Телемарафон "Единые новости"
Телемарафон "Единые новости" Детектор Медіа

Развлекательные передачи и каналы олигархов: куда ушло 860 миллионов, выделенных на телемарафон

    Читайте українською
    Лишь каждый третий из тех, кто смотрит марафон, доверяет ему

    В конце октября 2024 года Европейская комиссия сделала критические замечания в адрес телемарафона "Единые новости", подвергая сомнению его объективность. Кроме того, выразила обеспокоенность целесообразностью финансирования этого проекта из государственного бюджета. Об этом пишет "Детектор медиа".

    Целесообразность этих расходов вызывает вопросы и с учетом критики Европейской комиссии, и из-за социологических показателей: как свидетельствует прошлогоднее исследование USAID-Internews, хотя 86% респондентов знают о национальном телемарафоне, только 47% его смотрят. И только каждый третий из опрошенных, кто смотрит марафон, доверяет ему.

    Сколько потратили в прошлом году на телемарафоны

    По информации поисково-аналитической системы 007, с 1 января по 31 декабря на производство двух марафонов и программ для "Дома" и The Gaze потратили более 860 млн грн.

    По сравнению с предыдущим годом расходы сократились. В 2023 году бюджет этих проектов достигал почти 930 млн грн, в 2022 году — почти 400 млн грн.

    По информации публичного модуля аналитики BI Prozorro, в 2024 году ГП "Мультимедийная платформа иновещания Украины" провело 356 закупок с общей ожидаемой стоимостью 975,7 млн грн. Текущая сумма договоров немного меньше – 969,4 млн грн. Эта сумма касается заключенных договоров, а не фактически уплаченных средств. В сумму этих сделок входят не только заказы на производство марафонов и программ, но и другие услуги и закупки различных товаров (одежда, мебель, украшения, дизельное топливо, услуги по доработке документального фильма).

    В то же время ГП "Парламентский телеканал "Рада"" провело 46 закупок с общей ожидаемой стоимостью 121,4 млн грн. На такую же сумму был заключен договор.

    Более 840 млн грн на марафоны

    В 2024 году на создание и трансляцию телемарафонов "Единые новости" и "FreeДом" потратили 843 млн грн. Из этой суммы 699 млн грн ушло на производство "Единых новостей", а 144 млн – на "FreeDom". В 2023 году на марафоны потратили 842 млн грн.

    Производство марафонов курировали два заказчика:

    • ГП "Мультимедийная платформа иновещания Украины", которое относится к сфере управления Министерства культуры и информполитики;
    • ГП "Парламентский телеканал "Рада".

    Кто получает деньги

    Заказы на производство телемарафонов получили телеканалы: "Интер", ICTV, "1+1", "Мы - Украина", а также компания ООО "Кинокит".

    "Мы – Украина"

    Больше всего средств получило ООО "Мы – Украина" – 190 млн грн. Компания занималась созданием и трансляцией телемарафона "Единые новости #UAвместе".

    ООО появилось в телемарафоне в конце 2022 года после того, как "Новостная группа Украина" Рината Ахметова сдала свою лицензию государству, а часть ее команды перешла на новый телеканал "Мы — Украина", который якобы сама и создала. Бенефициар общества – Игорь Петренко. По информации "Детектора медиа", он - директор департамента внутренней политики в Международном центре перспективных исследований. В инсайдерских разговорах говорят, что финансировать канал могли будто бы через "Энергоатом", но доказательств этому нет.

    ООО "СЛМ Новости"

    Около 190 млн грн перечислили ООО "СЛМ Новости" (телеканал ICTV) Виктора Пинчука за организацию обоих марафонов. Из них 142 млн грн – за "Единые новости #UA вместе" и 48 млн грн – за "FreeДом".

    Телеканал "Интер"

    Чуть меньше заплатили ПАО "Телеканал Интер", принадлежащему олигарху Дмитрию Фирташу –  170 млн грн. На производство "Единые новости #UAвместе" потратили 122 млн грн, а на "FreeДом" – 48 млн грн.

    ООО "ТРК "Студия 1+1"" и иностранное предприятие "1+1 Продакшн"

    Еще 139 млн грн заплатили ООО "ТРК "Студия 1+1"" за производство и трансляцию марафона "Единые новости #UAвместе", а иностранному предприятию "1+1 Продакшн" – 48 млн грн за производство марафона "FreeДом".

