Была "матерью" Киево-Могилянской коллегии: счастье и драма украинской меценатки Галшки Гулевичевны

Галшка Гулевичевна Колаж 5.ua / Музей Києво-Могилянської академії
"...Особенно предостерегаю, что если (от чего Боже упаси!) притеснениями или несправедливым судом выше именуемые монахи и христиане были вытеснены из того фонда, пожертвованного мною..."

Имя Галшка в XV-XVII вв. писалось как Галшка, Галъшка, Галшъка, Гальшка. В автографе самой меценатки – Halska/Гальшка. Этот автограф хранился в музее церковно-археологического общества при Киевской духовной академии.

Автограф Галшки Гулевичевны
Автограф Галшки ГулевичевныВолинський краєзнавчий музей

В XIV-XVII вв. отцовская фамилия в Украине употреблялась в форме современного отчества: Гулевич – Гулевичевна, Лозка – Лозчанка. Выйдя замуж за мужчину, женщина принимала его имя и фамилию в притяжательной форме. Например, Ян и Петр Потии называют Галшку так: "по первому мужу Криштофоровая Потиева, а по второму – Стефановая Лозчина". Многие исследователи, не знавшие этой традиции, часто путали имена и титулы, называя Галшку "Анной Степановной Гулевичевой, ловчиной и маршалковой Мозырской". Если не знать, что замок в Рожеве принадлежал Лозко и, в частности, Галшке, можно было бы и не узнать в нем известную меценатку.

Семья меценатов и защитников православия

Так что правильное ее имя и полный титул: Галшка Васильевна Гулевичевна, Степанова Лозчина маршалкова Мозырская. Родилась, вероятно, в с. Затурцы (ныне Локачинского р-на Волынской обл.) 18 декабря 1575 г.

Монастырь XVII в. в Затурцах
Монастырь XVII в. в ЗатурцахVadym Voityk

Дед Галшки, Феодосий Гулевич (в миру Федор), жил в I половине XVI в. и был Луцким епископом. Овдовев, постригся в монахи и получил епископский сан. У Федора было пятеро сыновей, самым богатым из которых был Василий, он занимал и самые высокие общественные должности. В 1570-м он женился на Наталье Патрикеевне, которая стала матерью Андрея, Михаила, Бенедикта, Галшки и Анны.

Анна была женой князя Юрия Пузины, члена Луцкого Братства. Его фамилия стоит под протестом Волынских шляхтичей против притеснений православных католиками.

Отец Галшки в 1570 г. приобрел с. Затурцы, с которого имел большие прибыли. Одновременно он купил деревни Несвич и Торчин. В детстве Галшка также часто бывала в Воютино, где жили ее родственники (ныне Луцкий район).

Анна Гулевичевна (племянница Галшки – не путать с сестрой) была замужем за родным братом Степана Лозки – Лаврином Лозкой и жила на Киевщине. Анна Гулевичевна-Лозчина жертвовала на школы и монастыри в Киеве, о чем есть "Випис із книг гродських воєводства Київського 3 червня 1629 року про пожертвування Ганною Гулевичівною Лавріновою Лозкиною Кирилівському монастирю плацу в Києві". Овдовев, во втором браке была с Ярошем Кирдеем-Козинским.

Об образовании Галшки нет документальных свидетельств. Сохранился автограф меценатки на польском и украинском языках: "Галшка Гулевичевна Стефанова Лозчина Маршалкова Мозырская рукой собственной" – написанный каллиграфически, то есть писать ей приходилось часто. К тому же ее знакомство и сотрудничество с выдающимися учеными – Мелетием Смотрицким, Исаией Копинским, Петром Сагайдачным – свидетельствует о высоком уровне ее образования.

Галшка Гулевичевна
Галшка ГулевичевнаВіталій Кравченко

Красноречивым является свидетельство Павла Алепского об образованности украинских женщин того времени:  "Все они умеют читать, знают философию, логику и пишут на разные темы". А девушки-сироты, которых отдавали в монастыри, проходили курс наук, близкий к курсу Киевской академии. Кроме того, митрополит Ипатий Потий, будущий свекор Галшки, инициатор унии в Украине, упрекал православных, что их женщины вмешиваются в дела церкви: "Не тільки ви, але і жонки ваші церковними справують!"

Первая закалка воли

В 18 лет Галшка вышла замуж за Христофора Потия, сына Брестского каштеляна Адама Львовича Потия, униатского митрополита Ипатия. Супруги жили в имении Несвич, подаренном в качестве приданого отцом невесты. Кроме имения, в приданом Галшки было "1000 коп грошей литовської лічби готовими пензьми, а 1000 коп грошей також литовської лічби речми рухомими, що все сповна, тобто 5000 злотих польських передано як придане Христофору Потію", которые в случае его смерти должны были вернуться Галшке.

