Унижение. Издевательства. Полное нарушение прав. Полная несамостоятельность. Так описывают свою жизнь в интернате те, кому удалось оттуда вырваться. Речь идет о людях с инвалидностью. Даже после их совершеннолетия из этой клетки не выпускают, а отправляют дальше в интернаты. Почему система, которая должна подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, обеспечить достойными условиями и образованием, делает существование в интернатах невыносимым? И поправимо ли это? Больше – в материале "5 канала".
Вот что рассказывает Лина, которая воспитывалась в Олешковском интернате. В первые дни после рождения от девушки отказались родители из-за ее инвалидности. Прошла путь от детских домов до интерната. И приятных воспоминаний оттуда нет.
"Помню, когда я не послушала воспитателя, меня шваброй избили. Я до сих пор к швабре не прикасаюсь", – рассказывает общественная активистка Лина Дешвар.
Жизнь, как в клетке. За пределы территории уже взрослых воспитанников не отпускали. Все из-за их инвалидности.
"Мы жили на территории. Мы ели на территории, лечились на территории и ходили учиться на территории", – отмечает общественная активистка Лина Дешвар.
Одна из проблем интернатов – образование. Лина училась там до 19 лет. Ежегодно ее переводили на класс назад, потому что учебная программа менялась. Возможности выбрать, куда идти по окончании школы, не было.
"Я очень удивлялась тому, что у нас, отдельных людей, есть образование. А в некоторых группах, это пять групп было, вообще образования не было. У них даже праздников не было. Нами воспользовались в том плане, что за полгода в выпускном классе спрашивали: куда вы хотите поступить? И мы же искали этот журнал, где все вузы Украины, и мы выбирали, многие из нас хотели пойти в Киев. Но нам потом после выпускного просто сказали: вы едете в Харьков на "смотрины". И это был техникум-интернат в Харькове", – вспоминает общественная активистка Лина Дешвар.
Лине уже 34. 15 лет назад ей удалось уйти из интернатной системы. Занимается общественной деятельностью, борется за права людей с инвалидностью и помогает адаптироваться к жизни после интерната. По своему опыту говорит: все специалисты советского воспитания и никак не мотивированы.
"У нас, например, работники, которые по 50 лет работали в интернате, были те, кто по 20–30 лет", – отмечает общественная активистка Лина Дешвар.
В интернатах люди с инвалидностью становятся заложниками системы. Реальный пример – это история Лины. В Украине интернатная система устроена против социализации людей с инвалидностью. Когда воспитанники становятся совершеннолетними, возможности уйти в самостоятельную жизнь нет. Вместо этого переводят снова в интернаты, но для взрослых. Им приходится подчиняться системе без возможности выбора.
В Украине уже существуют проекты, где люди с инвалидностью могут овладеть базовыми навыками самостоятельной жизни. Один из таких – "Тренировочная квартира". Его создала общественная организация "Видеть сердцем". Там взрослые люди, имеющие инвалидность, в течение месяца под наблюдением кураторов учатся готовить, убирать, ухаживать за собой. Параллельно со студентами работают психологи. Этот проект бесплатный.
"Это кухня, здесь зона обеда и зона встреч. Здесь у нас доска, где написано, какой месяц, кто дежурит, режим на сегодняшний день. Мы все с вами взрослые люди, мы знаем, как это – жить самостоятельно, как это без папы, без мамы. Студенты наши – взрослые, и у них никогда не было такого опыта", – показывает "Тренировочную квартиру" основатель и руководитель общественной организации "Видеть сердцем" Олеся Яскевич.
В 2017 году Министерство социальной политики начало реформу деинституализации. То есть вывести детей из интернатов и предоставить им возможность учиться и жить в семьях или домах семейного типа. В планах было почти через 10 лет изменить систему. А главное – предоставить услуги для детей и семей в общинах. Однако все остановилось из-за коронавируса. Только в 2023 году за эту реформу взялись снова.
Присоединились и общественные союзы, в том числе "Лига Сильных". Их цель – усовершенствовать законодательство, чтобы люди с инвалидностью во взрослом возрасте не продолжали жить в интернатах, а имели возможность самостоятельно строить свою жизнь, иметь свои интересы, работу и были социализированы. Чтобы они могли получать нужные социальные услуги в каждой общине.
"Изучаем иностранный опыт, который планируем адаптировать в Украине. В дальнейшем мы планируем работать с органами местного самоуправления для того, чтобы они развили такие социальные услуги, как поддержанное проживание. Реформа деинституализации состоит в том, чтобы мы нашли такие механизмы, где люди, которые проживают в интернатной системе, смогли вернуться и жить в общинах", – отмечает исполнительный директор общественного союза «Лига Сильных» Дарья Сидоренко.
Реформа деинституализации – одно из требований Европейского Союза. Ее реализация сделает Украину на шаг ближе к вступлению в ЕС.
Карина Шевченко, Валентин Стрельцов, "5 канал"
Читайте также: Некомпетентность и игнорирование прав человека работниками МСЭК: история парня с инвалидностью – сюжет
Смотрите также:
Поддержите журналистов "5 канала" на передовой.
Вносите свой вклад в победу – поддерживайте ВСУ.
Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.