    Конечным бенефициарным владельцем ООО "ТРК Студия 1+1", по информации, которую компания предоставила Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания в декабре 2024 года, является Валерий Коломойский. Среди владельцев существенного участия – Игорь Суркис и многолетний бизнес-партнер Коломойского Юрий Киперман. Также владелицей 8% является Оксана Марченко, которая, по мнению регулятора, не считается существенным участием. Министерство юстиции Украины через Высший антикоррупционный суд пытается взыскать в доход государства долю супруги предателя и бывшего народного депутата Виктора Медведчука Оксаны Марченко в юридических лицах каналов группы "1+1". Иностранным предприятием "1+1 Продакшн" владеет (75%) кипрская компания "Каддоа лимитед", фигурирующая в собственности "1+1 марафон" (или ООО "ТРК Студия 1+1"), а также менеджмент и работники группы, в частности Ярослав Пахольчук – гендиректор группы "1+1 media".

    ООО "Кинокит"

    Среди участников телемарафона "Единые новости" – "Парламентский телеканал "Рада"". Впрочем, контент для марафона телеканал производит не сам, а заказывает у ООО "Кинокит". В 2024 году это обошлось в 105 млн грн.

    По информации журналистов Bihus.Info, компания "Кинокит" связана с бывшим заместителем главы Офиса президента Кириллом Тимошенко. Сам Кирилл Тимошенко опроверг, что "он или связанные с ним лица получают средства за производство телевизионных программ для телемарафона".

    В декабре прошлого года Счетная палата представила отчет об аудите имущества и закупок Верховной Рады за 2020–2023 годы. В частности, в нем говорится, что оборудование телеканала "Рада" устаревшее и требует обновления. Поэтому телеканал заключил контракты на производство медийного контента с ООО "Кинокит" на 276 млн грн. Часть договоров могла быть заключена без конкуренции из-за отсутствия типовых положений о конкурсах.

    Но Движению "Честно" в Аппарате ВРУ сообщили, что нарушений во время художественных конкурсов не выявили, а задержка с обнародованием отчетов не повлекла финансового ущерба.

    На сайте парламентского телеканала есть объявления о проведении конкурса по созданию контента для марафона "Единые новости", а также о его результатах. Однако мы не нашли информации о других участниках, их проектах и баллах, которые они получили.

    Еще дважды по 97,8 тыс. грн перечислили ФЛП Михайлову Евгению за аренду и техническое сопровождение светодиодных экранов для эфира марафона "FreeДом", а также за обеспечение и техническую поддержку оборудования для специального эфира. Вероятно, последняя услуга касается трансляции спецмарафона Глобального саммита мира, который проходил в Швейцарии.

    Развлекательные передачи для телеканала "Дом"

    По заказу МПИУ за производство десяти телепрограмм для телеканала "Дом" заплатили 17,6 млн грн. Это более чем вдвое меньше, чем в 2023 году: тогда на производство программ для Дома государственный бюджет потратил 41 млн грн.

    Среди основных затрат – производство программы "Утро дома" с ведущими Лилией Ребрик, Ириной Хоменко и Константином Октябрьским. На нее потратили 11,3 млн грн. Это шоу создано при участии ООО "Оверкат студио" и четырех ФЛП: Василия Димитрова, Сергея Сторожева, Светланы Горошковой и Анны Левашкиной. Расходы на это шоу немного уменьшились по сравнению с 2023 годом, когда оно стоило 12 млн грн.

    Проект "Утро на дому" запустили еще в 2021 году. В настоящее время ютуб-канал проекта имеет 30,6 тысяч подписчиков и более 15 миллионов просмотров.

    Киевское ООО "Сан Филмс" основано в 2021 году. Его руководитель – режиссер телешоу и фильмов Сергей Сторожев. Среди его работ — сериалы "Когда мы дома", "Худшая подруга", "Игра в судьбу", фильмы "Мой милый дом", "Посвящение Еве" и документальный "Стальные птицы".

    За программу "Лес рук" ФЛП Александру Дарованцу и Тарасу Балану заплатили почти 1 млн грн. Новым ведущим викторины "Лес рук. Битва школ" стал ютуб-блогер Максим Узол. В каждом выпуске программы соревнуются две команды из разных школ, отвечающие на вопросы по мультитесту и школьной программе. Цель участников — одержать победу для своей школы, продемонстрировав знания, логику и способность быстро действовать в команде.

    Еще 977,4 тыс. грн МПИУ перечислило ООО "Тик-Так" и ФЛП Дмитрию Онищенко и Максиму Котенко за производство программы "Муз_тренд". Это шоу о настоящем украинской музыкальной индустрии, влиянии войны на культурный цех, смене поколений и появлении новых имен, знаковых явлениях и тенденциях в украинском шоубизнесе. Ведущий проекта – Слава Демин. В прошлом году это шоу называлось "Муз_оборона" и за него заплатили 850,3 тыс. грн.

