Народовластие – одно из первых предвыборных обещаний Владимира Зеленского. В зеленой команде даже хотели вынести на референдум вопрос мира с Россией. После критики общественности от такой идеи отказались. Да и законодательной базы для этого не было.
Закон о референдуме в Украине уже был. Верховная Рада утвердила его при президентстве Януковича. Однако два года назад Конституционный Суд этот документ отменил. Он противоречил Основному закону.
Новый документ в Офисе Президента писали почти год. За основу взяли уже наработанный юристами проект. Среди новаций – на референдуме граждане смогут отменить принятые Верховной Радой законы.
"С одной стороны, это неплохая инициатива, потому что есть ссылки на Конституцию, что единственным источником власти является народ. Это такой способ сказать свое "фе" власти. Но можно инициировать референдум, чтобы кто-то там из Офиса Президента сделал. Неважно, какая фамилия. Провести инициативную группу и отменить закон, который принят парламентом", – пояснил эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко.
Предусматривает этот законопроект и возможность изменения территории государства. А еще – введения особого статуса для отдельных частей страны.
"Если сказать «особый статус», то возникнет куча вопросов. Но если, скажем, «предоставить определенные полномочия» в рамках подписанных Минских соглашений, давайте проведем референдум ради мира какого-то, то мы получим такой результат. И мы получим результат и по Крыму. Как бы там Стефанчук ни заявлял, что это исключительно о присоединении каких-то территорий. Есть возможность отдать Крым. Но это сложнее, потому что речь идет о том, чтобы власть сама взяла на себя инициативу. Она подписывает договор, а уже потом народ утверждает", – отметил заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.
"В предохранителях поставили, что не могут быть вынесены вопросы, которые, скажем так, разрушают территориальную целостность. То есть изменение территории может идти, условно говоря, только на ее приращение", – убеждает первый заместитель Председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук.
Закон предусматривает и ряд ограничений. Не разрешено выносить на референдум вопросы налогов, бюджета и амнистии. Запрещено проводить референдум, если в стране или на отдельных территория введен режим военного или чрезвычайного положения.
Есть требования и относительно вопроса, который впишут в бюллетень. Он должен подразумевать только ответ "да" или "нет". Должен быть четко сформулирован и не иметь различной трактовки. Соответствие таким критериям контролирует Конституционный Суд.
Предусматривает этот закон и проведение электронного голосования, однако пока что Украина к нему не готова. Поэтому если референдум таки состоится, голосовать придется на участках.
"Предполагается обязательный кворум, чтобы такой референдум состоялся. Только если 50% избирателей придут и примут участие – референдум состоится, если меньше – нет. Риски есть, что власть или оппозиция начнет использовать референдум не для того, чтобы решить вопрос с помощью избирателей, а использовать в собственных интересах", – отметила эксперт по конституционному праву Юлия Кириченко.
Право на проведение референдумов прописано в Конституции Украины. Однако за годы независимости таких голосований было всего два. Первое состоялось в 1991 году, тогда украинцы поддержали независимость государства. Еще одно провели в 2000 году при президентстве Леонида Кучмы. Большинство граждан поддержали сокращение количества депутатов, возможность привлечения их к уголовной ответственности и создание в Украине двухпалатного парламента. Но такое голосование тогда противоречило Конституции, поэтому ни одна из этих инициатив так и не заработала.
Сергей Барбу, Сергей Клименко, "5 канал"