"Бог положил башню так, что мы остались живы": как последние защитники-"киборги" выходили из ДАПа

Оборона ДАП скріншот
С 10 по 20-е числа января 2015-го шли ожесточенные бои вокруг ДАПа и на его территории. Враг бросил на уничтожение аэропорта все силы. Российские марионетки несколько раз на камеры рассказывали, что ДАП уже под их контролем, но это было ложью

Донецкий аэропорт. Как много и как мало мы знаем о нем. Что оставалось за кулисами обороны самого известного во всем мире символа российской агрессии в Украине?

Последние месяцы обороны ДАП пришлись на январь 2015-го. Военный аналитик Александр Сурков рассказал, что происходило вокруг аэропорта в этот период.

"Заключительная фаза обороны Донецкого аэропорта началась 6 декабря 2014 г. и завершилась официально 22-го, а по некоторым данным – 24 января 2015 г.

6 декабря Россия попыталась через начальников генштабов выровнять линию соприкосновения, легитимизировать ее таким способом и взять политический верх, но им это не удалось. Украинская сторона отказалась, кроме Минских договоренностей, заключать другие соглашения.

После этого начались серьезные массированные атаки с широким использованием артиллерии. 10 января 2015 г. глава "ДНР" Александр Захарченко заявил, что аэропорт будет взят, 13 и 14 января проходили жестокие бои, после которых представители "ДНР" постоянно объявляли, что аэропорт "освобождён". Но этого не произошло.

Завершилось все 22 января, когда оборонять там уже было нечего. Все сооружения на территории ДАПа были уничтожены.

Непосредственно территория аэропорта играла не только оборонительную роль. Она была плацдармом, с помощью которого можно было угрожать Донецку и наступать на него. Самым тяжелым элементом географически была железная дорога, которая идет по высокой насыпи. Наши позиции она отгораживала от центра Донецка и была естественым заслоном, через который не может пройти бронированная техника. То есть наступать через нее нельзя. Это была урбанизированная зона, которую нельзя было поддерживать артиллерией. Поэтому три места перехода через эту дорогу – развязка "Путиловский мост", железнодорожный вокзал и еще одна развязка с правого фланга – представляли оперативный интерес, который переходил в стратегический, если говорить о взятии Донецка. Именно поэтому на их контроль были направлены основные усилия и ради этого удерживали терминалы.

.
.скріншот

Основная линия обороны, по которой проходило обеспечение войск, артиллерийская поддержка, находились в районе Опытного, Водяного и Песков. Там находились основные силы бригад, командные пункты. Удерживаемые терминалы играли важную роль в потенциальном наступлении, которое, к сожалению, не состоялось".

С июня 2014 г. по январь 2015 г. Олег Микац командовал территорией, где находился ДАП. Это боевой генерал, который считает, что на любой войне главное – человек. В эфире спецпроекта "Тайны войны" ("Таємниці війни") на "5 канале" генерал рассказал, что происходило в последние дни обороны Донецкого аэропорта.

Олег Мікац
Олег Мікацскріншот

- До ДАПа вы участвовали в освобождении Карловки, Песок, Авдеевки. Думали ли, что аэропорт тоже удастся освободить от боевиков?

– ДАП после освобождения его 3-м полком спецназа в мае 2014 г. находился под нашим контролем. Но Авдеевка, Пески, Водяное, Опытное были под контролем сепаратистов, и вся дорога Донецк – Днепропетровск до Карловки была под контролем сепаратистов.

Чтобы обеспечить надежную оборону ДАПу, было необходимо сделать полосу обеспечения и освободить эти города, чтобы обустроить пути снабжения.

– В Песках вы лично вывешивали украинский флаг. Какие чувства вас наполняли?

- Это не столько меня мотивировало, сколько мотивировало моих бойцов. Когда солдаты видят, что командир находится вместе с ними, не прячется. Тогда мне помогал Александр Мамалуй (сегодня это судья Верховного Суда) , он меня прикрывал. Мы на Доме культуры вывесили флаг.

Сначала Иван из роты снайперов на гражданском здании, но это было немного не то. И я предложил на административное. Мы подошли, а там бронированные двери, в клуб попасть нельзя, поэтому пришлось по решетке на окнах залезать – и мы вывесили государственный флаг Украины.

Пошла как будто перезагрузка. Мы поняли, что Пески наши. И мы отсюда никуда не денемся.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

- Как с логистикой? Военные говорят, что водители, которые буквально влетали на МТ-ЛБ (легкий бронированный многоцелевой БТР-тягач – ред.) в ДАП – привезти или забрать раненых, доставить провизию или боеприпасы – это недооцененные герои.

