Одесскую область может сильно подтопить. Под угрозой – почти 30 тысяч человек, а также нефтяные и газовые предприятия. В зоне риска – железная дорога и автомагистрали. Все из-за промоин на Хаджибейской дамбе, образовавшихся после недавнего шторма. Гидротехническое сооружение частично ремонтировали несколько лет назад, однако вода все равно подтапливает дорогу. Инженеры советуют немедленно ремонтировать дамбу. Но кто это будет делать? Разбиралась корреспондент "5-го" Ольга Дунская.
Это любительское видео снято во время урагана, бушевавшего в Одесской области несколько дней назад. Волны с лимана затапливают объездную дорогу, пролегающую по Хаджибейской дамбе.
Как волны размывают дамбу, Сергей Олейников наблюдал со своего чердака. Он опасается: еще одного такого шторма сооружение не выдержит.
"Мой участок находится +20 см выше уровня моря, если геодезии верить, представьте, метра полтора или сколько это все хлынет. Пока оно не выйдет в море, оно затопит сначала все это, естественно, по низине пойдет в первую очередь, где газовый терминал, нефтебаза", – рассказывает местный житель.
Сразу после урагана дамбу обследовали спасатели – оказалось, ветер и волны в нескольких местах повымывали укрепления сооружения снизу.
"Обнаружили ее как раз после шторма. Риски есть, что дамбу может прорвать и затопить поселок", – отмечает начальник Одесского городского управления ГСЧС Александр Полохач.
Дамба отделяет Хаджибейский лиман от промышленной зоны Одессы. В случае ее прорыва вода может затопить все в радиусе 23 километров – вплоть до самого моря. Тогда подтопленными окажутся несколько десятков тысяч квартир и полсотни предприятий.
Именно этот участок, где образовались промоины, строители ремонтировали 4 года назад, по заказу управления капитального строительства.
"Вода разрушила. Сделают обследование и дадут заключение, за счет чего произошли частичные разрушения, визуально что вы видите, то и я. Я же не специалист, чтобы делать заключение", – отметил главный инженер управления капитального строительства Одесского горсовета Василий Никитенко.
Специалисты объясняют: в последние годы уровень воды в лимане выше нормы на 2,5 метра. Поэтому дамба работает в чрезвычайном режиме. Откачать лишнюю воду возможности нет.
"Любой закрытый водоем должен иметь аварийный сброс, то есть тот сброс, который при такой аварийной ситуации работает постоянно, крайне желательно, чтобы он не был зависим от энергоресурсов, он должен работать автоматически: начался процесс подъема воды и пошел слив", – объясняет инженер-гидротехник Олег Чижик.
Инженеры считают, что залатать пробоины надо срочно, а также сделать аварийный самослив воды. В дальнейшем необходимо построить новую дамбу, с учетом повышенного уровня воды в лимане. Однако усложняет ситуацию то, что сооружение – бесхозное.
"Оно нигде не стоит на балансе, ответственных за него нет, иногда Укравтодор ремонтирует дорожное полотно, иногда. Город не потянет своим бюджетом такие работы, в том числе и проектирование, поэтому мы будем обращаться в подразделение ГСЧС, нашу комиссию областную по чрезвычайным ситуациям, для того чтобы они собрались и рассмотрели данную ситуацию", – сказал городской голова Одессы Геннадий Труханов.
Тем временем, по прогнозам синоптиков, Одессу снова накроет буря.
Ольга Дунская, Сергей Ищенко, Одесская область, "5 канал"
Танкер прибило к берегам Одессы: как водолазы эвакуировали экипаж судна – фото