Трамп и Зеленский
Трамп и Зеленский depo.ua

10-я неделя дипломатии Зеленского: Елисеев о плюсах и минусах внешнеполитических шагов Президента

    Читайте українською
    Очередная неделя дипломатии Зеленского формировалась преимущественно под влиянием внутренних факторов, а своевременный визит Специального представителя США по вопросам Украины Курта Волкера и переговоры с президентом США Дональдом Трампом – еще не стратегия, а лишь очередной международный аванс, который предстоит оправдать

    Позитивные дипломатические решения и действия, а также недостатки работы Президента Владимира Зеленского перечислил в своем блоге "10-я неделя дипломатии Зеленского: Запад подталкивает Украину к одностороннему выполнению Минских соглашений" на сайте Lb.ua украинский дипломат Константин Елисеев.

    "Отдельные иностранные партнеры уже сейчас, апеллируя к результатам досрочных парламентских выборов, тонко намекают, что Украина должна в одностороннем порядке выполнять политические аспекты Минска. Чувствуется желание Запада подтолкнуть новую команду к имплементации договоренностей под соблазнительные призывы, мол, "мир нужен Украине, а не России, вы же это обещали на выборах, и народ вам дал на это мандат".

    Очередная неделя дипломатии Зеленского формировалась преимущественно под влиянием внутренних факторов. Украина в очередной раз подтвердила приверженность высоким демократическим избирательным стандартам. И в ответ вполне заслуженно получила порцию поздравлений от международных партнеров. Народ Украины дал Президенту фактически карт-бланш на определение, реализацию и обеспечение внешней политики государства. Надеемся, что дипломатия Зеленского поствыборного периода будет кардинально отличаться от первых двух месяцев и станет наконец наступательной, активной и результативной. Хочется верить, что новая дипломатическая команда продуктивно использует определенное политическое затишье в мире, вызванное летними отпусками, для корректировки внешнеполитических подходов и подготовки "домашних заготовок", чтобы стремительно начать новый политический сезон.

    Итак, отныне ответственность – на "слугах народа", а мы – традиционно подытожим результаты прошедшей дипломатической недели.

    Плюсы

    1. Состоялся своевременный визит Специального представителя США по вопросам Украины Курта Волкера. Важно, что Президент Зеленский нашел время для встречи с американским гостем. Как и ценным является ключевой сигнал визита – о твердой и несокрушимой поддержке Вашингтона в вопросе восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины и противодействия российской агрессии. То, что этот визит совпал с телефонным разговором президента США Дональда Трампа с Президентом Зеленским, ловко усилило сигнал поддержки Украины, как показал личный интерес главы Белого дома к "феномену "Слуги народа".

    В то же время, все это – еще не стратегия, а лишь очередной международный аванс, который предстоит оправдать по итогам запланированного украинско-американского саммита. Интригует фраза в сообщении для СМИ, опубликованном на сайте ОПУ, о том, что "Трамп выразил уверенность, что обновленная украинская власть сможет быстро улучшить имидж Украины, завершить расследование коррупционных дел, которые сдерживали взаимодействие между Украиной и США". Стоит также отметить и визит Волкера в Станицу Луганскую, показавший устойчивое внимание США к вопросу мира на Донбассе.

    1. Важно, что наконец-то состоялась первая встреча Президента Зеленского с Группой послов стран "Семерки" и главами представительств ЕС и НАТО. Этот формат координации хорошо зарекомендовал себя за последние годы, и хорошо, что новая команда взяла его на вооружение. Однако ключевым вопросом является регулярность таких встреч.

    Положительной оценки заслуживает и тот факт, что впервые к традиционной встрече первого лица с послами "Семерки" присоединился представитель НАТО в Украине. Будем верить, что таким образом новая команда на Банковой посылает всем нам сигнал о неизменном приоритете евроатлантической интеграции государства.

    Как и сигнал обществу о том, что наше сотрудничество с Альянсом касается не только дела оборонной политики, но и вопроса глубоких и всеобъемлющих реформ, ведь нынешнее НАТО – именно об этом. Кого не хватало в формате приглашенных на упомянутую встречу в этот раз, так это представителя МВФ в Украине.

