С одной стороны, поэтапное ослабление карантина дает надежду, что уже совсем скоро мы вернемся к привычной жизни. С другой – наоборот – мы все равно ограничены. Уже неделю у нас работают магазины, салоны красоты, стоматологии, летние террасы кафе и ресторанов. Это, конечно, радует нас с вами, но не тех, кто работает в этих сферах. Ибо ключевое ныне осталось на карантине.
Инфраструктура – стоит. И из-за этого украинцы не могут добраться до работы, до тех самых магазинов и парикмахерских. Надо или брать такси, или идти пешком, или объединяться пассажирам - по пять человек в один автомобиль. Других вариантов – нет.
И именно из-за обилия личного транспорта и при отсутствии общественного – столица, прямо скажем, всю неделю простояла в пробках. Это раздражало и возмущало всех. Городские руководители сейчас просят запустить хотя бы метро, как в других странах.
Подземка не работает только в Украине и Индии. В остальных странах - Штаты, Франция, Великобритания, Испания, Италия, Германия – метро не останавливали. С ограничениями, с определенными интервалами движения, но оно работает. И поэтому эти страны не имеют транспортного коллапса. Но у власти, видимо, свой план.
Несмотря на протесты людей они транспорт все равно не запускают. Премьер обещает сделать это в июне, а профильный министр – в конце мая. Это означает, что четких дат власть не имеет. А вот у украинцев есть четкий вопрос: как добраться на работу? Наша Ирина Саевич, которая тоже постояла на этой неделе изрядно в пробках, искала логику в транспортных ограничениях.
"Вот сегодня прошел 13 километров и, соответственно, буду возвращаться домой и пройду еще 8 километров", – говорит киевлянин Клим.
Мужчина говорит, что с начала карантина ходит на работу пешком. Другого выбора не было. До офиса мог добраться только на метро, но теперь оно закрыто.
Клим Братковский рассказывает: "Если раньше я за 30-35 минут доезжал, то сейчас на полчаса там с хвостиком раньше выхожу. – Ну в четыре утра не просыпаетесь? – Нет, конечно, чтобы просыпаться в четыре утра, это такой маршрут, что надо идти наверное километров 30".
И хоть средств на проезд не тратит, говорит: быть пешеходом тоже затратно.
"Моя сотрудница ехала 15 километров, всего 15 километров. Заплатила она 250 гривен, потому что это был пик и тому подобное. Я например, сегодня пройду 18 километров и ничего не потрачу, но безусловно, что изнашивается обувь, брюки", – говорит мужчина.
А вот у продавщицы Елены расходы с начала карантина выросли вдвое. Женщина живет за сорок километров от Киева. Из области в столицу может добраться лишь машиной, соответственно заправляет ее чаще. Но большинство ее односельчан в более тяжелом положении.
Елена Монастирецкая, жительница села Красиловка, говорит: "Люди ждут около двух-трех часов, чтобы доехать. Если встанет какая-то машина и подвезет. На велосипедах ездят. – 40 километров? – Ну где-то поближе, может в Бровары едут. От села до Броваров 10-8 километров, более никак.
Как добраться на работу без городского транспорта? Этот вопрос с 11 мая, когда правительство ослабило карантин, беспокоит работников рынков, кафе, ресторанов с летними террасами, стоматологий, нотариальных контор, салонов красоты и других заведений. Парикмахер Ирина не имеет собственной машины, поэтому единственный выход – такси.
Парикмахер Ирина жалуется: "Туда и обратно 400 гривен. – А какая при этом выручка за день? Вы хоть выходите в ноль, не бывает такого, что в минус? – Ну, бывает и в минус".
Наплывом людей сразу же воспользовались службы такси. Цены выросли в полтора-три раза. Например, поездка с левого на правый берег Днепра стоила почти как поезд из Киева до Львова. Выросло, кроме цен и количество желающих воспользоваться спецтранспортом. В некоторых районах очереди на него чуть ли не километровые. Как и пробки.
Этой дорогой журналист Ирина Саевич ежедневно ездит на работу. От дома до офиса 6 километров. Навигатор подсказывает – это 10 минут на машине. Впрочем, в реальности в пробке придется простоять минимум час. В худшем случае – почти два.
Чтобы хоть как-то разгрузить дороги, столичные чиновники запустили дополнительные рейсы общественного транспорта. А городской голова Киева, опережая планы правительства, предложил уже с 22 мая полностью восстановить работу наземного транспорта.
"Мы будем постоянно наращивать количество подвижного состава на маршрутах города", – сказал Кличко.
