На фоне падения рейтинга президента Владимира Зеленского все силы брошены на "отбеливание" президента в соцсетях и параллельную критику оппонентов. Об этом пишет издание "Страна.иа". По данным авторов, хвалу президенту и его окружению в соцсетях отдает ряд страниц, групп, ботов, а также лидеров мнений (ЛОМов). Их часто называют "ЗЕботами" – поскольку месседжи они продвигают идентичные.
После первых месяцев президентства Зеленского "ЗЕботы" надолго притихли, но в последние несколько месяцев активизировались:
"Случилось это вскоре после конфликта вокруг решений Конституционного Суда в октябре-ноябре 2020 года", – говорится в материале.
"Но настоящий "бенефис" "ЗЕботов" начался в первых числах февраля, когда Зеленский своим указом ввел в действие решение СНБО о применении санкций против Тараса Козака. В результате было заблокировано три принадлежащие ему телеканала – NewsOne, ZIK и "112", – отмечают авторы материала.
"Начиная с кризиса вокруг Конституционного Суда, а особенно на пике скандала с запретом телеканалов, в соцсетях наблюдается всплеск ботоферм. Особенно в Фейсбуке и Ютубе, чуть меньше – в Инстаграме", – цитирует издание политэксперта Руслана Бортника.
Однако в Офисе президента отрицают использование ботов.
Боты в среднесрочной перспективе – это глупо. Все быстро становится известным и неэффективным. ... Группы, склонные к хейту или компромату как единственному способу политической борьбы, вполне могут использовать ботов для того, чтобы портить нервы отдельным субъектам или чтобы распространять фейки, подсвечивать дезинформацию. Совершенно очевидно, что у Офиса президента нет и не может быть таких задач. И вообще, боты, компромат, скандалы – это всегда очень короткая история , которая бумерангом выносит своих же авторов и создателей ", – приводит издание слова Михаила Подоляка, медийного советника главы Офиса президента.
Однако, по данным СМИ, в Офисе президента не только вложились в армию "ЗЕботов", но и заручились лояльностью лидеров мнений, которые продвигают в соцсетях позитивные тезисы о власти.
"В Офисе президента диверсифицированно подошли к формированию медийной политики. Блогеры подсажены на определенные темы. Отдельный пул ЛОМов хвалит "Большое строительство" (под рассказы о замечательных дорогах выделены, кстати, немалые ресурсы), другой – санкции, третий – лично Зеленского", – отмечает издание.
"ЛОМов контрактуют на длительной основе и постоянно с ними работают. Цены разные, в зависимости от авторитетности ЛОМа и его круга общения. Банально – на кого подписан, с кем в друзьях. Чтобы месседж дошел до нужной аудитории. Иногда лучше брать профильного лидера мнений с 2000 подписчиками, чем 10–тысячника, который пишет обо всем и ни о чем", – рассуждает эксперт по управлению репутацией Борис Тизенгаузен.
По его словам, пишет издание, "зеленые" эксперты согласятся работать и за 500-1000 долларов в месяц.
"ЛОМ средней руки, вхожий на эфиры телеканалов, может получать от 1000 до 3000 долларов ежемесячно. Такая ставка – примерно за 10-20 выходов в СМИ и соцсети с проговариванием заданных тезисов. А вот у ЛОМов более серьезных гонорары достигают десятков тысяч долларов", – пишет издание.
По данным СМИ, с недавних пор в Офисе президента применяют новую тактику заманивания ЛОМов. Блогеров и экспертов не просто "контрактуют", но и награждают государственными должностями, чтобы крепче привязать к себе. В таком случае удается сэкономить на гонораре, ведь зарплату им платят из бюджета, кроме того, у спикеров появляется статус и многие готовы хвалить власть, чтобы к ней приблизиться, делают вывод авторы.
Как доказательство, издание упоминает о политологе Сергее Быкове, который в последнее время высказывается точно по темникам Банковой, и, поговаривают, работает с заместителем главы ОП Кириллом Тимошенко – советник заместителя министра финансов.
Ответственным за работу с лидерами мнений СМИ называют Дарью Заривну, пресс-секретаря главы ОП. Они сообщают, что именно Заривна формирует пулы провластных экспертов по разным категориям: внутренняя политика, внешняя политика, экономика и т. д. А Михаилу Подоляку СМИ приписывают разработку тезисов, которые продвигают "ЗЕботы" и "зеЛОМы" в соцсетях и на эфирах, а также кураторство "сетевых армий".
Также в процессе разработки темников задействован аналитический отдел Офиса президента и бэк-офис "Слуги народа", пишут авторы.