20 января в США состоится инаугурация президента Байдена. И уже известно, что украинский президент Зеленский туда не поедет. Ожидаемо, что теперь будут говорить, что не очень-то и хотелось, мол, ограничимся послом.
А ведь давно не тайна – Зеленский очень и очень хочет наладить отношения со Штатами, особенно после скандального телефонного разговора с Трампом, который стал толчком к его импичменту. Только здесь есть новая неприятная история – на днях Америка ввела санкции против целой компании украинцев.
Об этом говорится в расследовании журналистов Watchdogs.
По словам расследователей, наиболее известный среди них любимец журналистов-расследователей – нардеп президентской партии "Слуга народа" Александр Дубинский. Поэтому шансы Зеленского лично подружиться с Байденом, похоже, падают до нуля.
Как сообщает Watchdogs, перед Новым годом, как раз под елочку, Офис президента стал клиентом одной очень интересной лоббистской компании в США.
Так, документы зарегистрировали именно 31 января. Тому есть официальное подтверждение правительства Соединенных Штатов. И для того, чтобы было понятно, почему мы так уверенно об этом говорим, я записал отдельное видео с объяснениями, как эта система работает.
Нанимать лоббистов в США – нормальная практика для крупных компаний, правительств многих стран, как это делают отдельные политики и бизнесмены со всего мира. И Украина – не исключение. Поясним, кому и для чего это нужно и как это работает. (ЗК) Определенный человек, которому нужно встретиться и обсудить вопрос для продвижения своего бизнеса или решения конкретного вопроса, официально платит деньги специально обученным людям – то есть лоббистам. Это этакие посредники. Они по запросу организовывают встречи с сенаторами и конгрессменами, которых уже в свою очередь можно убедить принять определенный закон или продвинуть нужный вопрос. Это прозрачный процесс – известно, кто клиент, кто лоббист, с кем и когда встречали, сколько за это заплачено. Это такое легальное посредничество (конец видео). То есть в нашем случае первое, что мы увидели, – Офис президента нанял лоббиста и готов платить ему за улучшение своего имиджа. И именно здесь начинается самое интересное.
По словам журналистов, как раз прозрачность этих ребят и подвела. Обычно в Украине все данные стараются спрятать как можно дальше. Но это Америка, детка. Документы только что зарегистрированы, а мы уже знаем и клиента, и компанию, и даже имя лоббиста. Ну, первое, что поразило – это имя лоббиста: некто мистер Александр Гавришук. Какое-то не очень американское имя.
Более того, там указан его номер телефона, и он украинский. Я проверила его по тэгам, и вот как этот номер записывают люди в телефонных книжках: Саша Таможня, Александр Михайлович, АТО Саша, Саша Кэп УГО, ну и мое любимое – Саня Домбас. И вот теперь, наговорив всякого, это простой и искренний парень нанимает "Саню Домбаса", чтобы поправить свой имидж в США.
Расследователи выяснили, что это Александр Гавришук действительно существует. Выпускник Одесской юридической академии, участник войны – в 2014–15 годах служил в добровольческом батальоне "Донбасс". Теперь работает заместителем председателя Государственной судебной охраны Украины.
И одновременно является лоббистом Офиса президента в Соединенных Штатах. Это уже просто на голову не налазит.
По словам источника, господин Гавришук давно мечтал о политической карьере. Как выяснилось, последние три года он подавался на конкурсы в разные ведомства десятки раз. Это видно по меньшей мере из количества поданных им деклараций как кандидата – здесь и Минсоцполитики, Минрегионстрой, Минифраструктуры, Минкульт, МИД и секретариат Кабинета Министров – везде наш герой претендовал исключительно на руководящие должности. И в 2019 году он таки цели своей достиг – получил должность заместителя председателя вновь созданной Службы судебной охраны. Мы нашли даже одного из его бывших побратимов из батальона "Донбасс" – Станислава Кулика. Гавришука он запомнил как вполне приличного человека.
Как сообщают журналисты, с Деркачем очень смешная история была, он так всем рассказывал о "внешнем управлении", а сам в мае этого же года нанял в США лоббистов и даже успел заплатить им за работу 12 тысяч долларов. Правда, как только Деркача официально объявили "агентом России", собственные лоббисты с ним все деловые отношения разорвали.
В конце концов, даже Национальный совет реформ нанимал лоббистов в 2017 году, его председателем тогда был президент Порошенко. Но, извините, во времена Порошенко Украина нанимала "Би-Джи-Ар" – это одна из топовых лоббистских компаний в Америке. И занималась она не каким-то там "улучшением имиджа", а вполне конкретными вопросами относительно определенных видов вооружений. Я вам просто покажу две картинки, чтобы была видна разница в подходах. Вот это – офис в центре Вашингтона, здесь расположена компания "Би-Джи-Ар", которая работала на Украине при Порошенко. А вот это – склад в Вайоминге, где сидят эти самые "мамкины" лоббисты Зеленского. А если офис не выглядит действующим, это один из признаков, свидетельствующий о существовании группы, оперирующей "темными" деньгами.
По словам расследователей, сам Александр Гавришук утверждает, якобы Офис президента еще не стал его клиентом. Мопед не его – "он просто направил предложение". Очень и очень неопределенная позиция.
Журналисты считают, что путаница в показаниях горе-лоббиста Гавришука свидетельствует об одном – он изо всех сил пытается выкрутиться из неприятной ситуации. Особенно тогда как история с "Вест Кэпитал" начала играть не в пользу репутации Офиса президента.
Скандал вокруг господина Гавришука набирает обороты, и уже и в Офисе президента, и в МИД открестились от намерения нанимать лоббистов в США и от фирмы "Вест Кэпитал инк", и от самого Гавришука в частности. И то, что вся эта история выглядит как откровенная афера, уже очевидно. На компании "Вест Кэпитал" можно ставить крест. По крайней мере какая-то деятельность, связанная с лоббизмом и Офисом президента ей уж точно не светит. Но все равно возникает логичный вопрос: а что это было и кто же бенефициар всей этой схемы? Неужели это была сугубо инициатива господина Гавришука и он так просто решил поиграть и записал себя в лоббисты на международном уровне?
Как уже отмечали расследователи, лоббизм – вполне легальная деятельность в США и, как любая услуга, он стоит денег и немалых денег. Если даже посмотреть статистику, сколько на лоббистов в 2020 году потратили украинские компании, то вот официальные цифры: почти 550 тысяч долларов.
Watchdogs считает, что Офис президента позорно вляпался в очередной международный скандал. Плохой опыт – тоже опыт, но, как мы уже неоднократно констатировали, действующую власть грабли ничему не учат. Жаль, что отвечать за их действия приходится имиджем нашей страны.