Коммунальные услуги
Коммунальные услуги 5 канал / Час. Підсумки тижня

Космические платежки: можно ли оспорить стоимость коммунальных услуг и получить компенсации, если батареи холодные

Читайте українською
Стоимость отопления уменьшается на 5% за каждый градус ниже нормы

Давно мы не говорили о коммунальных услугах. А Госстатистика не устает считать, на сколько они подорожали.

Поэтому последние данные. В сентябре 2021 года украинцам начислили плату за коммуналку 11 млрд грн. При этом в сентябре прошлого года нам всем пришли платежки на сумму чуть более 8 млрд. То есть коммуналка за год подорожала аж на треть.

А вот зарплата такими темпами не растет. За год она повысилась лишь на 19%. Но возвращаемся к коммунальным услугам. Всегда ли их высокая стоимость означает такое же качество? И что делать, когда батарея холодная, а платежка "космическая". Кому жаловаться и как заставить государство предоставлять качественные услуги. Корреспондент "5 канала" Сергей Барбу разбирался для "Итогов недели".

Еще 30 тысяч, пожалуйста. Ольга Сатдинова, жительница Киева, за отопление платила вовремя, но несмотря на это стала злостным должником. По крайней мере, на бумаге. Когда получила платежку на десятки тысяч гривен, сначала растерялась. А потом начала действовать: с долгом не согласилась.

"Начала выяснять и узнала, что из-за того, что мы не сделали вовремя "поверку" счетчика, они там по своим тарифам начислили такой долг. Мне объяснили, что нужно пройти поверку счетчика и подать документы на перерасчет. Результаты меня удивили, честно говоря", – рассказывает Ольга.

Потому что никакого долга не было. После пересчета оказалось, что за тепло женщина еще и переплатила.

Жительница Киева Ольга Сатдинова
Жительница Киева Ольга Сатдинова5 канал / Час. Підсумки тижня

И для этого стоит обратиться либо к самой компании, которая обогревает батареи, либо к местным властям. Например, в Киеве в Центр коммунальных услуг. Правда, перерасчет сделают не сразу.

Юлия Петрик, заместитель коммерческого директора центра коммунальных услуг, говорит: "Тридцать рабочих дней предоставляется специалистам для обработки обращения. Если обращение потребителя требует дополнительного рассмотрения, с ним связывается специалист нашего сервисного центра и предоставляет дополнительную информацию или какие документы надо предоставить, или о том, что его вопрос требует дополнительного времени для решения".

Батареи зимой не греют, или горячая вода едва теплая, или все та же путаница в квитанциях. Платить не спешите. Но прежде чем жаловаться на поставщиков, стоит проверить, чья же это проблема. Не ваша, убедились? Так вот как можно отстоять свои права.

Не менее +18°C. Таковы температурные нормы зимой для помещений украинцев. Если в помещении холоднее, то это уже законный повод требовать перерасчета.

За каждый градус ниже нормы стоимость отопление уменьшается на 5 %. Если температура в помещении +12°C и меньше, закон позволяет вообще не платить.

Централизованное отопление в помещениях
Централизованное отопление в помещениях5 канал / Час. Підсумки тижня

Председатель Ассоциации ОСМД Соломенского района Киева Валерий Пиндик говорит: "Процедура очень тяжелая. Почему? Потому что надо созвать комиссию, составлять соответствующие акты. Фиксировать и делать контрольные замеры в помещениях, проверять эти параметры на входе в дом. И только после этого, когда эта комиссия будет создана из представителей теплоснабжающей организации, ОСМД и заявителя. И только тогда можно делать выводы".

То есть сначала потребитель должен обратиться к компании, которая греет батареи. Если она отказывается составить акт о низкой температуре в помещении, сделать это можно вместе с соседями.

Сергей Кондратюк, заместитель городского головы Житомира, говорит: "Заявитель имеет право составить акт с руководящей компанией, взяв в поддержку 2-3 жителей дома. Они должны подтвердить снижение температуры от нормативной".

Валерий Пиндик, председатель Ассоциации ОСМД Соломенского района Киева, говорит: "Мы неоднократно уже это фиксировали и это централизовано по всему городу. Температурные графики не выполняются, это подтверждается. Но мы понимаем, что когда от жителей нет жалоб, мы не можем на это влиять".

Эффективнее жаловаться целыми домами, советуют специалисты. Тогда, добавляют, проблемы решают быстрее.

