Марина Порошенко
Марина Порошенко eurosolidarity.org

"Инклюзивное образование – это не замена специализированного образования, это альтернатива" – Марина Порошенко

Читайте українською
Жена пятого президента убеждена, что инклюзивное образование – это реформа не только ради детей с особыми потребностями, но и для всего общества

Главным приоритетом при создании и развитии системы инклюзивного образования в Украине было формирование эффективных условий для обучения и социализации детей с особыми потребностями. Об этом заявила жена пятого Президента Украины Марина Порошенко в интервью телеканалу "Прямой".

"Перед нами стояла задача институализации инклюзивного образования, чтобы оно стало частью украинского общества и государства. Мы подошли комплексно, работали сразу на законодательном уровне, вносили финансовые предложения, кадровая подготовка, создание профессиональной образовательной среды без барьеров и, безусловно, – это работа с общественностью и родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями", – сказала она.

Марина Порошенко отметила, что статистические данные подтверждают эффективность внедрения инклюзивного образования в Украине.

"Каждая четвертая школа стала инклюзивной, в обычных общеобразовательных учреждениях обучается 17 тысяч детей с особыми образовательными потребностями. Когда это количество детей три года назад составляло только 2 500. Если говорить о сети инклюзивно-ресурсных центров, которую мы сделали абсолютно с нуля, мы имеем на сегодня более 600 таких центров по всей Украине. А до конца 2020 года откроется еще 100 и они будут максимально приближены к месту проживания каждого ребенка, который нуждается в помощи", – подчеркнула Марина Порошенко.

Она рассказала об особенностях работы инклюзивно-ресурсных центров и стимулирования работы учителей в инклюзивных классах.

"Инклюзивно-ресурсные центры оснащены современными международными методиками оценки развития каждого ребенка. Когда можно потом построить максимально адаптированную систему обучения в таком центре, а потом все эти результаты передать в электронном виде в школу. Учитель сможет принять такого ребенка и построить индивидуальный план развития ребенка так, чтобы он максимально мог эффективно использовать свои возможности, способности.

Это очень помогло учителям в учебном процессе, потому что они смогли более качественно предоставлять образовательные услуги детям. Для того, чтобы поощрить учителей, была выделена 20% надбавка к заработной плате тем, кто работает в инклюзивных классах. Мы понимали, что это дополнительные нагрузка и знания. Нам удалось выбить целую ставку ассистента учителя. До этого было только полставки ассистента учителя в инклюзивном классе. Это было очень трудно, не могли найти людей на такую должность", – рассказала жена пятого президента.

Марина Порошенко
Марина Порошенкоeurosolidarity.org

Также добавила, что удалось закрепить на государственном уровне ставку ассистента ребенка для тех детей, которые не могут сами за собой ухаживать и им необходима поддержка в быту. Кроме того, наладили работу в школе во время учебного процесса, уроков в школе – и это тоже еще один важный шаг в реализации системы инклюзивного образования.

"Работа с обществом, общественностью, родительскими объединениями, которые действительно очень часто не знают именно своих прав и возможностей, которые они могут требовать от общины, общества, школы и, таким образом, возникли и школы ответственного отцовства. Мы подписали меморандум с общественными организациями, которые занимаются именно вопросами поддержки детей с инвалидностью и детей с особыми образовательными потребностями. Мы понимаем, что без этого треугольника: ребенок, родители и педагоги, мы не построим качественную модель предоставления образовательных услуг каждому ребенку", – убеждена Марина Порошенко.

По ее мнению, очень важно построить образовательное пространство без барьеров. 

"В 2018 году мы вместе с министерством регионального развития приняли пакет новых, современных, адаптированных под мировые требования, государственных строительных норм. Сейчас только их нужно выполнять и контролировать выполнение этих требований на государственном уровне. Они предусматривают уже абсолютную адаптацию среды не только для детей, ограниченных в движении, которые перемещаются на колясках. Но и для других категорий детей, которые также нуждаются в адаптации окружающей среды под свои нужды", – добавила она.

Марина Порошенко выразила убеждение, что реформа инклюзивного образования является необратимой, ведь общество понимает ее необходимость для комплексного образования и социализации детей с особыми потребностями.

"Сломать нельзя эту реформу, но можно затормозить. Например, не давать средства, мы видим это уже по Украинскому культурному фонду, и пытаться сохранить старую систему специализированных учебных заведений. Я все время говорила, что инклюзивное образование – это не замена специализированного образования, это альтернатива. Каждая семья вольна выбирать – куда отдать своего ребенка.

Наша задача – построить систему инклюзивного образования настолько комфортной, привлекательной, современной, чтобы действительно родители хотели отдавать туда своих детей. Потому что они увидят перспективу такого обучения для будущего своих детей. Я верю, что реформу не остановить, что общество будет отстаивать её результаты», – подчеркнула жена пятого президента.

Марина Порошенко
Марина Порошенкоeurosolidarity.org

Марина Порошенко акцентировала, что для нее самым важным является влияние внедрения инклюзивного образования на общество и жизнь детей, а не чествование заслуг, поэтому попытки новой власти нивелировать ее участие в этом процессе являются напрасными.

"Меня уже предупреждали, что меня везде вычеркивают из истории инклюзивного образования: "Это на сегодняшний день чисто государственная реформа. А вас там уже нет". Я говорю на это – дай Бог, самое главное, чтобы реформа жила. Потому что мы ее внедряли для общества. Для меня важно, чтобы она действительно заработала на государственном уровне. Чтобы это не был просто благотворительный проект Фонда Порошенко в отдельно взятой школе или области, а чтобы это заработало на государственном уровне и чтобы государство несло ответственность потом перед этими детьми и их семьями в будущем", – сказала Марина Порошенко.

Она заметила, что системно коммуницирует с родителями детей с особыми потребностями, ведь только так можно оценить эффективность реализованной реформы и выявить проблемы, которые требуют решения.

"Связь с семьями таких детей для меня – это интерактив, который очень важен, когда я должна чувствовать, насколько это нужно, и насколько они поддерживают те шаги и инициативы с моей стороны и со стороны моей команды, чтобы эта реформа работала как можно качественнее.

Я снимаю тот срез проблематики, которая еще остается и что еще нужно делать в будущем, на какие вопросы нужно больше обратить внимание, потому что если смотреть на международный опыт – они начали реализовывать инклюзивное образование в своих заведениях и на сегодня они еще совершенствуют. Появляются новые требования, современные технологии, которые нужно имплементировать, перестраивать эти процессы. И я думаю, что мы обязательно подключимся к этой мировой тенденции", – рассказала Марина Порошенко.

 

 

Предыдущий материал
Половина украинской молодежи не выезжает из своих областей – Гончарук
Следующий материал
НАБУ начало расследование в уголовном производстве относительно разговоров Трубы с Богданом, Смирновым и другими – адвокат
Зимняя сказка в ROSHEN Winter Village: Петр и Марина Порошенко открыли новогоднюю елку

Зимняя сказка в ROSHEN Winter Village: Петр и Марина Порошенко открыли новогоднюю елку

"Валерия не сломается": Порошенко проведал Гонтареву в Лондоне

"Валерия не сломается": Порошенко проведал Гонтареву в Лондоне

Руководство "Олимпийского" не получало каких-либо запросов на проведение дебатов

Руководство "Олимпийского" не получало каких-либо запросов на проведение дебатов