"Учителя, айтишники, государственные деятели – в строю с военными": как добровольцы спасают Украину от агрессии РФ – "Тайны войны"

. скріншот
Активные боевые действия на востоке мобилизовали не только военных. Активно к боевым действиям привлекались и гражданские. Кто-то добровольно. Кто – то - по призыву. Наверное, никто не мог подумать, что бедствие, которое надвигалось из соседней страны, затянется на долгие годы. И каждый, кто брал в руки оружие, делал это с единственной целью – спасти свою Родину

Указ о начале мобилизации был подписан и. о. президента Александром Турчиновым в марте 2014 года, после аннексии Крыма. И сразу же выяснилось, что действующее на то время законодательство было несовершенным и не позволяло решить очень много вопросов. Тогда Генштаб и соответствующий комитет Верховной Рады за фантастически короткий срок, буквально пять дней, приняли нужный закон – и мобилизация началась. Кстати, на сегодня это законодательство является одним из наиболее передовых и лучшее из действующих в Европе.

Мобилизация началась по областям.

Непосредственно из военкоматов мобилизованных отправляли на быструю переподготовку, формирование – и они шли в зону АТО. Всего за 2014-15 годы было проведено шесть волн мобилизации: в марте, в апреле и в июне 2014 г. соответственно 35 тысяч, 15 тысяч, 60 тысяч человек.

Мобилизация
Мобилизацияскріншот

С начала 2015 года началась следующая волна. Этих военнослужащих призывали на замену тем, кто отслужил в 2014 году – январь, апрель и июль 2015-го. Мобилизация, безусловно, обеспечила необходимое количество вооруженных сил на линии столкновения. В зоне АТО максимальное количество военнослужащих, которые одновременно воевали – пик пришелся на конец июля 2014 года – составляло более 32 000 человек.

Мобилизация
Мобилизацияскріншот

Шесть волн мобилизациии в ряды ВСУ. Более 200 тысяч украинских граждан. Учителя, айтишники, повара, государственные деятели стали в один строй с бойцами. И сегодня мы будем говорить о мобилизации.

Олег Бойко – человек, который организовывал в 2014-м году весь процесс мобилизации в Генеральном штабе. В условиях российско-украинской войны занимал должность начальника мобилизационного управления, заместителя начальника главного управления оборонного и мобилизационного управления Генерального штаба ВСУ.

Он рассказывает, что вопрос о призыве гражданских в Вооруженные силы – это общая концепция мобилизационной работы. К каждой воинской части были приписаны военнообязанные, преимущественно по территориальному принципу. По словам Бойко, основной проблемой, которая возникла в 2014-м, было состояние военкоматов, которые эту работу выполняли.

В 2011–2012 годах произошла большая реформа не только военных комиссариатов, но и ВСУ в целом.

"На начало войны количественный состав ВСУ составлял 160 тыс. лиц, из них 120 тыс. – военнослужащие. В военкоматах на то время работало от 3 до 9 человек, а каждый руководитель коллектива понимает, что из них кто-то может быть в отпуске, кто-то – на больничном и тому подобное. В некоторых военкоматах по неделе приходилось работать только одному человеку. Реформа длилась до конца 2013 г. И если до этого общее количество сотрудников военкоматов составляло около 10 тыс., то по состоянию на начало мобилизации 2014 года. – лишь 3,5 тысячи человек", – рассказывает Олег Бойко.

.
.скріншот

До начала мобилизации в 2014 г. военкоматы работали в минимально сокращенном составе - от 3 до 8 человек, то есть 5-10% от необходимой для выполнения мобилизационных мероприятий численности. Соответственно, были не готовы к выполнению предусмотренных мероприятий.

С началом событий в Крыму Генштаб ВСУ вовремя оценил ситуацию и под видом учебных сборов в полном объеме доукомплектовал личным составом военкоматы до необходимой численности, полностью развернул систему мобилизации в стране. Из запаса было призвано около 17 тыс. военнообязанных. Эти мероприятия в целом обеспечили готовность военкоматов к мобилизации, которая была объявлена 17 марта 2014 года.

