"Превентивные санкции против Порошенко": как обосновывает их власть и почему отказались от предварительного объяснения

Порошенко фото Європейська солідарність
На заседании 17 апреля присутствовали дипломаты из миссии Евросоюза, а также представители посольств Германии, Польши, Австрии, Швеции, Литвы и Дании

Кассационный административный суд в составе Верховного Суда приступил к рассмотрению дела по исковому заявлению, в котором обжалован указ президента от 12 февраля 2025 года о применении санкций к Петру Порошенко. Первое заседание состоялось 17 апреля, следующее назначено на 13 мая. Политический компонент этого судебного процесса важен, особенно на фоне того, что на заседании 17 апреля присутствовали дипломаты из миссии Евросоюза, а также представители посольств Германии, Польши, Австрии, Швеции, Литвы и Дании. Об этом говорится в статье dsnews.ua.

Верховный Суд
Верховный Судфото Європейська солідарність

Старое обоснование санкций

13 февраля, как только появился его указ, Зеленский заявил, что санкции ввели из-за вывода миллиардов гривен во время войны.

"Я просто удивлен, что раньше финмониторинг ничего нам не показывал. Я это не видел, а как было до меня, сложно сказать. Сейчас Служба безопасности и финмониторинг показывают миллиарды, – рассказал Зеленский. – Санкции – это ограничение на сегодняшний день использовать те или иные деньги, которые были заработаны вот таким незаконным путем".

Также Зеленский сообщил, что располагает информацией об отмывании средств через фонды, направленные на поддержку Вооруженным силам. По его словам, деньги из фондов передавали членам своей партии. Он добавил, что попавшие под санкции могут вернуть выведенные средства в бюджет. Их направят на Вооруженные силы. Тогда санкции снимут.

Очевидно, что это были именно политические обвинения. Их цель, как и цель самих санкций – умножить на нуль политический имидж Порошенко. Поэтому можно было ожидать, что на суде будут предъявлены доказательства всех этих обвинений, которые будут выставлены Порошенко в самом неприглядном свете, чтобы санкции казались правильными и обоснованными в глазах общественности, независимо от того, какое решение примет Верховный Суд.

Новое обоснование санкций

Порошенко не мог не обжаловать указ Зеленского, потому что неподача иска выглядела бы как признание своей вины и законности санкций. Суд, прежде чем приступать к рассмотрению дела, всегда знакомит ответчика с поданным иском, а затем знакомит истца с письменным ответом ответчика.

Верховный Суд
Верховный Судфото Європейська солідарність

В начале заседания суда Порошенко рассказал о содержании ответа: "Мы прочитали, что, оказывается, санкции, это напрямую заявил президент в своем ответе, носят превентивный характер. У нас теперь появилась норма, по мнению президента, в виде мыслепреступления".

Мыслепреступление – это вид преступления, описанный в романе Джорджа Оруэлла "1984". Там под это понятие подпадает любое неосторожное мнение.

Документ, процитированный Порошенко, был подготовлен в Минюсте. В тот же день сопредседатель парламентской фракции "Европейской Солидарности" Ирина Геращенко обнародовала в Фейсбуке фотокопию страницы из этого письма, где написано:

"Применение к истцу санкций имеет превентивный характер, запрещая истцу совершать определенные действия, что не позволит ему навредить национальным интересам. Превентивный характер санкций, в отличие от мер юридической, в частности, уголовной ответственности, не требует доказательства вины лица в совершении действий, которые СНБО и Президент Украины имеют полномочия оценить как угрожающие национальным интересам. Учитывая дискреционные полномочия этих субъектов властных полномочий по применению санкций, достаточным является установление фактов, которые бы в определенной степени очевидности свидетельствовали о таких угрозах", – говорится в документе.

документ
документІрина Геращенко / Facebook

На следующий день вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции – министр юстиции Ольга Стефанишина пришла в Верховную Раду на традиционный пятничный час вопросов к правительству. И, конечно, услышала вопрос от Ирины Геращенко.

"Министерство юстиции, руководитель которого возглавляет наше переговорное направление в отношении ЕС, подписало ответ Порошенко и его адвокатам, что санкции против пятого президента носят превентивный характер, то есть нет никакого преступления, нет никаких нарушений, но, возможно, Порошенко когда-то что-то плохое сделает Зеленскому, и поэтому его лишили всех прав, даже запретили платить налоги. Мы осознаем, что каждый гражданин Украины превентивно может попасть под санкции. Наш вопрос. Как вы смеете так нарушать..." – не успела закончить Геращенко, так как ей выключили микрофон.

"Спасибо за вопросы и возможность как раз внести ясность", – ответила Стефанишина.

Она признала, что из Минюста действительно было отправлено письмо, но опровергла слова Порошенко и Геращенко о "превентивном характере санкций".

"Заместитель министра юстиции подписала письмо, – сказала Стефанишина. – В этом письме нет ни слова из тех, которые цитируются уважаемыми коллегами".

В тот момент Ирина Геращенко уже обнародовала фрагмент письма Минюста со словами о "превентивном характере санкций". Тем временем "Европейская Солидарность" намерена использовать это письмо как аргумент для Евросоюза, что в Украине построена автократия.