    Мультимедийная платформа иновещания в феврале заказала у ООО "Тик-Так" услуги по аренде музыкального оборудования на 375,8 тыс. грн. В конце года заказчик с подрядчиком заключили дополнительное соглашение на уменьшение суммы контракта до 93,9 тыс. грн. Однако фактически, по информации поисково-аналитической системы 007, компании уплатили 244,3 тыс. грн по этому договору.

    В июне 2023 года МПИУ запустило англоязычную медиаплатформу The Gaze. Ее цель – лучше познакомить иностранцев с Украиной. Тогда за ее наполнение заплатили 43,6 млн. грн.

    В 2024 году сумма расходов на наполнение платформы значительно уменьшилась и составила всего 3,3 млн. грн. Денежные средства пошли на производство четырех проектов: "Иностранцы помогают Украине", "AI Prompt:Ukraine", "Как сделать красоту из милитарных вещей" и "Экономика войны", которые размещаются также на других площадках, в частности "UATV English", "UATV Arabic", "UATV Español".

    Около 1,7 млн грн МПИУ заплатила ФЛП Кисилевичу Дмитрию за изготовление двух программ. За "AI Prompt: Ukraine" заплатили более 1 млн грн (30 эпизодов по 33 500 грн каждый + 60 видео shorts и reels по 750 грн). Еще в 600 тыс. грн обошлось изготовление программы "Экономика войны" (20 эпизодов по 28 500 грн каждый, + 40 видео shorts и reels по 750 грн).

    Чуть меньше заплатила мультимедийная платформа ФЛП Яценко Максиму – 1,6 млн грн. Яценко изготовлял программы "Иностранцы помогают Украине" (20 эпизодов по 50 000 грн каждый, адаптация на арабском и испанском по 1750 грн за выпуск + 40 видео shorts по 750 грн) и "Как сделать красоту из милитарных вещей" 24 видео shorts и reels по 750 грн).

    Максим Яценко в жизни испытал себя в очень разных ролях. По информации NGL.media, в 2019 году распространял в Фейсбуке материалы компании "Доступная медицина". Во время пандемии COVID-19 в 2020 году Яценко продавал больницам дезинфицирующее оборудование, а позже – маски и защитные костюмы. Кроме того, он проводил социологические исследования для ГП "Центр защиты информационного пространства Украины", которое подчиняется Министерству культуры. В 2022 году основной деятельностью Яценко было предоставление услуг такси, но уже в 2024 году он начал сотрудничество с МПИУ.

    Что касается показателей The Gaze, то на момент начала 2025 года ютуб-канал платформы имеет примерно 37,6 тысяч подписчиков. Всего на канале выложено более 3,3 тысячи видео, которые в общей сложности были просмотрены более 8,4 миллиона раз. Большинство программ не становятся популярными и собирают всего несколько сотен просмотров.

    Читайте также: Большинство украинцев высказались о необходимости закрыть телемарафон – опрос.

    Смотрите видео:

    Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.

    Предыдущий материал
    Для завершения войны в этом году есть все возможности – Зеленский
    Следующий материал
    Приобрести лекарства и получить медицинскую консультацию: как в Запорожье работают мобильные аптекарские пункты
    Не все украинские телеканалы решили включить Государственный гимн в новогоднюю ночь

    Не все украинские телеканалы решили включить Государственный гимн в новогоднюю ночь

    россияне покажут в "Голубом огоньке" оккупантов, совершавших военные преступления в Буче

    россияне покажут в "Голубом огоньке" оккупантов, совершавших военные преступления в Буче

    "Эту глупость заканчивайте": бывший посол Украины в США Чалый призвал вернуть "5 канал" в цифровой эфир

    "Эту глупость заканчивайте": бывший посол Украины в США Чалый призвал вернуть "5 канал" в цифровой эфир

    1000 дней цензуры: с апреля 2022 года "5 канал" не вещает в цифровом эфире

    1000 дней цензуры: с апреля 2022 года "5 канал" не вещает в цифровом эфире

    Стефанчук отказался обнародовать аудит Счетной палаты по злоупотреблениям телеканала "Рада" – Геращенко

    Стефанчук отказался обнародовать аудит Счетной палаты по злоупотреблениям телеканала "Рада" – Геращенко

    Счетная палата сообщила о нарушениях в деятельности телеканала "Рада" на миллионы гривен –  "Честно"

    Счетная палата сообщила о нарушениях в деятельности телеканала "Рада" на миллионы гривен – "Честно"