.
.скріншот

"Если говорить с практической стороны, то однозначно военкоматы были неготовы физически выполнять мероприятия, определенные по штату. Поэтому мы в 2011-2013 гг. провели в военкоматах двух областей опытное обучение. То есть, мы при такой численности призывали под видом учебных сборов полностью весь состав военкоматов, который должен быть по штату войны. Проводили обучение, как в воинских частях, боевое слаживание – а именно обновление навыков для служащих военкоматов. И после этого они выполняли задания: разносили повестки, оповещение хозяев техники и тому подобное. То есть в документах на начало 2014 г. – в инструкциях по мобилизационной работе – все те процессы и алгоритмы были прописаны, как маленьким составом военкомата перейти на выполнение задачи", – поясняет г-н Бойко.

.
.скріншот

Юрий Бойко рассказал, что для обеспечения боеготовности украинской армии в зоне АТО до начала объявления мобилизации под видом учебных сборов были доукомплектованы личным составом по потребностям военного времени все аэромобильные бригады ВДВ и три механизированные бригады, что значительно сократило время их подготовки к выполнению задач.

Что важно, тогда, в начале войны, кадровые офицеры были поражены патриотизмом людей, которые приходили в военкоматы. Согласно данным Генштаба, каждый шестой приходил в военкомат добровольно.

.
.скріншот

"Первые три очереди мобилизациии – это был большой подъем в стране. Именно от добровольцев мы получали информацию о том, что они прибыли в военкоматы, а там оказывались какие-то неточности в работе. Для нас, офицеров Генштаба, это было очень важно, ведь за счет первых трех очередей (мобилизации – ред.) мы выполнили по людям план на 97%, а по технике – где-то на 90%", – рассказывает Юрий Бойко.

Однако не все, кто приходил на военную службу по собственному желанию во время первых трех волн мобилизации, попали в ряды ВСУ. Отбор происходил по территориальному принципу, по военно-учетной специальности, обращали внимание и на состояние здоровья.

.
.скріншот

"Первые три волны мы подавали человеческий ресурс в боевые части – именно тех, кто был приписан по территориальному принципу – он дает возможность быстрее подать ресурсы в военные части, чем везти их из других регионов. Учитывали военно-учетную специальность, которую имеет доброволец. Например, человек получил во время службы в армии профессию медика или финансиста, но на то время для комплектования в определенных военкоматах, возможно, могло и не быть потребности в этом специалисте. Но стояла задача из Генштаба: в каждом военкомате вести учет добровольцев – и в последующие очереди мобилизациии они попали. Также могли быть проблемы у добровольца со здоровьем, с возрастным цензом, ведь его мы подняли до 60 лет только в конце 2014 года", – рассказывает Юрий Бойко.

.
.скріншот

Добровольческие батальоны находились под управлением министерств. В добровольческий батальон "Айдар" желающие шли на службу через военкоматы. В принципе, все добровольческие подразделения проходили через Генштаб – от них прибывали посредники или руководители, с которыми мы обсуждали порядок их вхождения в ВСУ, рассказывает офицер. Если они отказывались, то подпадали под руководство МВД. Например, "Правый сектор" в 2014-15 годы отказывался, но позже вошел в состав ВСУ.

.
.скріншот

В 2014 году события разворачивались очень быстро. Происходила реальная мобилизация во время войны. Юрий Бойко рассказывает, что сроки мобилизации в то время уже были документально прописаны. К примеру, четко было прописано, что в определенную воинскую часть люди должны быть доставлены в такое-то время, по таким-то специальностям, должно состояться боевое слаживание – и часть отбывает в район выполнения задач.