    1. Состоялась первая для Президента Зеленского церемония вручения верительных грамот послами ряда иностранных государств: Кореи, ЮАР, Финляндии, Словении и Германии. Никоим образом не умаляя важности всех стран, отдельно хотел бы отметить "окно возможностей" для Киева, которое открывается на немецком направлении с назначением послом госпожи Анки Фельдгузен. Новый посол не только очень хорошо владеет украинским языком, но и, открывая свою третью командировку в Украину, прекрасно знает нашу страну и главное – всегда стремилась развивать интенсивный двусторонний диалог.
    2. Эта неделя была ознаменована и заметной активизацией телефонной дипломатии Президента Зеленского. Понятно, что причиной для этого стало, прежде всего, стремление международных партнеров Украины первыми засвидетельствовать свое почтение и восхищение убедительной победой партии "Слуга народа". Как и сразу зафиксировать приоритетные интересы для их столиц.

    К позитиву следует отнести также телефонный контакт с премьер-министром Италии Джузеппе Конте, прежде всего для обсуждения дела Маркива, совет по осуществлению которого мы давали в предыдущем обзоре. То, что в итальянском пресс-релизе упоминание об этом деле отсутствует, является симптоматическим. Киев это вопрос поднял, а Рим воспринял его, попытавшись избежать публичной огласки. Теперь главное, чтобы это дело и в дальнейшем находилась на должном контроле Банковой и не ограничилось всего одним звонком.

    1. Несколько неожиданное развитие получила керченская история. СБУ задержала российский танкер, который блокировал проход наших кораблей 25 ноября через Керченский пролив. Задержание танкера, который является вещественным доказательством, как и личная команда Президента Зеленского на его задержание, – это, несомненно, сигнал Киева Москве. Не исключаю, что провокационный заход российского судна в украинские воды имел целью протестировать решимость новой украинской власти. И несмотря на различное отношение к решению Киева отпустить команду, это лишило возможность Москвы идти на повышение ставок. Равно как и апеллировать к Международному трибуналу по морскому праву, что Украина своими действиями обостряет спор, якобы формируя своеобразный «обменный фонд», тем самым ухудшая положение наших моряков.

    Каким бы ни был замысел этой истории, факт остается фактом – по состоянию на сегодня наши ребята и дальше остаются в российском плену вместе с решением российского суда продлить им арест до осени.

    Минусы

    1. Двоякие ощущения остались после заявлений представителя Украины в политической подгруппе ТКГ. С одной стороны, есть четкое понимание главной цели России в отношении Украины, как и отсутствие подлинного интереса Москвы к установлению мира на Донбассе. С другой – за бравурными словами также чувствуется констатация патовости и отсутствие четкого пошагового видения, как выходить из сложившейся ситуации. Очевидно и отсутствие понимания новыми переговорщиками сути "формулы Штайнмайера".

    Вместо этого Киеву следует активизировать работу над "дорожной картой", которая разрабатывалась по поручению "нормандской четверки" еще с октября 2016 года. Единственное, что останавливало от ее полного согласования, – так это понимание Москвой того факта, что ее реализация обеспечит "безопасную реинтеграцию Донбасса", о которой, собственно, и говорит украинский представитель.

    Также Киеву стоит активировать идею развертывания миротворческой миссии ООН на оккупированном Донбассе, а также обеспечить вынесение этого вопроса с конкретными решениями на уровень лидеров "нормандской четверки". Мы должны трезво оценивать ситуацию: только международное присутствие на Донбассе способно вывести ситуацию из тупика.

    1. Первая неделя после объявления режима прекращения огня так и не принесла на самом деле устойчивого и всеобъемлющего перемирия. В развитие предыдущих прогнозов, отметим, что качество режима прекращения огня прямо пропорционально настоящей готовности Кремля двигаться к урегулированию. Пока линию соприкосновения лихорадит от "продолжают стрелять", не стоит рассчитывать на прогресс. Ошибочно создавать иллюзию прогресса на минском треке, в частности по обеспечению устойчивого прекращения огня. Особенно когда такая иллюзия уже сейчас разбивается как об отчеты СММ ОБСЕ, так и о первые сообщения о ранении украинских защитников. И этих сообщений не было бы, если бы другая сторона действительно придерживалась режима.
    2. Не услышали на неделе от команды Президента Зеленского и сигналов о должном внимании Киева к продолжающейся раздаче Москвой российских паспортов. Особенно когда на этом фоне из России поступают утверждения о выдаче по упрощенной процедуре уже нескольких тысяч паспортов для жителей Донбасса. А также когда послы стран Европейского Союза в Брюсселе рассматривают вопрос о возможном ответе на эти нарушения Москвой духа минских договоренностей.

