Заочного образования не будет. На смену ему придет дистанционное обучение. Кабинет Министров представил законопроект с реформой высшего образования. Что делать студентам, которые уже ушли на заочку? Как такие инициативы оценивают в самих вузах? И когда заработают нововведения? Карина Шевченко расскажет.
Заочная форма обучения – удобно сочетать с работой или параллельно получать два высших образования. Однако с 2024-го заочной формы не будет, ее заменит – дистанционная. В Министерстве образования утверждают – так мы приблизимся к европейским стандартам.
Ангелина – студентка 4 курса. Девушка изучает тележурналистику в Киевском университете культуры. Сначала получала образование стационарно, а затем перешла на заочную форму.
"Я начала работать и у меня нет много времени для того, чтобы посещать пары. Дневная форма – это получается каждый день нужно заходить на пары, а заочная форма обучения – это только ты две недели учишься и потом сдаешь сессию. Это полностью дистанционная форма обучения, то есть мы в университет не ходим", – говорит студентка Ангелина Клименко.
Ольга тоже на 4 курсе. Она студентка Черкасского государственного технологического университета. Получает здесь образование специалиста по информационно-измерительной технологии. В то же время здесь же учится на пожарного, но на заочной форме.
"Заочное обучение, например, ты приезжаешь в университет на две недели, тебе начитывают базу теории, знаний и, собственно, все. Это ухудшает качество усвоения знаний. А вот с дистанционной формой, мне кажется, будут плюсы, потому что это можно делать синхронно, когда у тебя есть время", – рассуждает студентка Ольга Басараб.
Многие университеты из-за большой войны перешли на смешанную форму обучения, то есть часть студентов работают дистанционно, остальные – стационарно. Мы спросили мнение руководителей вузов о новациях от правительства. Ректор Черкасского государственного технологического университета утверждает: у дистанционного обучения недостатков больше, чем преимуществ.
"Мы понимаем, что знания и навыки можно получать только в аудитории, это наше конкурентное преимущество, что непосредственно обучаем студентов конкретно в аудитории. Заочное, все-таки студент приходит, он две недели в университете, он общается с преподавателями, они между собой общаются , получают хотя бы минимальный эффект коммуникации", – объясняет ректор Черкасского государственного технологического университета Олег Григор.
Ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимир Бугров подчеркнул: дистанционное образование нужно усовершенствовать.
"Дистанционное – это целая совокупность, дистанционное – это лишь инструмент. То есть должны быть электронные учебники, не скан копии бумажной книги. Когда я в аудитории, я могу услышать и понять, это ответ собственный или это искусственный интеллект. Дистанционное образование нужно, но оно должно быть разумно сделана и методологически обосновано. Это не может быть однодневным решением", – отметил ректор КНУ им. Тараса Шевченко Владимир Бугров.
В Министерстве образования объяснили: изменения коснутся только будущих студентов, которые будут поступать в следующем году.
"Вместо заочной и вечерней форм получения образования внедряем дистанционное, не требующую регламентации и соответствующее европейской практике. Студенты, которые сейчас учатся на заочной и вечерней формах, смогут завершить свое обучение. А начиная с 2024 года новые поступающие уже будут выбирать либо дневную, либо дистанционную формы получения образования", – отметил министр образования и науки Украины Оксен Лисовой.
Среди других новаций:
- Студенты смогут ускорить обучение и завершить бакалавриат за три года вместо четырех, или же наоборот – получить степень за шесть лет.
- Студент сможет выбирать специальность после двух лет обучения. Поступает на определенную отрасль, а впоследствии может выбрать более узкую специальность в рамках этой отрасли.
- Для регулируемых специальностей, таких как право и медицина, студенты могут самостоятельно выбрать 10% курсов на выбор. Нерегулируемые, такие как финансы, филология, дают от 50-100% выбора.
В профильном комитете парламента уже приступили к работе над предложениями Кабмина. Его член, в прошлом первая заместитель министра образования Инна Совсун убеждена: радикальные изменения в этой области нужны. Но начинать следует с кадров, управляющих вузами. Иначе украинцы и дальше будут ехать за образованием за границу.
"Для того, чтобы радикально улучшить систему образования, нам нужно обновить ректорский корпус. Никакие ректорские изменения с этим корпусом не произойдут никогда, и поэтому нам нужно в первую очередь поменять подходы к выбору ректоров, завести молодых перспективных, тех, кто учился за рубежом, иностранцев в конце концов, чтобы они добавили жизни в систему высшего образования. Без этого изменения любые другие изменения, к сожалению, будут носить точечный характер", – отмечает член комитета ВР по вопросам образования, науки и инноваций Инна Совсун.
Если Верховная Рада поддержит инициативы Кабмина, а президент подпишет – закон вступит в силу через полгода после его опубликования.
Карина Шевченко, Яна Лымаренко, Сергей Клименко, Николай Довгий, "5 канал"
Читайте также: Образование во время войны: у 54% учителей профессиональное выгорание, 74% школьников находятся в стрессе – включение
Смотрите также: Не с чем учить украинский язык? Почему учебники для диаспоры не печатают
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
- Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.