В браке Галшка родила дочь Екатерину. Известно, что 13 марта 1615 г. Ян и Петр Потии (братья Христофора), которые были опекунами несовершеннолетней Екатерины и должны были решать дело ее бракосочетания, выразили письменный протест к Галшке. Ведь она, овдовев, игнорировала все попытки родственников по линии мужа вмешиваться в ее семейные дела.

Даже в судебном порядке Потии ничего не могли поделать – Екатерина вышла замуж по собственному выбору. Галшка сумела отстоять дочь и ее выбор жениха. Это было ее победой.

Вышла вдова за вдовца

В 1606 г. Галшка уже была во втором браке – со Степаном Лозкой. Род Лозка известен с конца ХV в., жил преимущественно на Киевщине, и происходил из белорусского боярства. Старейший из них, Федор Лоза, имел немалое влияние в земле Киевской. За женой получил в приданое земли по Днепру и стал помещиком Рожева. Его сын Борис "ходил послом от короля Александра в Орду с подарками; там его царь в Орде велел скарать на горло и посадил в башню, где тот просидел 7 лет, а когда к королю вырвался, то был еле жив 5 недель и умер".

Борис Лоза умер в 1507 г., оставив трех сыновей, в частности, Яська, которому достались земли на Киевщине, среди которых Рожев, где он построил замок. Ясько Лоза тоже имел трех сыновей, среди которых Василий – родитель Степана Лозки, мужа Галшки Гулевичивны. Галшка вышла за Степана, когда ей было около 30 лет. Степан был еще старше. Для них обоих этот брак был вторым.

Село Рожев (Киевская обл., Макаровский р-н)
Село Рожев (Киевская обл., Макаровский р-н)google maps

От Яська Василий унаследовал значительную часть земель, которые передал Степану. Василию Лозке принадлежали Рожев, Пуково, часть с. Батыева и другие имения. Сын Василия Лаврин, дворянин Его Королевской Милости, подчаший Киевский, был мужем Анны Гулевичевны, племянницы Галшки.

Считается, что Степан Лозка был униатом. Но он занимался Межигорским монастырем и был записан в Межигорском помянике. Последнее упоминание о нем как о живом человеке – 9 октября 1617 г., а первые свидетельства о смерти – 3 марта 1618 г. Межигорский монастырь был оплотом православного казачества, возглавляемого гетманом Сагайдачным. Так что не мог униат заниматься православным монастырем и поминаться в нем.

Межигорский монастырь, рисунок 1650-х гг.
Межигорский монастырь, рисунок 1650-х гг.Вікіпедія

Неизвестно точно, какой герб имел Степан Лозка, но в Польском Гербовнике герб типичный для нескольких семей польской и украинской шляхты, среди которых – и Losky, выходцы из Варшавской земли. Этот герб называется "Бродзиц" и им пользовались еще 15 родов.

Дворянский герб "Бродзиц"
Дворянский герб "Бродзиц"Вікіпедія

Галшка Гулевичевна - "мать" Киевского Братства

Выйдя замуж за Степана Лозку, Галшка переехала в Киев. Молодой жене он подарил дом и землю на Подоле (сохранился по сей день, на ул. Григория Сковороды и входит в комплекс Киево-Могилянской академии). Именно этот дом Галшка решила подарить Киевскому Братству – для школьного обучения шляхетских и мещанских детей.

Дом Галшки (Киево-Могилянка): нач. 1990-х и 2015 г.
Дом Галшки (Киево-Могилянка): нач. 1990-х и 2015 г.Музей Києво-Могилянської академії

Братства не были исключительно церковными организациями. Они вносили в науку и культуру мощную светскую струю и были ударом по монополии церкви и духовенства на занятия интеллектуальным трудом. Основное внимание обращали на образование и национальное воспитание, поэтому и самой первой заботой братств были типографии, школы и госпитали.

Первые документальные сведения о Киевском Богоявленском Братстве датируются 1615 г. И есть предположение, что со ІІ половины XVI в. существовала предшественница Киевской братской школы, расцвет которой пришелся на 1589. Предыдущая школа просуществовала до пожара в 1614 г.

14 октября 1615 г. Галшка Гулевичевна с разрешения мужа подарила Киевскому братству подольский дом и двор, а еще пожертвовала 10 000 злотых на создание в нем школы, гостиницы, больницы и православного монастыря. Если считать эту дату основанием Киевской академии, то следует добавить 10 дней (по юлианскому календарю) – и выйдет 24 октября по современному стилю.