- ДАП держал оборону. А обеспечивали его оборону и артиллерия, и подразделения логистического обеспечения (тылового и технического), и водители. Было довольно трудно просто приказать, например, заправщику развезти бензин, потому что они понимали, что малейшее попадание снаряда – и все, братская могила. Но люди садились и ехали. Люди выполняли задания.

Был один случай. Мы находились в Водяном, десантники собирались идти в аэропорт. Кто-то сомневается. Выходит мобилизованный. Сто процентов. Он так смотрит и говорит: "Поехали, ребята. Если написано на роду умереть, то умрем. Если написано жить, будем жить". Никто не обращал внимания на свои потребности (поесть, поспать, отдохнуть). Была задача – поддержать аэропорт, оказать помощь защитникам аэропорта. Особенно в январские бои.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

С 10 по 20-е числа января 2015-го шли ожесточенные бои вокруг ДАПа и на его территории. Особенно жестокие бои за аэропорт развернулись за новый терминал. Расстрелянное здание старого терминала украинские защитники и добровольцы покинули еще в декабре 2014-го.

Россиянам и их наемникам нужно было любой ценой сломать "киборгов", как назвали защитников аэропорта сами оккупанты. Стойкость и мужество защитников ДАПа поражала и вдохновляла всю страну. Поэтому враг бросил на уничтожение Донецкого аэропорта все силы. А российские марионетки, в частности, лидер "ДНР" Александр Захарченко в середине января несколько раз на камеры рассказывал, что ДАП уже под их контролем. Но это была ложь.

Правдой было то, что в январе защитников аэропорта враг обстреливал едва ли не круглосуточно, причем из тяжелого вооружения. Российско-оккупационные войска применяли преимущественно танки и артиллерию, методично уничтожая бетон здания.

В результате танковых обстрелов, которые не прекращались несколько дней подряд, 13 января упала диспетчерская башня, которая была глазами защитников. Именно с нее добровольцы корректировали артиллерийский огонь по противнику. И именно она стала одним из символов несокрушимости "киборгов" и героической обороны ДАПа. На момент падения башни в ней находились украинские солдаты.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

"Бог положил башню так, что мы все остались живы", – скажет о том дне один из "киборгов". Причем следующих три дня несколько бойцов все еще будут корректировать огонь из расстрелянной башни. Но враг, несмотря на огромные потери – постоянно будет наступать.

18-20 января украинские военные будут удерживать только первый этаж нового терминала. Подвал и верхние этажи будут контролировать российские оккупанты. Воспользовавшись перемирием, объявленным для эвакуации убитых и раненых, враг заминирует перекрытие здания и взорвет их. Впервые 19 января, во второй раз 20-го. В результате второго подрыва бетонные перекрытия и потолок во многих секциях рухнет, погребая под собой десятки украинских защитников.

Оборона Донецкого аэропорта закончится после полного разрушения обоих терминалов и диспетчерской башни аэропорта.

22 января 2015-го Минобороны сообщит: "Вчера 20 военнослужащих Вооруженных сил Украины вышли с боями с территории терминалов, поскольку их позиции были разрушены и простреливались прямой наводкой. 16 военнослужащих ВСУ во время боя получили ранения и попали в плен террористов".

В то же время, по сообщениям Минобороны, даже после выхода из ДАПа основных сил, еще несколько дней "киборги" будут защищать пожарную часть недалеко от терминала.

По официальным данным, защищая Донецкий аэропорт, погибло 109 военнослужащих ВСУ, раненых – 446, без вести пропавших – 6.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

- На ваш взгляд, зачем боевики вгрызались зубами в ДАП? Ведь они там несли большие потери.

- Они понимали, что это символ. Они ко дню рождения Путина пытались его захватить, хотели сделать ему такой подарок. Гиви рассказывал, что "ДАП пал, мы здесь находимся". При этом стоял в "Спартаке" и рассказывал, что он его захватил.

– Даже были фальстарты, когда они преждевременно заявляли, что его захватили. Но это же было неправдой.

– Таких раз было много. Они даже за это деньги предлагали. Телефоны имели. Звонили и говорили, что "мы даем деньги, скажи, куда нужно пострелять, и мы постреляем, а вы оттуда отойдете".

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

– Сколько предлагали?

– По разному. От 300 тысяч до 1 млн долларов.

- Что вы им отвечали на такие предложения?