"Эта выписка из ответа Минюста свидетельствует о том, что в Украине больше нет правосудия. "Европейская Солидарность" переведет этот документ на языки стран ЕС и передаст нашим международным партнерам, потому что это ответ на вопрос, есть ли в Украине автократия", – заявила Геращенко.

По ее словам, этим письмом Стефанишина и Офис Президента ударили по надежде Украины на открытие первого кластера на переговорах о вступлении в Евросоюз. "Зеленский и СНБО подменили собой правоохранительную систему, суды и прокуратуру. Украина не получит никакого открытия кластера "Основы", и виноваты в этом конкретные 5-6 менеджеров. Такого действительно не было даже при януковиче, когда хотя бы судилища протягивали приговоры по политически мотивированным делам".

Чем опасно для Банковой старое обоснование

О роли Госфинмониторинга в санкциях против Порошенко рассказал премьер-министр Денис Шмыгаль в Верховной Раде 28 февраля. "Состоялось заседание правительства, на котором было рассмотрено представление соответствующего профильного министерства, которое, опираясь на представленные материалы Службы безопасности Украины, а также Государственной службы финансового мониторинга, внесло предложение о наложении санкций на пятерых физических лиц. И соответственно, правительство рассмотрело, приняло соответствующее решение и передало на СНБО. А затем СНБО по процедуре рассмотрел этот вопрос и, соответственно, провел голосование", – сообщил он нардепам.

Однако Госфинмониторинг оказался слабым местом, удобным для того, чтобы бить по нему. Дело в том, что разглашение тайны финансового мониторинга – это уголовное преступление (часть 2 статьи 209-1 УК). Согласно законодательству, Госфинмониторинг может передавать материалы о подозрительных финансовых операциях только в правоохранительные и разведывательные органы, однако министерства, Кабмин, СНБО и президент в число этих органов не входят. Но Шмыгаль четко назвал цепочку: Госфинмониторинг – министерство – Кабмин – СНБО. И все эти органы оказались посвященными в тайны финмониторинга. А Зеленский еще и публично озвучил тайны, которые он узнал, и возмущенно заявил: "Я просто удивлен, что раньше финмониторинг ничего нам не показывал".

Петр Порошенко в суде
Петр Порошенко в судефото Європейська солідарність

20 марта депутаты из "Евросолидарности" пришли в Госфинмониторинг, чтобы поговорить с руководством. Глава службы Филипп Пронин (он был назначен 31 декабря 2024 года, пожалуй, именно для того, чтобы "все показывал") и все его заместители оказались недоступными. Но визит не был напрасным, судя по рассказу Ирины Геращенко:

"Руководитель юрдепартамента Госфинмониторинга подтвердил, что любая информация о финансовом мониторинге юридических и физических лиц защищена банковской тайной и может быть передана только правоохранительным органам! А это уже уголовное преступление. Ведь внесудебные санкции против Порошенко базируются на доносе финмониторинга, который это учреждение и ее неуловимый руководитель почему-то передали Зеленскому, правительству и СНБО. Последствия могут быть следующие – Украину исключат из международной мониторинговой группы "Эгмонтская группа", которая объединяет финансовые разведки стран мира, как уже исключили россию. Потому что никто в мире не позволит использовать банки и финмониторинг для политической расправы с оппозицией".

Месяц назад это можно было бы считать пустыми угрозами. Но в Верховном Суде выяснилось, что власти решили подстраховаться. Поэтому появилось новое обоснование санкций: они превентивные. Интересно, захочет ли Верховный Суд спасать Офис президента, и если да, то как ему это удастся. А если нет – у истории с санкциями против Порошенко есть все шансы стать токсичной для нынешней власти.

Напомним, 12 февраля СНБО принял антиконституционное решение о введении санкций против Петра Порошенко, которое своим указом ввел в действие президент Зеленский. Впоследствии документы о введении санкций на официальных государственных ресурсах подменили из-за грубых ошибок, фактически сфальсифицировав их.

Следствием санкций также может быть передача активов Петра Порошенко в управление АРМА, что исключит возможность масштабной помощи Вооруженным силам Украины. Как известно, с начала полномасштабного вторжения пятый президент направил на дроны, средства РЭБ и другую технику для Сил обороны 7 млрд грн собственных средств.

Верховный Суд отклонил ходатайство адвокатов об отмене санкций. При этом Фемида приобщила к делу Министерство экономики. Представители СНБО на слушания не явились. В ходатайстве заявили, что СНБО является совещательным органом, а ответственность лежит на президенте, подписывающем указ.

Адвокат экс-президента Илья Новиков отмечал, что из-за ограничений Порошенко не может уплатить налоги, решить бытовые вопросы, оплатить юридические услуги, а главное – уже с 30 апреля может прекратить работу его фонд.

Адвокаты пятого президента Украины Петра Порошенко заявили, что обвинительный акт по так называемому "угольному делу" нелегитимен.

Экс-замминистра юстиции Инна Богатых отмечает, что санкции не могут налагаться превентивно.

Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.

Предыдущий материал
"Превентивные санкции против Порошенко": как обосновывает их власть и почему отказались от предварительного объяснения
Следующий материал
Куда сходить в Киеве в конце апреля и в мае: громкие концерты, камерные выставки и фестивали с душой