сенсорными игрушками, которые расслабляют, не зацикливают детей на проблеме, на тревоге", – объясняет дефектолог, олигофренопедагог Виктория Гончаренко.
Успокаивает детей и общение с животными. Поэтому в центре практикуют канистерапию – лечение и реабилитацию с помощью специально обученных собак. Здесь работает уникальный специалист – лабрадор Ляля.
"Многие дети, они не могут раскрыться, они не мотивированы в каких-то своих действиях. И собака, она такая как проводник между мной и между ребенком. Она очень тактильна, она позволяет себя гладить, она позволяет там с собой делать все, что угодно, и она никогда не укусит ребенка и не сделает ему плохо," – отмечает реабилитолог, канистерапевт Светлана Трапезникова.
Маленькая Маргарита – не разговаривает с незнакомцами. Ее мама говорит – занятия с Лялей помогают дочери разговориться.
Специалисты говорят, в условиях постоянной тревоги помочь ребенку справиться со стрессом должны родители. Важно дать ребенку понять, что он не один – советует психолог.
"Говорить "я с тобой", "я рядом", держать за руку, делать разные упражнения, релаксацию, можно обнять ребенка в этих случаях", – говорит психолог Анна Прыгункова.
Война трансформировала специфику работы с детьми. Поэтому специалисты говорят, что главная задача – помочь –детям пережить тревожные времена и максимально адаптировать их к жизни в обществе. А также посодействовать получению образования.
"Это может быть учебное заведение школа, профтехучилище или высшее учебное заведение. Мы сейчас боремся для наших детей право на обучение в высших учебных заведений, потому что, к сожалению, не все руководители, не все директора высших учебных заведений хотят брать студентов с особыми потребностями . И об этом нужно говорить", – отмечает директор инклюзивно-ресурсного центра №1 Виктория Пастерначенко.
Специалисты говорят, важно, чтобы во время войны нейроатипичные дети чувствовали стабильность. Именно на это должны быть направлены усилия родителей. А ежедневные ритуалы и занятия дают ребенку базовое чувство безопасности.
Алина Оганезова, Сергей Ищенко, Одесса, "5 канал".
Читайте также: За парты сели 230 детей: в Харькове заработала подземная школа – сюжет
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
- Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.