Учитывая тяжелые политические условия, когда большинство украинской шляхты переходило в унию, Галшка записывает в своей дарственной имена людей, на которых возлагает надежды и уверенность, что они не предадут. Митрополиту Исайе Копинскому она доверяет устроить школу из ее фонда. Чтобы соглашение не нарушалось, Галшка уточняет: "...Особенно предостерегаю, что если бы (от чего Боже упаси!) притеснениями или несправедливым судом выше именуемые монахи и христиане были вытеснены из того фонда, пожертвованного мною, а также если бы кто-то каким-то образом захотел завладеть тем фондом и всем, что бы ни было там построено, то тот двор и земля вполне должны быть возвращены Дому моему и перейти к моим потомкам, по какой бы линии они ни происходили".

Галшка завещает своим потомкам заведовать ее фондом и, при необходимости, самим предоставлять свою землю для украинских учебных заведений, – а запись ее должна быть соблюдена и сохранена "на вечные времена".

Первое собрание обновленного Братства состоялось 9 декабря (по юлианскому календарю) – в именины Галшки. Этот день стал праздником Братства. По новому стилю день основания Киевского Братства приходится на 19 декабря (в 1615 г. разница в календарях после реформы 1582 г. составляла 10 дней).

Киевский Братский монастырь
Киевский Братский монастырьВікіпедія

Приглашенный Галшкой на должность ректора митрополит Исаия Копинский должен был выезжать для обустройства Густинского и Ладинского монастырей под Прилуками, принадлежавшими Михаилу Вишневецкому. Здесь он находился почти 15 лет. После него был настоятелем школы и Воскресенской церкви Иов Борецкий. Потом еще несколько ректоров. Позже должность ректора объединялась со званием митрополита или игумена. Но учителя школы могли быть гражданскими.

Петр Могила всю жизнь конфликтовал с сыном Галшки

В 1632 г. в Галшкин двор пришли новые хозяева.

Петр Могила был избран на звание "старшего брата, опекуна и основателя" 11 марта 1631 г. В декабре 1631 г. Богоявленские братчики "просили" своего "старшего брата, чтобы он заведенную им школу и учителей, которые при ней находились, перевел в Братский монастырь и основал ее здесь, как при ставропигии патриарха константинопольского и месте, более удобном для воспитания учеников. И на следующий день Петр Могила объявил свое согласие учредить здесь за свой счет школы, с тем, чтобы ему быть пожизненным опекуном".

В новом описании братства первым стоит имя Петра Могилы, хотя этого никак не могло быть, считают исследователи. Некоторые оправдывают это тем, что якобы братчики оставляли страницы впереди, чтобы кто-то из выдающихся людей мог вписаться выше.

30 апреля (по ст. стилю 20 числа) умер король Жигимонт III в Варшаве. В Варшаве собрался избирательный сейм, чтобы избрать нового короля. Поехал и Петр Могила с Исаией Трофимовичем и другими сторонниками. Там он пробыл целый год и был избран своей же братией митрополитом.

Петр Могила
Петр Могилавідкриті джерела

Вернувшись в Киев, он вывез бывшего митрополита Исаию Копинского из Михайловского монастыря в Печерскую лавру, а затем в Мгарский Лубенский монастырь. Но князь Иеремия Вишневецкий не хотел держать у себя пожилого Исаию и слушать упреки за измену православной вере. Князь передал свои монастыри Петру Могиле, которому был родственником по линии своей матери Раины Могилянки. Исайе остались только звания архиепископа Сиверского и игумена Михайловского. Он поехал на Полесье, стремясь вернуть себе Михайловский монастырь. Писал королю Владиславу, подавал в суд – но тщетно. А в 1640 г. он умер.

Прижизненного портрета Исаии Копинского, к сожалению, не сохранилось.

Неизвестно, как отнеслись потомки Галшки и Степана Лозки к захвату школы их политическими противниками. Но Петр Могила всю жизнь конфликтовал с Михаилом Лозкой. Причины неприязни неизвестны.

Могилянцы при поддержке короля одержали победу и даже оставили имя своего вдохновителя в названии школы, позже ставшей академией. Петр Могила внес в преподавание коллегии латинизацию и схоластику, хотел направить обучение согласно иезуитским образцам.

