Правозащитники считают, что Указ Президента Украины №140 / 2021 на основе решения СНБО от 2 апреля 2021 года является не просто злоупотреблением властью, а имеет признаки узурпации власти, ведь президент в нарушение Конституции Украины присвоил полномочия судебной власти. Об этом говорится в опубликованном заявлении Харьковской правозащитной группы.
Правозащитники пишут, что применение санкций к гражданам Украины, проживающим на подконтрольной украинскому правительству территории:
- подрывают фундаментальные принципы права,
- грубо нарушают Конституцию и международные соглашения, ратифицированные Украиной,
- несут серьезные угрозы правам и свободам человека,
- имеют признаки узурпации власти в государстве.
Правозащитники информируют: "За два месяца принято пять решений СНБО относительно применения санкций, последнее 2 апреля. Известно об уголовных производствах в отношении фигурантов решений о санкциях, некоторые из которых перешли к стадии судебного разбирательства – например, бывший президент Виктор Янукович и его окружение, бывшие милиционеры, которые изменили присяге, и служат в России или на неподконтрольной правительству территории Крыма и Донбасса. И в каждом решении, кроме россиян и предателей, присутствуют граждане Украины и/или украинские юридические лица, находящиеся/работающие на подконтрольной правительству территории".
"В отношении них нет никаких приговоров суда, вступивших в законную силу, или других решений, об этом не сообщается. Есть только разоблачительные статьи в медиа", - отмечает Харьковская правозащитная группа.
Эксперты также разъясняют, что санкции являются международно-правовым механизмом политического характера, который применяет одно государство против другого государства, его физических и юридических лиц, поскольку другого способа борьбы с их враждебным влиянием просто нет. Применение санкций к собственным гражданам возможно только при условии, что они живут заграницей, или скрываются на временно оккупированных территориях Украины, и государство исчерпало механизмы привлечения их к ответственности.
"Действия президента Зеленского − это не санкции в их международно-правовом понимании, а директивное управление государством... Ни решение СНБО от 2 апреля 2021 года, ни Указ президента Украины №140/2021, которым это решение было введено в действие, вопреки статье 3 Закона "О санкциях", не содержат никаких оснований для применения ограничительных мер. На наш взгляд, такие действия президента Украины являются незаконными и своевольными, ведь они создали ситуацию, при которой граждане Украины были существенно ограничены в правах без какого-либо объяснения и обоснования", – говорится в заявлении правозащитников.
В Харьковской правозащитной группе обращают внимание, что строгие и репрессивные меры, направленные на ограничение прав человека, могут быть приравнены к "уголовному обвинению" в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека и основополагающим свободам.
"Термины "уголовное обвинение" и "уголовное правонарушение" являются автономными в смысле статей 6 (Право на справедливый суд) и 7 (Никакого наказания без закона) Конвенции. Следовательно, в ситуации применения таких мер государство должно обеспечить соблюдение ряда гарантий, в частности, никакого наказания без закона, право на справедливое судебное разбирательство судом, который установлен законом, соблюдение принципа презумпции невиновности, право быть незамедлительно и подробно уведомленным о характере и причине обвинения, право на эффективное средство правовой защиты и тому подобное. Однако, в ситуации с примененными санкциями, ни одна из этих гарантий не была соблюдена", – пишут правозащитники.
И добавляют: "Подобная ситуация несоблюдения руководством государства норм национального и международного права может привести к негативным последствиям в виде финансовых и репутационных потерь вследствие решений международных судебных инстанций: государство будет вынуждено выплачивать за счет средств налогоплательщиков компенсацию лицам, в отношении которых были применены санкции, а при поднятии на международном уровне вопроса о применении санкций иностранными государствами, над Украиной постоянно будет висеть клеймо злоупотребления санкционными инструментами".
Правозащитники отметили, что санкции не могут служить инструментом привлечения к юридической ответственности за совершение уголовных правонарушений, даже когда в отношении лица продолжается расследование.
Читайте также: СНБО должен принимать решения в пользу ВСУ и обороноспособности Украины, а не вводить очередные санкции − Арьев