"Поэтому были прописаны процедуры проведения медосмотров, адаптированные к этим срокам. Были сокращены сроки проведения медосмотров. Мы брали опыт истории предыдущих войн – а тогда это все происходило быстро. Конечно, были проблемы потом, которые получили резонанс в обществе: где призвали больных, где-то с не совсем адекватным поведением. Мы все учли, и в 2015 году, когда призывали на замену тем, кто служил в 2014-м, на проведение медосмотров выделялось 7-10 суток. В учебных заведениях от 30 до 44 суток продолжалась подготовка военнообязанных – и уже потом попадали в часть", – объясняет он.

.
.скріншот

Для улучшения организации призыва военнообязанных на службу, проанализировали проблемы, которые возникали в начале первой волны мобилизации. Генштаб ВСУ внес изменения в необходимые законы в течение 5 суток (до обнародования закона).

Этот закон значительно помог в проведении других очередей мобилизации. И до сих пор законодательная база по порядку призыва на военную службу по мобилизации в Украине, в частности, относительно льгот и гарантий для мобилизованных, считается лучшей в Европе по оценкам независимых военных экспертов.

"Система мобилизационных подразделений в ВСУ очень разветвленная: они есть и в военкоматах, в воинских частях, которые принимают людей из военкоматов. Были созданы оперативные группы, которые отслеживали подачу мобилизационных ресурсов в воинские части. И мы видели не просто количество, а еще и качественную характеристику представленных (возраст, болезни, специальность и тому подобное). Я считаю, что на 2015 год лучшей мобилизацией была 4 очередь", – отмечает Бойко.

.
.скріншот

"В связи с резким осложнением внутриполитической обстановки, вмешательством Российской Федерации во внутренние дела Украины, ростом социального напряжения в Автономной Республике Крым и городе Севастополе… постановляю: 1. Объявить и провести частичную мобилизацию", – это выдержка из указа и. о. Президента Украины Александра Турчинова от 17 марта 2014 г. Указа о частичной мобилизации.

Указ Турчинова о частичной мобилизации
Указ Турчинова о частичной мобилизациискріншот

Эта первая волна привлечения в Вооруженные силы гражданского населения касалась прежде всего событий в Крыму – захват российским спецназом парламента, блокирование "зелеными человечками" – российскими военными без опознавательных знаков – флота и воинских частей Украины на полуострове. Эти же события привели в украинские военкоматы тысячи мужчин, которые добровольно согласились взять в руки оружие, чтобы стать на защиту Украины.

Указ Турчинова о частичной мобилизации
Указ Турчинова о частичной мобилизациискріншот

Тогда, в марте 2014-го, никто не думал, что потом украинцев будут привлекать в войска, прежде всего, для защиты востока Украины, где пламя войны разгорится вслед за Крымом – в апреле 2014-го. В начале весны 2014-го многие еще имели надежды и иллюзии, что все закончится быстро и мирно.

Согласно мобилизационного плана марта 2014-го, армию нужно было усилить 35-ю тысячами гражданских лиц. Но этого оказалось недостаточно, чтобы противостоять российской агрессии, которая нарастала.

Вторую волну мобилизации Александр Турчинов объявит в мае 2014-го. Когда Славянск и близлежащие города окажутся оккупированными.

.
.скріншот

Указ о следующей, третьей, волне подпишет уже Петр Порошенко – пятый Президент Украины. Ее объявят в июле 2014-го – в разгар боев на российско-украинской границе. Когда Россия будет уже открыто перебрасывать в Украину свои войска, технику и тяжелое оружие – танки, артиллерийские установки типа "Град" и даже обстреливать украинскую армию со своей территории.

.
.скріншот

Следующие три волны мобилизации объявят в 2015 году.

Четвертая волна стартует в январе – когда на востоке Украины начнутся тяжелые и кровавые бои за Дебальцево.

Пятая, шестая – в апреле и июне соответственно.

В 2016-м война приобретет новые формы и признаки– украинская армия практически остановится на тех позициях, которые отвоюет к тому времени. Но не на тех, которые закреплены в Минских договоренностях–2. В рамках позиционной войны в дополнительных силах ВСУ не будут нуждаться. Следовательно новую, седьмую волну мобилизации, руководство государства так и не объявит.