Никто при жизни Могилы не называл коллегию "Могилянской" – ни в Варшаве, ни в Москве. Это произошло более чем через 20 лет после его смерти. Впервые это название упоминается в грамоте короля Михаила Корибута Вишневецкого (внучатого племянника Могилы) в 1670 г.: "Мы нашей королевской властью позволили, после такого тяжкого разрушения и опустошения, восстановить упомянутую Киево–Могилянскую коллегию и в ней школы".

О Галшке того времени известно мало. Были ли какие-то действия с ее стороны, когда школа перешла в чужие руки, неизвестно. После смерти Степана (1618 г.) в Киеве ей помогал Лаврин Лозка, ближайший родственник Степана. Впоследствии она переехала в свой замок в Рожеве, но случилось то, что заставило ее вернуться на Волынь, к родственникам.

Трагедия в Рожеве

Рожев-городок в Макаровском р-не Киевской области. С конца ХV века, согласно документам, первыми владельцами Рожева были Лозки. Именно с Рожевом связано одно из самых драматичных событий в жизни Галшки Гулевичевны. Сюда она приехала жить в 1618 г.

А через несколько месяцев подала жалобу в Киевский суд:

"Ярош Сума, полковник людей свавільних, під виглядом походу на Москву по службі королевичу, зібравши чималий полк людей і піднявши свій прапор, переходячи повз тутешні місця, села й волості шляхетські та духовні, неприятельськи пустошив і плюндрував 12 серпня 1618 року в неділю, пославши вперед кілька своїх людей в Рожев, наказав їм переконувати управляючого маєтком Валеріана Хрушлинського, а також міщан, щоб вони дали квартири його загонові, або який–небудь подарунок. Перш ніж переговори закінчилися, сам Ярош зі своїм полком, наблизився до містечка і, не зважаючи на опір, взяв його приступом. Причому всупереч праву посполитому, пограбували маєтки шляхетські і нічого не оглядаючись, людей підданих тамошніх, до оброни не готових, тирансько і немилосердно стріляли, били, сікли, на смерть убивали, а втікачів з місця у ріці Здвижені, так мужчин, яко і білих голов (жінок) і малих діток багато і без ліку потопили; потім маєтності їхні всілякі: коні, бидло, вівці, свині, в домі і на полі будучі, також речі рухомі: сукмани і хусти мужскі і білоголовські, пенязі готові і всілякі інші побрали і полупили. Надто і в замочок впадши, оний зо всією маєтністю пані маршалкової забрали і там чоловіка кілька на смерть забили: стрільби їх милості маршалкової: мушкетниць 6, гаковниць 5, мушкетов 40, пороху каменей 8, олову каменей 4, коштувало тоє все 500 злотих польських, то все побравши і полупивши, на майдані, на місце зволочивши, межи себе розшврпали; дім її милості (пані маршалкової) шляхетськії, правом посполитим обварований, смертію забитих окровавили, і все тоє місто спустошили, сплюндровали і в нівеч обернули; так що вже ніяк напрвитись не може. А при тім сплюндровано міста Рожова тамошніх душ невинних насмерть забито: Федоренка, Васка, Отрешона Рейка, Винника, Кузьминих синов двох, Самсона возного, Яна Миколаєвського. У воді утікаючі потонули: Белко Павлдович, Грабаров син, дівчинка малая, поранені: Войтов, тамошнему ухо правоє стято, Федорові руку оттято, Харькові руку утято, Федька Шевця окруне поранено, Данила Марарця поранене шкідливо...".

После этих событий Галшка переехала в Луцк. Там с родственниками и единомышленниками продолжила дело просвещения. Галшка также принимала активное участие в деятельности Луцкого Братства.

Монастырь и церковь Луцкого Братства (современ. вид)
Монастырь и церковь Луцкого Братства (современ. вид)Вікіпедія

Меценатка занималась Луцким Братством

Среди братчиков были представители рода Гулевичей. Например, Семен Гулевич-Воютинский. Он был и среди волынских дворян, которые в 1619 г. обязались охранять и защищать Луцкое Братство. Он же в 1636 г. основал "общежительный" монастырь в с. Белый Сток, где ввел чтение богословия и обучение детей на украинском языке, учили также латынь и грамматику, синтаксис и поэтику.

Среди членов Луцкого Братства была и мать гетмана Мазепы – Мария.

Активность православных братчиков вызвала протесты Луцкого униатского епископа. 26 августа 1620 года король запретил Луцким ремесленникам строиться, но, несмотря на это, был построен каменный дом, в котором учили школьников. При братстве была основана и типография, а издательство книг стало частью деятельности.

За 10 лет существования братства здесь была уже собрана значительная библиотека – немало нот, 4 славянские грамматики, грамматики греческие, латинские, польские, богословская литература. За 1627–1676 гг. библиотека Братской школы включала 60 рукописных и печатных книг "за деньги братские купленных" или подаренных, или завещанных братчиками.