    Советы неравнодушного

    1. Имея неконтролируемый участок границы и постоянные поставки вооружения и военной силы из России, невозможно обеспечить бессрочное прекращение огня.

    С такой "дырявой" границей, как сейчас, мы будем иметь перспективу не бессрочного прекращения огня, а бессрочную агрессию России. Поэтому Киев в своих контактах с партнерами должен делать акцент на приоритетности закрытия границы. Стоит вернуться к идее создания отдельной подгруппы по границе в рамках ТКГ в Минске. Собственно, под эту задачу должны подстраиваться меры и шаги в рамках минского или нормандского процесса. Под это задание подстроена инициатива по развертыванию международного компонента, чему, соответственно, будет предшествовать вывод российских войск.

    Абсолютизация идеи разведения сил и средств, поощряемая российской стороной, может привести к тому, что на выходе получим новую линию границы с оккупированным Донбассом. Стоит быть бдительным к идее согласования в Минске новых зон разведения. Мотивы Москвы понятны: вместо добросовестного выполнения обязательств по безопасности, через инструмент разведения добиться стабилизации существующей контактной линии, вдоль которой они попытаются разместить миротворцев, которые фактически будут ее охранять, зафиксировав де-факто аннексию части Донбасса.

    Целесообразно проявлять осторожность и к сигналам отдельных иностранных партнеров, которые уже сейчас, апеллируя к результатам досрочных парламентских выборов, тонко намекают, что Украина должна в одностороннем порядке выполнять политические аспекты Минска. Чувствуется желание Запада подтолкнуть новую команду к имплементации договоренностей под соблазнительные призывы, мол, "мир нужен Украине, а не России, вы же это обещали на выборах, и народ вам дал на это мандат".

    1. Президенту Зеленскому стоит отбросить любые иллюзии относительно Путина. Особенно не стоит делать выводов о его настроенности на конструктив по результатам первого телефонного разговора. Тем более, на россиян не действует заклинание "я этого очень хочу, это для нас приоритет, и мы над этим много работаем". Для них это проявление слабости позиции. Напомню один хрестоматийный случай, когда президент Буш заявил о том, что он заглянул в глаза Путина и увидел душу, а откровенность разговора дает надежду на конструктивные взаимоотношения. Однако с того времени уже мало у кого остались сомнения, кому Путин "продал свою душу".
    2. Целесообразно ускорить определение кандидатуры нового посла Украины в США. Заслуживает внимания идея создания целевой межведомственной группы по координирующей роли СНБО по вопросу подготовки повестки дня предстоящего российско-американского саммита: от вопросов обороны и безопасности до тематики энергетической безопасности, привлекательных двусторонних инвестиционных проектов, ядерной безопасности и т. п. Ведь надеемся, что визит в Вашингтон уже не за горами.
    3. Весьма положительным является стремление научить "слуг народа" азам деятельности в Верховной Раде. Вместе с тем, досадным упущением считаем то, что в программе "ликбеза" не нашлось места ни для таких принципиально важных вопросов, как европейская и евроатлантическая интеграция, ни для введения народных избранников в курс дел в вопросах урегулирования ситуации на Донбассе.

    Именно им придется нажимать кнопку "за" или "против" соответствующих законодательных решений в контексте имплементации Минских договоренностей, в частности по таким критическим вопросам, как судьба законов Украины об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей или амнистии. Еще есть время внести дополнения в запланированный интенсив и попытаться защитить "слуг народа" от потенциальных внешних воздействий не в лучших интересах Украины.

    Вне зависимости от политических вкусов и цветов внутри Украины, единство и солидарность на внешней арене – это залог нашей победы! Надеемся на новый политический сезон".

    Предыдущий материал
    Начальника Нацполиции Днепропетровщины Глуховерю уволили – подробности
    Следующий материал
    Дания затягивает запуск газопровода "Северный поток-2": в России паника – СМИ

    "Иду на вы": Украина отмечает День Сил специальных операций ВСУ – поздравления от руководства страны

    Зеленский поздравил верующих с Днем Крещения Руси-Украины и призвал церкви "к диалогу"

    Приезд Зеленского в Одессу: ради первой леди дно пляжа обследовали водолазы