После того, как тендеры "Укравтодора" начали выигрывать преимущественно представители Национальной ассоциации дорожников Украины, конкуренция на рынке уменьшилась, а стоимость строительства дорог выросла. И все это произошло в процессе реализации программы так называемого "Большого строительства". Об этом говорится в проекте журналистских расследований "Наблюдатель" ("Спостерігач").
"Во всем мире на дорогах подворовывают – где-то 3%, а где-то 50%. Но этим занимаются разные фирмы, они там как-то борются и так далее. А в этом году в Украине решили сделать так, что все эти дополнительные деньги, которые можно заработать, будет зарабатывать 5-6 фирм", – рассуждает главный редактор сайта "Наши деньги" Алексей Шалайский.
В апреле – после торжественного объявления "Большого строительства" – президент НАГУ Тарас Сиротинский стал советником премьер-министра Дениса Шмыгаля. А руководитель "Укравтодора" Александр Кубраков и его бывший советник Юрий Голик пролоббировали новые правила тендеров. Поэтому, из-за новых правил принять участие в крупнейших закупках могут – за редким исключением – только члены НАГУ. В результате – государство переплачивает миллиарды.
"В начале поднялись они там на 10%, потом 15%, сейчас мы видим какие-то 30-40–процентные переплаты, но даже если взять 15%, то из 100 млрд, которые за год должны быть потрачены на дороги, это лишних 15 млрд грн в год будет потеряно на эти схемы. Ну, для кого убыток, а для кого-то добыток, так?",- рассуждает Алексей Шалайский.
"Большое строительство" – по пиар-замыслу авторов – должно было доказать, что дороги можно ремонтировать быстро, качественно и недорого. Но судя по тому, что мы рассказали, все получилось наоборот. Но хуже всего даже не это. И даже не "растендеренные" миллиарды. А то, что крупное строительство почти убило конкуренцию на украинском дорожном рынке. Жертвами картелизации стали десятки небольших компаний, которые физически не могут отвечать дискриминационным критериям "Укравтодора". Ну и, конечно, наши налоги, которые в турборежиме отправили в карманы выбранным фирмам.
Что ж – предвыборная картинка у Зе–команды была зрелищная! Но не менее зрелищным может стать финал этой аферы. Учитывая, что деньги в бюджете фактически закончились, "Большая стройка "рискует превратиться в "Большой долгострой".