Ремонт дорог
Ремонт дорог Depositphotos

Уманский: "Из дорожного фонда украли 36 млрд грн" – как отреагировали в "Укравтодоре" на заявление экс-министра

Читайте українською
Для "слуг народа" появились "темники" относительно опровержения этой информации

За этот год в Украине построили почти 4 тысячи дорог – в том числе и по проекту "Большое строительство". Об этом отчитывался глава Укравтодора Александр Кубраков. Но вот историю с потраченными на асфальт деньгами из COVID-фонда продолжил своими заявлениями Игорь Уманский. Он был министром финансов сразу после назначения правительства Дениса Шмыгаля. И именно он один из авторов идеи этого фонда, который сперва называли стабилизационным. В чем же Уманский обвиняет дорожников? Как на эти упреки реагирует Укравтодор и команда Владимира Зеленского, который сделал "Большое строительство" ключевым проектом своего президентства? Мнения всех сторон собирали журналисты "5 канала".

Конец года. Надвигаются холода. "Большое строительство" дорог уже завершают. Но некоторые анонсированные участки до сих пор ждут ремонта.

Дорога от Новобеличей до Ирпеня на окраинах Киева. По плану "Большого строительства" здесь должны отремонтировать чуть больше пяти километров. Впрочем, работы еще не начали. До конца года на все эти инфраструктурные проекты выделили 102 миллиарда гривен. Треть этих средств из коронавирусного фонда.

Это 35 миллиардов гривен. И именно столько же денег якобы украли на "Большом строительстве" шесть строительных фирм. По крайней мере в этом убеждает Игорь Уманский. Он меньше месяца был министром финансов в правительстве Дениса Шмыгаля, затем устроился советником главы Офиса президента. Но на днях уволился.

"Если сложить все тендеры этой "мерзкой шестерки" и вычислить эти "дисконты" - имеем (кто-то имеет!) около 36 миллиардов грн. То есть, без этих "шаловливых ручек" можно было бы построить ту же протяженность дорог и не трогать "грязными ручками" COVID-фонд, оставляя ресурс больным людям и больной экономике", – написал Уманский в Facebook.

В "Укравтодоре" считают, Уманский просто мстит команде власти после увольнения.

"Когда выделялись средства из ковидовского фонда, он был советником офиса, он ничего не говорил. Когда принимались решения правительства, он ничего не говорил", – заявил глава "Укравтодора" Александр Кубраков.

Говорят, условия тендеров прописали так, чтобы допускать к конкурсу только фирмы с опытом больших проектов. А стоимость строительства дорог с прошлого года почти не изменилась – это около 20 миллионов гривен за 1 километр. По такой цене за весь год построили почти 4 тысячи дорог.

После заявлений Уманского в СМИ появились якобы так называемые темники для нардепов властной фракции: как опровергать упреки в злоупотреблениях на ремонте дорог.

"В том, что эта информация поступила к депутатам, в этом ничего криминального нет.  Если есть какие-то подозрения, ну открывайте уголовные дела", - убеждает председатель партии "Слуга народа" Александр Корниенко.

Нардепы от оппозиции требуют заявления Уманского расследовать.

"Правоохранительные органы должны возбудить уголовные дела по обнародованным фактам крупного хищения", – заявила нардеп "Европейской солидарности" Ирина Геращенко.

Экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян тоже говорит о возможных злоупотреблениях на дорогах. Говорит, его расчеты совпадают с цифрами Уманского. Потому что бюджеты последних лет в Укравтодоре примерно одинаковые. Дорог в этом году построили втрое меньше.

"У нас произошло необъяснимо резкое подорожание стоимости строительства дорог в Украине в 2020 году. Около 80% дорог, построенных в этом году – это текущий и средний ремонт. То есть гораздо ниже требования и по гарантийному обслуживанию, и по качеству самого строительства", – заявил Владимир Омелян.

Логики в подсчетах Уманского не видит директор Центра транспортных стратегий. Говорит, столько средств разворовать не могли. Потому что более двух третей каждого тендера расходы на материалы. Да и к "Большому строительству" Укравтодор допустил не шесть, как говорит Уманский, а два десятка фирм –  украинских, и, к примеру турецких.

"Он отошел от практики небольших заказов, когда у нас ремонтировались условно 1-2-3 километра, к ремонту крупных участков. И конечно, чтобы ремонтировать большие участки, компании должны иметь большие объемы как техники, так и людей, так и финансовые ресурсы", – заявил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Эксперт считает, в Укравтодоре забывают о других путях финансирования, например, государственно-частном партнерстве. Это позволило бы построить больше дорог и не лезть за деньгами в фонд для борьбы с пандемией. Тем временем Игорь Уманский пообещал объяснить все расчеты уже в среду на пресс-конференции.

Мария Писаренко, Сергей Клименко, Евгений Сакун, " 5 канал"

Предыдущий материал
Расходы на "Большое строительство" во время эпидемии недопустимы – Зинкевич
Следующий материал
Ограбление на миллиард: как полиция Берлина задержала подозреваемых в похищении бриллиантов в Дрездене – сюжет

Бывший советник Ермака рассказал, как "дорожный картель" разворовал миллиарды из COVID-фонда

Какие компании криворожских "слуг народа" зарабатывают на "Большой стройке" – Watchdogs.Расследование

"Золотой" километр: откат на строительстве дорог достиг исторического максимума – "СтопРеванш"

На "Большом строительстве" бюджет потерял минимум 15 млрд грн – “Наблюдатель”

Афера на миллиарды долларов: как и сколько воруют на "Большом строительстве" Зеленского – "Наблюдатель"

Кислород закапывают в землю: куда на самом деле идут деньги из "ковидного" фонда – "Наблюдатель"