– Мы не отвечали. Деньги перестают быть ценными на войне. К примеру, я видел в роте РЛС (радиолокационная станция – ред.), когда русский лежит, ему пытались оказать помощь и разрезали бушлат – и там были у него порезанные деньги. Он в этих российских рублях лежит. Я думал, когда смотрел на него: "Ты пришел деньги сюда забирать – вот ты лежишь сейчас в рублях. Принесли они тебе счастье?"

Периодически Моторола подначивал потихоньку: "Мне нужны сигнальные ракеты", и я ему отвечал: "Вопросов нет, в новом терминале в правом углу оставлю – приди и возьми".

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

– Какие чувства у вас, как у кадрового офицера, вызвали такие разговоры с боевиками?

- Желания не было, но была необходимость. Были разные случаи. И раненые наши попадали к ним, их к нам.

Возле старого терминала был десантник. Ему оторвало нижнюю челюсть. Мы видим, что его забирают, и мы понимаем, что если сейчас не позвонить, они просто где-то выбросят и тот истечет кровью. Тогда мы на них выходим, говорим, что "мы видели, что вы забрали". Они отвечают, мол, действительно забрали этого десантника, он у них, но его лечить не будут: "Нужен? Приезжайте, забирайте".

Мы договорились. И тогда, "Хоттабыч" на скорой помощи и Оля "Кроха" – метет очень сильно – а они на аварийках едут по дороге, где слева сидят боевики, справа – наши военные. И ты едешь и думаешь: заезжать туда или нет? И правильно ли ты поступаешь? Но при этом понимаешь, что за жизнь каждого солдата нужно бороться. Мы поехали и забрали этого военного.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

Бывали случаи, когда поднимаешь солдата и думаешь: пусть будет ранен, пусть без ног, но главное – живой.

Мое отношение к ним? Смотрю фотографии. Наши военнослужащие могут быть небритые, не в совсем чистом бушлате, но ты понимаешь, что это свое, родное. Смотришь на врага фотография, где в тельняшке, берете, наглаженный боевик, весь в шевронах, и на подсознании ты его просто ненавидишь. И видимо, не только я. И мой сын будет ненавидеть, и внуки за то, что они сделали.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

- Наверное, потому что мы очень большую цену платим. Есть такое мнение в экспертной военной среде, что после того, как боевики поняли, что штурмовыми действиями не взять ДАП, они пошли на, скажем так, тотальное уничтожение?

- Они выполняют задачу, которую им поставили. Понятно, что "освободить" аэропорт они не могут, точнее, захватить, пока мы там находимся. Есть огонь артиллерии по отдельной цели, который ведем, а есть огонь по площадям. Русские стреляли по площадям.

Гиви заявлял, что "мы в аэропорту". Благодаря этому фальстарту мы взяли в плен 6 артиллеристов русских. Они приезжают к метеобашне, которая находится с северной стороны в аэропорту, и говорят: "Где здесь можно поставить?". А у меня там снайперы находились, они их взяли. Восхищенные тогда говорили, что "мы же по телевизору посмотрели, Гиви сказал, что аэропорт наш, поэтому и со спокойной душой поехали, чтобы поближе подтянуть свою артиллерию".

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

Вот они и дали информацию, что на тот момент против нас работало 5 дивизионов, в т. ч. один дивизион "Мсти". Плановое задание на каждую батарею – по 1000 снарядов в день они должны были отстрелять. И еще командир "Мсти" очень обижался, потому что, говорит, у него в батарее 4 орудия, а у остальных по 6. И 1000 разделить на 4 – это по 250 каждый из них должен нагрузку иметь, а не по 166-167.

Вот даже такие моменты: только рассвет где-то занимался – вот и там: рота РЛС (радиолокационная станция – ред.), Шахта "Бутовка", Опытное, Водяное, Тоненькое с переносом огня по Пескам, по плоскостям. Мы в плен взяли "типа", спрашиваем почему так, он говорит: "Мы стоим, понимаем, что вы нас засекаете". Поэтому, говорит, они выполнили новую задачу, спрятались, "вы отработали, а "железа" у нас хватает" – то есть у них гораздо больше.

- Железо у них было. А ведь они людей не жалели, потому что там положили много их и русских в том числе.

- А вы вообще слышали где-то, чтобы Россия жалела людей. Для них люди – это расходный материал.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

Командование штаба АТО хотело все же спасти ситуацию и планировало – есть такая идея по крайней мере – контрнаступление именно 17 января на Донецк. Что пошло не так, рассказал военный аналитик Александр Сурков.

