В полночь 26 мая состоится официальное прекращение авиасообщения с Беларусью. Тотальный запрет полетов сегодня, 25 мая, ввел Кабмин. Потому что небо над страной самопровозглашенного президента Лукашенко сейчас опасно. Все из-за принудительной посадки самолета компании Ryanair в Минске, когда с рейса сняли оппозиционного журналиста Романа Протасевича. Полеты запрещают как страны ЕС, так и мировые авиакомпании. Как ударит по белорусской экономике авиационная блокада и почему от остановки полетов Украина получит выгоду, узнавала журналистка "5 канала".
Не будем летать в Беларусь и над ней тоже. Украина прекращает авиасообщение с северной соседкой. Такое решение на внеочередном заседании принял Кабинет Министров. Все – ради безопасности пассажиров. Прекратить все полеты в белорусском небе правительство решило с нуля часов среды. Запретили не только рейсовые, но и транзитные полеты над белорусской территорией. Такая реакция на принудительную посадку пассажирского самолета в Минске, когда задержали белорусского оппозиционного журналиста Романа Протасевича.
"Действия белорусских властей непредсказуемы, и мы не можем заранее оценить все риски пребывания в авиационном пространстве Беларуси. Мы не знаем что там спецслужбы КГБ себе придумали против какого из наших соотечественников", – заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.
В Беларусь из Украины ежедневно отправлялись самолеты из двух столичных аэропортов, Одессы и Львова. И по нескольку рейсов в неделю – из Запорожья и Харькова. Есть несколько причин такого оживленного движения. Для белорусов выгодно летать через Украину, потому что в их стране билеты дороже – там летает государственный монополист и нет лоукостов. Другая причина: Беларусь – транзитный коридор между Украиной и Россией. Ведь после начала войны авиасообщение с оккупантом под запретом.
"За последнюю неделю на этих рейсах, а их было около 80, в целом оформлено как на въезд так и на выезд, около 6 тысяч человек, наибольший поток людей через столичные аэропорты. Общий пассажиропоток на этом направлении в 2020 году составил 1 миллион 800 тысяч человек", – отметил спикер Государственной пограничной службы Андрей Демченко.
Председатель совета директоров Международного аэропорта "Киев" им. И. Сикорского отметил: "Прекращение рейсов с соседним государством – это ударит и по доходам аэропорта и по пассажиропотоку. Хотя я уверен, что туристы, которые путешествовали, они найдут пути и будут путешествовать так же. Но другим путем. Например, уже не через Беларусь, а через Польшу. Первый месяц, а может два – это будет сокращение доходов аэропорта, а потом, я надеюсь, что все выровняется".
Для украинского бюджета прекращение авиасообщения с Беларусью – лишь на руку, считают в правительстве. Сколько на этом заработает государство, пока считают.
"Авиакомпании Европейского Союза и других государств мира, которые ранее пролетали над Беларусью и платили в ее бюджет соответствующие средства, теперь будут пролетать через Украину и, соответственно, платить транзитные средства нашему государству", – сообщил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.
Копейкой за отмену авиасообщения заплатят разве что украинские пассажиры. И то лишь те, кто направляется на север Европы и в Балтику. Самолеты будут обходить Беларусь, поэтому полет станет длиннее, а билеты – дороже.
"У нас есть заказчики рейсов чартерных, которые мы выполняем заказы на север Европы. Никуда мы не денемся – это дополнительные полтора часа полета, если мы говорим туда и обратно. И это повлияет на стоимость каждого билета. Где-то на 30 процентов это может поднять стоимость общую. Других альтернатив, как только на запад через Европу и полететь на север, уже, к сожалению нет", – акцентирует внимание коммерческий директор авиакомпании Bees Airline Александр Джиджора.
Украина – не единственная. Полеты запрещают и другие страны. Одна за другой от полетов в Беларусь отказались крупные мировые авиакомпании.
"Мы говорим в первую очередь о солидарности Украины со странами Европы, потому что решение белорусских властей, их спецслужб на самом деле беспрецедентное, оно нарушает устоявшиеся нормы, которые сложились в гражданской авиации за много лет", – отметил авиаэксперт Кирилл Новиков.
А за нарушение норм самопровозглашенному президенту диктатору придется заплатить авиационной изоляцией. Это изрядно ударит по белорусской экономике. Но еще больше навредит белорусам. Как поясняет политическая эмигрантка Елена Васильева, уехать из страны врагам режима Лукашенко теперь будет еще сложнее.
"С одной стороны, это, конечно, позитивно, как санкции Лукашенко, с другой стороны – народ сейчас у нас практически не может уехать, учитывая, что закрывается наземная граница – это повод для Лукашенко просто превратить страну в душегубку. У нас и так концлагерь – это страшно", – замечает белорусский оппозиционер, директор Фонда "Белоруский Майдан" Елена Васильева.
В то же время пассажиров станет больше в наземных пунктах пропуска, прогнозируют пограничники. Между тем решением Украины закрыть авиасообщение уже возмутились в Минске – в МИД направили ноту протеста. В посольстве надеются – санкции официальный Киев отменит.
Ирина Сысак, Сергей Барбу, Игорь Костюк, "5 канал"