К столичному бунту присоединились также городской голова Днепра и глава Черкасской ОГА.
Председатель Черкасской облгосадминистрации Роман Бондарь сказал: "Вопрос, который мы инициировали, – это разрешение на работу областного и городского транспорта".
А городской голова Днепра Борис Филатов говорит: "Единственное, что мы можем сейчас сделать для вас с другими городскими головами, это требовать от власти не заниматься самообманом".
В конце начали говорить и о восстановлении работы метро. Кличко обратился к правительству, чтобы киевской подземке разрешили работать с 25 мая. А в Харькове вообще заявили, что закрытый метрополитен – это угроза для безопасности людей.
"После ослабления карантина многие кто вышел на работу и сразу возникло скопление людей на остановках и в общественном транспорте… Чтобы избежать последствий эпидемического характера, надо открыть метрополитен", – говорит Светлана Горбунова-Рубан, заместитель городского головы Харькова.
Украина – чуть ли не единственная страна в мире, где метро на время карантина полностью было закрыто. Такой вид у подземки в США, эта страна - лидер по количеству инфицированных, так – в Италии, а это – Франция. А вот как выглядит сейчас киевский метрополитен.
Несмотря на просьбу городских голов, возобновлять работу метро не спешит ни правительство, ни президент.
"Нам вообще несложно подписать бумажку и хоть завтра открыть метро или позволить концерты. Но какими будут последствия? Миллион заболевших?" – говорит Владимир Зеленский.
Пока же станции пустые, подземку готовят к потенциальному открытию. На низком старте "Укрзализныця". Моют поезда, проверяют системы вентиляции, меняют масло, чинят вагоны.
Пока же железнодорожники, работники метрополитена и рядовые украинцы ждали "зеленого света" для транспорта, у автоперевозчиков терпение лопнуло. В разных городах страны они вышли на митинги. Требовали разрешить пассажирские межобластные и международные перевозки.
Перевозчики Сергей Кривешко говорит: "Нам умирать от коронавируса или нам умирать от голода?".
Самая массовая акция протеста – в столице. Перевозчики припарковали в центре более сотни автобусов, которые до карантина осуществляли междугородние перевозки. Сами же двинулись к Кабмину.
Два дня пикета, шесть часов переговоров с представителями профильного министерства и главным санитарным врачом – и компромисс таки нашли. Автоперевозки в Украине могут заработать уже с 22 мая.
Перевозчик Владимир Нетребенько говорит: "Не позднее понедельника должно быть официальное решение. Мы его все ждем. Скрестили пальцы".
Дождутся ли до понедельника ответа? Сейчас министерство инфраструктуры обнародовало лишь стратегию возобновления работы транспорта. В три этапа.
На первом запустят:
- Городские и пригородные автоперевозки в пределах района. Кроме маршруток.
- Внутриобластные маршруты.
- 50% пригородных поездов, которые будут возить людей на работу в часы "пик".
- Поезда "Интерсити" дальнего следования и ночной экспресс.
- Внутреннее авиасообщение.
На втором этапе должны восстановить:
- Межобластные и международные автоперевозки.
- Работу маршруток.
- Все пригородные поезда и пассажирские поезда по графику. Кроме сезонных.
Третий этап - это:
- Поезда международного сообщения, при необходимости, сезонные пассажирские перевозки в Украине.
- Международное авиасообщение в страны, которые открыли аэропорты.
Метро в планах Мининфраструктуры не предусмотрено ни на одном из этапов. Вместе с тем, в стратегии правительства, которую обнародовали в конце апреля, оно должно было заработать на последнем – четвертом этапе послабления. К этому времени чиновники планируют уже восстановить работу торговых центров, некоторых учебных заведений, гостиниц, спортзалов, кинотеатров. Как при этом добираться на работу без метро и не замрет ли город в пробках?
Стратегия есть, но сроки ее воплощения? Городской голова Киева просит восстановить работу метро 25 мая. Главный санитарный врач говорит — это может произойти в начале июня, у премьера свои прогнозы — середина лета. И ни в плане мининфраструктуры, ни в стратегии правительства точных дат запуска пока что не имеет ни один из видов транспорта. Только условие — второй этап ослабления запустят, если в течение десяти дней количество инфицированных будет снижаться, а количество тех, кто выздоровел — будет расти. Поэтому запасаемся терпением и, на всякий случай, привыкаем ходить пешком.
Ирина Саевич, Николай Довгий, "Время. Итоги недели"