"После активных боев, примерно с 13 до 15 января, когда силы противника были истощены, у командования появился план воспользоваться ситуацией и попытаться взять позиции по железной дороге в районе Путиловского моста вблизи вокзала, чтобы с этих позиций начинать штурм Донецка. Для этого с левого северного направления была выделена тактическая ротная группа 95-й бригады десантников и усилена взводом танкистов Первой танковой бригады. С правого фланга, с юга, действовали подразделения 93-й бригады.

Два одновременных удара были взаимнообманными, то есть один пройдет в одном направлении, наступление удачное – значит хорошо, во втором – еще лучше, но хотя бы в одном его планировали провести. Но что получилось?

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

Сначала танковый взвод прошел практически через позиции врага, оторвался от десантников, захватил Путиловский мост, но не успел там закрепиться. Туда подтянулись силы врага – Гиви из "Спартака", который нанес определенные поражения. Были потери, после чего нашим танкистам пришлось прорываться с боем назад, а мост был взорван, то есть он свою функцию как место, где можно переходить железную дорогу, потерял.

На правом фланге силами 93-й бригады был нанесен общий удар в направлении путепровода, в районе н. п. Жабуньки (брошенный дачный поселок возле кладбища), поэтому данный поселок в журналистских материалах называется "Кладбище", так его можно найти. Там завязался бой артиллерии. К сожалению, его не смогли поддержать, потому что силы радиоэлектронной борьбы заглушили связь тактической группы. Группа продержалась около суток. После того, как пошли сообщения, что туда движется около батальона по численности сил батальона Ходаковского "Восток", было принято решение с этой позиции вернуться на исходную позицию.

.
.скріншот

Поэтому, к сожалению, план освобождения Донецка в то время реализовать не удалось.

- Вам известно что-то об этом контрнаступлении, которое готовилось в штабе АТО?

– Как готовилась операция, мне неизвестно, но у меня то же самое было. Генерал Муженко собрал на роте РЛС командиров бригад, в т. ч. десантно-штурмовых, и ставил соответствующие задачи. Но это была задача не только по деблокаде Донецкого аэропорта, потому что уже на тот момент и отель был потерян, вышка разрушена, старый терминал был потерян. А это было, чтобы сделать полосу обеспечения и зону безопасности вокруг ДАПа. Примерно, судя по действиям, которые там происходили, по район железнодорожного вокзала должны были освободить Донецк, сделать полосу обеспечения, и тогда они бы отошли от Донецкого аэропорта. Но, к сожалению, это не удалось выполнить по объективным причинам: были мосты заминированы и мы не успели их захватить. Первые танки бригады, которые были, уже на взорванных мостах разворачивались назад.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

- То есть у нас бы не хватило физически сил?

- Да, не хватило ресурсов, чтобы двигаться вперед, а паника была очень велика. Есть информация, что их Захарченко уже собирал какие-то архивы и документы, и все пытались бежать. То есть они уже собирались – не хватило какого-то маленького толчка, чтобы оно пошло по нашему плану.

– Когда и кем было принято решение о выходе из ДАПа? Было какое-то совещание или просто вам команда пришла?

– У меня была задача проводить демонстрационные действия и по возможности подразделения, которые были мне предоставлены, 30-ю механизированную бригаду, на Жабуньки – чтобы расширить полосу с Песок. А десантники в это время через Путиловский мост пытались атаковать и выполнять свою задачу. То есть была задача по деблокаде. Но, к сожалению, произошло так из-за Совместного центра координации контроля, к которому в то время еще русские приходили. Сначала были туманы, потом начались морозы.

Есть необходимость собирать раненых, чтобы они смогли выполнить гуманитарную миссию. Мы согласились на это, но ко времени, когда они собирали раненых, они под опоры занесли взрывчатку. Соответственно, десантники спланировали миссию, чтобы уйти и вытащить тех, кого еще можно вытащить.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

- Как вы восприняли эту новость?

– Подавлено. Хотя и пытались убедить себя, что выдержали люди, не выдержал бетон. Но ты все равно понимаешь, что ты держал, и у тебя его забрали. "А если бы я сделал не так, а иначе, было бы по другому". Может, удалось бы удержать. А может, не надо было пускать их забирать трупы.

242 дня. Официально мы говорим об обороне Донецкого аэропорта. Но несколько лет бывший боец 93-й бригады Кирилл Недря, высчитывал, и поднял такую информацию, что на самом деле ДАП держали 244 дня.

