Не F-16 единственными. Украинские пилоты приступили к испытаниям шведских самолетов-истребителей Gripen, об этом на прошлой неделе сообщил президент Владимир Зеленский. Шведский многоцелевой легкий истребитель Gripen является хорошей альтернативой другим западным самолетам. И было бы не плохо, если бы эта птица появилась в украинском небе, чтобы помогать нашим воздушным силам кошмарить врага. Ибо с этой задачей Грипен управится на отлично. Он тайком выходит на охоту и одновременно бьет по 4-м замеченным целям.
Полное название истребителя Saab JAS 39 Gripen. Но в военных кругах его называют по-разному: универсальная птица-боец, шведский нож и даже убийца сушек. И не удивительно, ведь Gripen только формально истребитель. Его создатели разрабатывали как многоцелевой военный самолет. Даже аббревиатура в названии JAS расшифровывается как Jakt (истребитель), Attack (штурмовик), Spaning (разведчик). Ну а если учесть, что грипен в переводе означает грифон – мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва, олицетворяющее силу, бдительность и возмездие, то можно только представить мощь такого самолета.
Смотрите 26 августа в 19:30 на "5 канале".
Нажмите плеер и "Создать напоминание", чтобы получить уведомление о начале эфира:
Saab JAS39 Gripen – шведский многоцелевой истребитель 4-го поколения. На вооружении в армии с 1997 года. Также этот самолет находится и на аэродромах других стран мира: Чехии, Венгрии, Южно-Африканской Республики, Таиланда, Бразилии и других. Настоящего боевого опыта у Грипенов нет, шведские птицы участвовали только в международной военной операции в Ливии, там патрулировали воздушное пространство и вели разведку. Но могут они гораздо больше. Вести воздушное сражение – уничтожать самолеты и беспилотники противника в воздухе, бомбить наземные объекты врага на поле боя, в тылу и в море.
Гриппен – самый экономный истребитель четвертого поколения. Самолет дешевый в эксплуатации, а еще очень прост в обслуживании и совсем неприхотлив к взлетно-посадочным полосам. Взлетный вес Грипена – 16,5 тонн, имеет 10 точек вооружения. В экипаже может быть как один пилот, так и двое, зависит от версии самолета. Размах крыльев – 8,6 метра, скорость – два маха, боевой радиус – полторы тысячи километров. Истребитель состоит из 60 тысяч деталей. Обладает высокой тактической гибкостью.
При выполнении ударов Грипен может атаковать, одновременно вести радиолокационное наблюдение за районом, в котором находится цель, и оперативно передавать всю информацию другим самолетам. Коммуникация позволяет пилотам знать, где кто летит и что делает. Поэтому планировать сражение они могут даже в воздухе. Три пары "Грипенов" прикрывают половину территории Швеции, то есть и Украины тоже.
Грипен обнаруживает цели в любую погоду. Дождь, солнце, туман, снег, облачность – не страшны этой птице, то, что нужно, заметит на расстоянии до 120 километров. Корабли, колонны техники – на расстоянии до 70 км. Одновременно может отслеживать 10 воздушных целей, атаковать четыре. Имеет мощные радары для проведения разведзаданий. А самая современная модификация самолета имеет инфракрасную систему Skyward-G для поиска и отслеживания целей. На воздушные цели пилоты могут охотиться в пассивном режиме, включая самолеты-"невидимки".
А еще эта современная версия истребителя имеет другой двигатель, с которым Грипен летит без форсажа на сверхзвуковой скорости. Шведская птица имеет хорошую защиту от атак противника. Экипаж защищает 9-миллиметровый фонарь и лобовое акриловое стекло. Кресло пилота катапультное – Martin-Baker.
В случае необходимости военный сможет безопасно покинуть борт. Цифровые системы у истребителя современные, в отличие от советских мигов и сушек, на которых защищают наше небо украинские пилоты. Мощное и современное все – от радара до систем, которые снижают заметность самолета в воздухе. Поэтому техническая начинка грипена не слишком уступает американскому F-16.
А вот почему шведский самолет называют самым экономичным. Ибо топлива он пьет вдвое меньше, чем МиГ-29 и втрое меньше су27. Самое большое преимущество Грипена, почему этот истребитель очень подходит Украине, – он может взлетать и садиться на совершенно неподготовленных аэродромах и автомобильных дорогах. Для обслуживания нужно максимум 4 военнослужащих, которые могут чинить самолет там, где он сел.
Грипен очень удобен в плане вооружения. Ведь в арсенале шведского истребителя помещается много оружия и разных производителей. Помимо авиабомб и неуправляемых авиационных ракет, воздушная птица может нести на себе высокоточное оружие для уничтожения любых наземных и наводных целей. К примеру, Грипен бьет ракетой ближнего радиуса действия AGM-65 Maverick, типа "воздух-поверхность".
Она уничтожает бронетехнику противника, объекты ПВО, склады с боеприпасами и топливом, а также небольшие корабли. Для больших наводных объектов есть противокорабельная ракета большой дальности RBS-15F. Это поможет Украине при освобождении Крыма. Ведь вести бои на море шведские самолеты могут мощно. Также Грипен стреляет и кассетными снарядами. А еще этот многоцелевой истребитель легко разгромит в воздухе российские "Сушки". Грипен глушит радиосигнал и на линию атаки прилетает тайком.
Стоит истребитель Gripen от 30 до 60 миллионов долларов за единицу. Цена может колебаться в зависимости от комплектации. Однако Gripen остается самым дешевым истребителем 4 поколения. Так как, например, стоимость одного F–16 – $57 млн без вооружения, обучения и дополнительного оборудования. Стоимость одного летного часа Грипена – от 4 до 8 тысяч долларов, зависит от модификации самолета. Шведская птица имеет сходство с нашумевшим и таким ожидаемым Украиной F-16.
Оба принадлежат к классу легких, однодвигательных самолетов. Обладают одинаковым бортовым оборудованием, летные характеристики тоже почти одинаковы. Грипен значительно легче и в раз 15 меньше, чем ф16. Поэтому количество оружия, которое может использовать американский истребитель, превосходит Gripen в разы. Британский эксперт по военной авиации Джастин Бронк дал высокую оценку шведскому самолету, у него хорошо развиты средства РЭБ и этим Gripen превосходит другие современные истребители.
Эксперты говорят – эти шведские птицы идеально подходят для наших нынешних условий и таких операций, которые проводят в Украине. Прежде всего, он неприхотлив в эксплуатации и обслуживать истребитель могут обычные солдаты без особых навыков. В отличие от американского "коллеги". Но техники много не бывает, украинские пилоты точно готовы уничтожать москолоту на разных самолетах, чтобы ускорить победу.
Подпишитесь на все ресурсы 5-го канала – ютуб, телеграмм, твиттер, фейсбук, инстаграм и тик-ток. И вы первыми узнаете, каким оружием украинские защитники приближают нашу победу, что делает хлопок на россии и подраживает врагов. Чем мы бьем по оккупантам и уничтожаем "победную" технику путинских приспешников. Считаем хороших русских и встречаемся за неделю!
Читайте также: Убийца танков – BRADLEY и универсал для ВСУ – STRYKER – "Бомба Ракета"
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
- Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.