.
.скріншот

Тем более, что многие из тех, кого привлекут в войска в 2014-2015-м годах – в рамках шести волн мобилизации – подпишут контакт на службу в Вооруженных силах и останутся в армии и на передовой.

Интересно, что на начальных этапах мобилизации под призыв не попадали жители Луганской и Донецкой областей. И это несмотря на то, что они нередко проявляли большое желание служить – как мужчины, так и женщины.

Но во время подготовки директив на первую волну мобилизации в Генштабе понимали, что в ВСУ может зайти "не тот" контингент, говорит Юрий Бойко. И добавляет:

"Что я знаю, потому что сам это писал, – что в этих областях по добровольному принципу призывали без всяких ограничений, и даже в тех воинских частях, которые находятся на территории этих областей. Кстати, на начало всех этих событий 2014 г. на территории Донбасса боевых воинских частей не было. Но скажу, что с Донетчины и Луганщины мы призвали достаточно людей, а Луганская область входит в пятерку лучших областей, где планы по мобилизации выполнены на 90–100%", – заключает Юрий Бойко.

.
.скріншот

По его словам, проблема призыва 2014 года заключалась в том, что проходил призыв по территориальному принципу – и наибольшее количество боевых частей находилось в местах расположения боевых корпусов – Житомирская, Днепропетровская области, Львов. Эти регионы, а также Николаевская область, имели большие мощности по подаче ресурса, говорит Бойко.

"Когда мы перешли в 2015 год, нужно было подавать предложения на замену тех, кто был призан в 2014-ом. Мы начали сравнивать, и по тем областям, которые в 2014-м поставляли меньше, мы давали нагрузку больше, чтобы выйти в конце 2015 года со средней нагрузкой на всех", – объясняет офицер.

.
.скріншот

На начало 2015 года началось формирование оперативного резерва из числа тех, кто отслужил в 2014-м и был уволен после года службы:

"У нас появился совет резервистов, в который вошли те, кто служил в первых трех очередях мобилизации. Организационное ядро резервистов мы заводили к начальнику Генштаба, и они рассказывали ему о проблемах за время службы – с подготовкой, материальным обеспечением и тому подобное. Это много чего дало. Кроме того, в каждом подразделении мы всегда имели связи, что позволяло позвонить и узнать реальную картину в части – от людей, которые там находятся, а не от командиров. За счет этих колокольчиков из частей Генштаб скорректировал очень много вопросов. Генштаб до сих пор проводит с ними такие сборы".

Мобилизация в ряды ВСУ
Мобилизация в ряды ВСУскріншот

Другой, важный на то время вопрос – мобилизация техники.

"В целом мы мобилизовали где-то 8700 единиц техники. В частности, в 2015-м, во время 4-6 очередей мобилизации, был такой подход: мы предложили руководителям областей совместно с вооружением ВСУ чинить технику, которая находилась на наших складах и была в нерабочем состоянии. Мы предложили, чтобы они или финансово обеспечивали приведение ее в порядок, или посылали ремонтные бригады. Многие области пользовались этим предложением и это засчитывалось им как мобилизация техники", – объясняет Юрий Бойко.

.
.скріншот

Справка: Олег Бойко, 48 лет – начальник мобилизационного управления – заместитель начальника Главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генерального штаба ВСУ. Образование – высшее военное, оперативно-стратегический уровень.

В 2011-м окончил Национальный университет обороны Украины. В условиях российско-украинской войны занимал должность начальника мобилизационного управления, заместителя начальника главного управления оборонного и мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.

Принимал непосредственное участие в боевых действиях, в частности, в боях за Дебальцево. Осенью 2018-го уволился с военной службы.

Предыдущий материал
Топ-15 лучших фильмов и сериалов 2020 года по версии Rotten Tomatoes
Следующий материал
Маски на подбородке: как Украина бьет антирекорд по заражению COVID-19