"Отчитались, что бойцы покинули территорию Донецкого аэропорта, но на уровне 93-го бата люди были озадачены тем, что по штату нет 7 бойцов, и они на территории ДАПа. Как человек, который пробыл там 2 месяца, я понимаю, что минуты решали, кому жить, а кому нет. Что такое 2 суток без связи, без кого-либо из живых, когда давят обломки терминала. Не понимая, где свои, а где не свои, не понимая дальнейшие события и последствия – это подвиг.

Это двое суток легенды под названием "Донецкий аэропорт". Вполне логично, что если есть чем гордиться в этой истории – мы однозначно должны об этом говорить. Вся история соткана из такого понятия как героизм. К большому сожалению, у нас очень часто герои – это мертвые люди. Но герой, как по мне, это тот, кто учился, успешно выполнил задание и вернулся в полной готовности выполнить следующее задание. Ребята это сделали, поэтому они соответствуют в полной мере понятию героя".

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

- На ваш взгляд, для исторической правды насколько эти 2 дня важны?

- Весь аэропорт держался 242 дня благодаря вам, ребята. Туманы были очень сильные на тот момент, было время, когда сепаратисты промахнулись и пошли по северной стороне окружной дороги, по аэропорту за ротой РЛС и практически до перекрестка дошли до Песков. Тогда Муженко спросил, мои ли ребята там ездят. Я ответил, что нет. Он сказал, что нужно разобраться. Мы выезжаем туда, из тумана выезжает БТР с российским флагом. Я докладываю: "Это русские". Меня спрашивают, подтверждаю ли я. Говорю, что да. Оказывается, что мы в окружении, потому что мы по дороге зашли. Они (Муженко) вызвали огонь на себя, артиллерия начала наносить огневое поражение, сепаратисты начали заезжать и прятаться в роте РЛС. А там в то время и генерал Забродский находился, генерал Содаль, генерал Муженко. Было организовано огневое поражение и уничтожено 72 единицы техники.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

- На ваш взгляд, что дала оборона Донецкого аэропорта на будущее?

- Она не дала возможности сепаратизму распространиться по другим территориям. Благодаря тому, что мы держали аэропорт, выстояли Запорожье, Днепр, Харьков. Если бы они вышли на оперативный простор, они бы могли двигаться во всем направлениям, которые бы мы не смогли перехватить и удержать. Им было очень важно взять этот аэропорт, чтобы у них в тылу не оставалось сил, чтобы они не попадали в окружение.

Уже после того, как аэропорт упал, мы не смогли его удержать, они просто все вырезают, вырезают самолеты, у них ни одной единицы подбитой техники не осталось. Терминалов нет.

Мы ведем боевые действия, не уничтожая объекты без крайней необходимости, ведем огонь с обязательной корректировкой, не хаотично. Мы видим цель, которую уничтожаем. Они же там временно: заработать и уехать к себе, чтобы за счет этого жить. Мы же понимаем, что это наша украинская земля и ее нужно беречь.

Оборона ДАП
Оборона ДАПскріншот

Справка: Олег Микац. 45 лет. Родился в Новоград-Волынском Житомирской области.

Военное образование получал в Харьковском Гвардейском высшем танковом командном училище. Впоследствии с отличием окончил Национальную академию обороны Украины.

Офицерскую карьеру начал в 1996-м в должности командира танкового взвода. В 2005 г. проходил службу в составе украинского миротворческого контингента в Ираке. Занимал должность заместителя начальника 169-го учебного центра "Десна". В 2013-м назначен командиром 93-й отдельной механизированной бригады.

Во время российско-украинской войны 93-я бригада под командованием Олега Микаца совместно с добровольцами освободила Карловку и взяла под контроль Пески, Первомайск, Опытное, пробив коридор к ДАПу. С сентября 2014-го Олег Микац руководил обороной Донецкого аэропорта. В марте 2015-го назначен начальником 169-го учебного центра "Десна". За 2 года занял должность начштаба – заместителя начальника командующего войск оперативного командования "Запад" Сухопутных войск ВСУ.

Первый украинский генерал, который никогда не служил в советской армии. Воинское звание генерал-майор Олегу Микацу присвоено в августе 2015-го.

Читайте также: Миф Москвы о "братстве" остался под Саур-Могилой: как за 7 лет войны с Россией изменилось лицо ВСУ

Предыдущий материал
Оккупанты палят из минометов: что на самом деле происходит на Донбассе
Следующий материал
COVID-паспорта и переполненные больницы: остановит ли вакцинация коронавирус