Древние книги
Древние книгивідкриті джерела

В Луцкой братской школе преподавались поэтика, история, основы философии, "семь свободных искусств", арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Как и в Киевской коллегии, здесь учились дети всех сословий.

Конкуренция между учениками иезуитских школ и учениками братскими часто переходила в откровенную вражду, а то и драки. 8 октября 1627 г. Луцкое Братство пожаловалось на студентов иезуитской школы, которые напали на Братскую школу, избили учеников, порвали книги. Причиной была зависть иезуитов из-за успехов Братской школы. Иезуиты хотели переманить одного из лучших братских певчих Ивана "дишканчисту". Но наговоры не помогли, что и привело к агрессии.

В начале XVIII в. Луцкое Братство пришло в упадок. Не хватало братчиков, стал господствовать польский язык, имущество захватили католики, церковь захватили василиане. В 1803 г. церковь сгорела.

Разрушена церковь Луцкого Братства, XIX в.
Разрушена церковь Луцкого Братства, XIX в.Вікіпедія

Галшка и ее потомки

Михаил, сын Галшки и Степана, о котором известно больше всего, не оставил потомков. В духовном завещании Галшка упоминает только его, завещая похоронить ее и распорядиться тогда уже немногочисленным имуществом.

Она могла иметь и других детей, ведь ее второй брак длился более 11 лет. В завещании она называет Михаила не единственным сыном, а "наймиліший син мій урожонний Єго Милость пан Михал Лозка". Интересно, что о дочери Екатерине в завещании ни слова. Когда родился Михаил, неизвестно, но в 1613 г. он упоминался в документах как несовершеннолетний.

Польские источники называют четырех общих детей Галшки и Степана Лозки: "Стефан Лозка с Галшкой из Гулевичей оставил сыновей: Йозефа, маршалка Мозырского, унаследовавшего Ставищи, женатого на Элжбете Реевне; Михала, дважды женившегося наследника Рожева, 1-й с Софьей Кашовской, 2-й с Варварой Юдицкой; и дочерей: Регину за Филиппом Ельцом и Анастасию за Михалом Холоневским". О Екатерине, дочери Галшки от первого брака, опять не упоминается.

О том, что Галшка родила Йозефа, свидетельствует запись о ее посещении сына и невестки: "...к ее милости пани Йозефовой Лозчиной, маршалковой Мозырской, приехала там же именованная пани Стефановая Лозчиная". Это объясняет, почему обе женщины называются маршалковыми Мозырскими. Должность маршалка была наследственной, поэтому закономерно, что сын унаследовал ее от отца или исполнял обязанности маршалка во время болезни последнего.

Йозеф Лозка был православным. Его подпись стоит под актом избрания на Киево-Печерскую архимандрию Захарии Копистенского, а это свидетельствует, что он не был католиком.

А вот Михаил был католиком, и обе жены его были католичками. Он не приумножал имущество, а истратил лишь то, что получил в наследство от родителей. Должностей не занимал. В 1640-м продал унаследованные имения: город Рожев, Михайлов замок с имениями и два села.

Бернардинский костел в Луцке (до реконструкции 1877 г.)
Бернардинский костел в Луцке (до реконструкции 1877 г.)Велика Українська Енциклопедія

Духовное завещание Михаила составлено на польском. Тело свое он просил похоронить в Юрьевском костеле возле первой жены Софии, а потом, когда в Мозыре будет построен Бернардинский костел, оба их тела должны были перенести туда. На сооружение костела Михаил с женой Варварой дали 2000 злотых и пообещали значительный ежегодный доход с имения Юрьевского. Завещание написано 22 марта 1648 г. – а через неделю Михаил умер.

Галшка Гулевичевна доживала свой век в Луцке – занималась местным братским монастырем, которому завещала остаток всех своих средств – "где тело мое отдых и душа спасение в прощении горячими молитвами будет иметь". Историки говорят, до конца своей жизни Галшка ни разу не вспомнила своего щедрого дара, который в 1615 году получил от нее Киев.

По материалам ресурсов gulevich.net и povaha.org.ua

Читайте также: Мифы и правда о Колиивщине: исследователь рассказала, что россияне сделали с Гонтой и Зализняком

Предыдущий материал
Мифы и правда о Колиивщине: исследователь рассказала, что россияне сделали с Гонтой и Зализняком
Следующий материал
"Что упало Ньютону на голову?": несколько фактов о физике-отшельнике, которых вы, возможно, не представляли
Теги: