Когда скорая не приедет на вызов: новые правила работы экстренной медицины

Скорая помощь 5 канал / Час. Підсумки тижня
С 1 января вызовы поделили на четыре категории

Украина возвращается к привычной жизни. В Минздраве уже заявили, что он сбил волну заболевания.

В Украине с 1 января изменились правила вызова скорой помощи. В зависимости от состояния пациента обращение разделяют теперь на четыре категории: от критического состояния до обращения не по адресу.

Как это улучшает работу скорых увидим. Мы же поинтересовались другим вопросом. На чем ездят медики скорой на вызовы? И были шокированы, потому что нашли такие реанимобили, у которых лекарства на морозе замерзают. Экстренная медицина как она есть – от Марии Писаренко.

"- А что там? – Болит живот у ребенка", – говорят между собой медики скорой.

Так ежедневно работают медики скорой Бучанской станции. У каждой из 5 бригад минимум по 5 выездов в день.

"Татьяна Романенко, фельдшер выездной бригады Бучанской подстанции экстренной медицинской помощи, рассказывает: "Они звонят, говорят, называют одни причины, а мы уже по факту смотрим. Ждут, что скорая расскажет, что с ними, как лечиться, что в ближайшее время с ними будет. Мы этим не занимаемся, мы оказываем экстренную помощь".

Но в последнее время случаются только профильные вызовы. Благодаря новым правилам.

"Вызовов к COVID-пациентам стало меньше, и в целом, в принципе, стало не больше, а на 15-10% меньше. Из-за того, что на непрофильные вызовы можем не выезжать. Она новая, раньше не было такой градации вызовов", - говорит Юрий Кот, заведующий Бучанской подстанции экстренной медицинской помощи.

С 1 января вызовы поделили на четыре категории:

  • критические,
  • экстренные,
  • неэкстренные,
  • непрофильные.

Диспетчер центральной станции сам решает, к какой из них отнести вызов. Для Бучи распределение делает станция в Белой Церкви. Скорая приедет только на два типа вызовов: критические должна прибыть за 10 минут, – и на экстренные – норма 20 минут. Пациентов с неэкстренными жалобами попросят обратиться к семейным врачам.

Стандарты приезда скорой
Стандарты приезда скорой5 канал / Час. Підсумки тижня

В Минздраве подсчитали: ранее более 70% выездов скорой не заканчивались госпитализацией. А значит – они неэкстренные. Надеются, новое постановление это исправит.

"Также этим постановлением была снята дискриминация по месту проживания. Было разделение всех, кто обращался на номер 103, на жителей города и села. Для села норматив было 20 мин, а для города 10 мин. Мы понимаем, что эти нормативы выполнить трудно", – говорит Александр Данилюк, руководитель экспертной группы по вопросам развития экстренной помощи МОЗ Украины.

Трудно, а отчасти невозможно, потому что ехать приходится по бездорожью.

Водители скорой в Буче на дороги не жалуются. Здесь ежедневно работает 5 машин. Ездят по соседним городам области.

Андрей Никулин, водитель Бучанской подстанции экстренной медицинской помощи, говорит: "В среднем, 10-12 штук в сутки. Большинство здесь по месту, максимум Макаров. Это 40-50 км. Это все замечательно, это вам не Ракитное, понимаете, второй конец области. Слава Богу, машины новые".

Вот эту машину на Бучанской станции получили месяц назад. Она здесь самая новая. Остальные кареты скорой обновили за последний год за счет местного бюджета.

Новые кареты скорой помощи в Буче
Новые кареты скорой помощи в Буче5 канал / Час. Підсумки тижня

Потому что до недавнего времени пациентов возили на старых "газелях". Их не списали, а отдали на другие станции скорой в Киевской области, где нагрузка меньше.

А это уже другая область Черкасская, село Веремеевка. До больницы в райцентре 50 км. Здесь на станции машина одна – и это старенький УАЗ. Его получили в 2014 году.

Постоянно ремонтирует этот УАЗ водитель Алексей. Он за рулем скорой 30 лет, все это время ездит только на таких старых машинах. Говорит, они на здешних дорогах надежные.

Казидуб Алексей, водитель станции скорой медицинской помощи села Веремеевка, говорит: "По бездорожью без них не обойдемся, по гололеду. Эти машины очень нужны нам. Без них не будет дела. У нас есть такие участки, где надо спускаться с горы, там без двух мостов не проедешь. Поэтому УАЗы не заменит никакая машина. Но все-таки понемногу едут эти УАЗы, хочется побыстрее".

Водитель Алексей
Водитель Алексей5 канал / Час. Підсумки тижня

Из-за плохих дорог чаще всего ломается ходовая. Машину ремонтируют отчасти самостоятельно. А еще и носилки никудышные.

Нет в стареньком УАЗе и нужного оборудования. Фельдшер Людмила все устройства каждый раз берет с собой.

В таких старых машинах скорой на выезде замерзают лекарства. Это фото чемодана фельдшера скорой Харькова. В ампулах с инъекционными препаратами куски льда. Хотя замораживать их категорически нельзя.

Замерзшие лекарства
Замерзшие лекарства5 канал / Час. Підсумки тижня

Печка в салоне не работает. Из-за этого, в знак протеста, фельдшер отказался ехать к пациентам.

В Черкасском областном центре скорой помощи говорят, что в прошлом году новые машины получили, но в других городах и селах области.

Игорь Фесун, директор областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Черкасского облсовета, говорит: "Это было первое большое улучшение автопарка за последние 7 лет".

В Министерстве здравоохранения о проблемах с машинами знают. В этом году обновить скорые должны по всей Украине. Обещают тысячу новеньких машин.

Александр Данилюк говорит: "Благодаря ковидному дополнительному тарифу система экстренной помощи увеличила возможности. Центры помощи купили более 350 авто за средства Нацслужбы здоровья, национального страховщика".

Но вот с зарплатами решить проблему не удалось. Еще в сентябре министр обещал их повысить.

Глава Минздрава Максим Степанов сказал: "Мы учли повышение зарплат. Зарплата врача, по нашим расчетам, должна составлять около 21-22 тысяч грн, водителя – не менее 12 тысяч грн. Кроме того, в эти средства заложили весь перечень лекарств.

В Черкассах говорят: зарплата выросла номинально. Обещанных 22 тысячи так и не видели.

"На анонсированное повышение зарплаты люди рассчитывали, ждали. А сейчас у людей разочарование, что его обещали, а его нет. Анонсировали, что водитель будет получать 12 тысяч, врач – более 20 тысяч, но этого не произошло, к сожалению", – констатирует Игорь Фесун.

В Буче удивляются надбавкам за работу с ковид-пациентами. Потому что количество больных на сумму не влияет.

В Минздраве говорят, скоро и этих доплат не будет. Зато добавят бонусы за более быструю доставку пациента. И повысят тариф оплаты работы скорой. Но будут ли исполнены ли на этот раз обещания?

Александр Данилюк, руководитель экспертной группы по вопросам развития экстренной помощи МЗ Украины, говорит: "Сейчас он в районе 160 гривен, это грубый показатель. Планируется с 1 апреля поднять его более чем на 200 грн, взамен будет убираться ковидный тариф, ковидный дополнительный пакет".

Работать на скорой – работа утомительная. Иногда станциям скорой просто не хватает персонала.

Игорь Фесун говорит: "Чего сейчас не хватает больше всего? Людей... Скорая помощь - это очень дорогое удовольствие. И везти одну таблетку "Каптопреса" – это нерациональное использование, это ресурс – человеческий, финансовый, материально-технический".

Медики скорой ждут обещанного повышения зарплаты. Чиновников просят сдержать обещания. Украинцев не набирать легкомысленно 103 на телефоне, когда просто заболела голова. А водителей по-человечески пропускать кареты скорой на дороге.

Мария Писаренко, Яна Лымаренко, Алексей Тищенко, "Итоги недели"

Предыдущий материал
Когда скорая не приедет на вызов: новые правила работы экстренной медицины
Следующий материал
БУХовель, рояль и ЗЕпрещенка: ТОП-10 улётных серий "Вечернего преЗЕдента"