"Когда мы говорим про ОСМД, то это большая сила и ты представляешь не одного человека, которому "показалось", как говорят часто поставщики услуг. Или который "что-то неправильно понял". Это большое количество людей, которые имеют какую-то проблему, она общая и поэтому решать ее уже гораздо легче", – говорит председатель правления ОСМД Андрей Саук.

Как отстаивать свои права, опытом делятся швейцарцы. Конфедерация уже около 10 лет финансирует создание в Украине ОСМД. Зарубежные гости рассказывают, что к качеству коммунальных услуг или начислений в платежках замечания имеют редко. Но если проблемы и возникают, то решить их легко.

Менеджер департамента развития частного сектора Швейцарской конфедерации Массимо Блох говорит: "Что мы имеем в Швейцарии? Многоэтажки, кроме ассоциации жильцов, имеют компаниюадминистратора дома. Ежегодно она закладывает в бюджет деньги на коммунальные услуги. Если есть проблемы, то можете организовать общее собрание. И спросить, почему такая проблема возникла. Каждый год проводится аудит счетов, сколько вы заплатили, а сколько реально потребили".

В Украине же реалии таковы: у теплоснабжающей, к примеру, компании есть 5 дней, чтобы исправить проблему. Если этого не произошло, то придется писать новое заявление.

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото5 канал

Заведующая сектором Госпродпотребслужбы Анастасия Слипченко говорит: "Мы рассматриваем обращение в течение месяца. Будет осуществлена проверка изложенных вами фактов. Будет установлено, было ли какое-то нарушение. Если есть нарушения, то будут применены штрафные санкции и обязательства восстановить вам предоставление качественной услуги".

С горячей водой ситуация сложнее. Потребителю сначала надо узнать, кто устанавливает тарифы в его городе. Это либо местная власть, либо Нацкомиссия коммунальных услуг. От этого и будет зависеть, куда жаловаться.

Ольга Бабий, член нацкомиссии, которая регулирует рынок коммунальных услуг, говорит: "Большой город, областной центр – Харьков, Киев – вы обращаетесь к НКРЕКП. Если это маленький город, то вы обращаетесь в Госпродпотребслужбу. Вам должны ответить и решить вашу жалобу. Немного есть бюрократическая процедура. На урегулирование вопроса уходит два-три месяца".

Если температура горячей воды в ваших кранах ниже 50 градусов, то тариф уменьшается на 10%. 45 градусов – плата становится меньше на треть. Если же температура 40 градусов и ниже, за такую воду потребитель платит по тарифу холодной.

Цена на горячую воду
Цена на горячую воду5 канал / Час. Підсумки тижня

А вот все жалобы, касающиеся газа и его поставки, надо сразу писать в Нацкомиссию коммунальных услуг. Несмотря на четко прописанные в законах процедуры, правды кое-где придется искать не один месяц. Главное знать, куда обращаться и быть настойчивым. И такие среди нас есть. С начала года украинцы уже получили компенсацию за некачественные коммунальные услуги почти на 8 миллионов гривен.

Сергей Барбу, Эдвард Белинский, Николай Довгий, "Итоги недели"("Підсумки тижня")

Как сообщал 5.UA, должникам за коммуналку разрешили оформить субсидию

Предыдущий материал
Космические платежки: можно ли оспорить стоимость коммунальных услуг и получить компенсации, если батареи холодные
Следующий материал
"Слуги" аплодируют, оппозиция – в шоке: чем похвастался и что пообещал Зеленский во время своего обращения
Розенко рассказал, на сколько подорожали коммунальные услуги по сравнению с прошлым годом

Розенко рассказал, на сколько подорожали коммунальные услуги по сравнению с прошлым годом

Кабмин обнародовал цены на газ и электроэнергию на отопительный сезон – сколько надо будет заплатить

Кабмин обнародовал цены на газ и электроэнергию на отопительный сезон – сколько надо будет заплатить

Стоимость газа для потребителей будут определять по-новому: за что будут платить украинцы

Стоимость газа для потребителей будут определять по-новому: за что будут платить украинцы

"Политический кризис после платежек и почему видосики Зеленского не побуждают вакцинироваться" – "5 копеек"

"Политический кризис после платежек и почему видосики Зеленского не побуждают вакцинироваться" – "5 копеек"

Получат до 3 млн семей: в Минсоцполитики назвали суммы субсидий в отопительный сезон

Получат до 3 млн семей: в Минсоцполитики назвали суммы субсидий в отопительный сезон

Как правильно утеплить дом, чтобы сэкономить на коммунальных услугах – сюжет

Как правильно утеплить дом, чтобы сэкономить на коммунальных услугах – сюжет