Что быстрее? Легализуют оружие или в небо взлетят три военно-транспортных самолета АН-178. На этой неделе появилась информация, что к концу мая на заводе "Антонов" завершат составлять фюзеляж первого из трех самолетов для Вооруженных сил Украины. Наш Петр Троць увидел воочию части металлических конструкций и эксклюзивно пообщался с разработчиками военных машин.
Это событие уникально потому, что государство впервые за всю историю Украины заказало у "Антонова" военно-транспортные самолеты для нужд нашей армии. Ведь в течение всего периода независимости военные использовали и используют самолеты, построенные еще в советское время. А во-вторых, завод Антонов избавился наконец от зависимости от России в производстве деталей. И сейчас рассчитывают только на собственные мощности или на импорт с Запада. Итак, какими будут Ан-178 стоимостью почти 40 миллионов долларов и когда их запустят в небо – раскрываем подробности.
Увидеть в этих отдельных металлических элементах очертания самолета – сейчас на это способны разве настоящие специалисты своего дела. С кабиной пилотов проще: знакомые черты заметит даже неподготовленный зритель. Эти части будущего Ан-178 – результат почти месячной работы работников сборочного цеха завода "Антонов".

Александр Витушко, заместитель генерального директора ГП "Антонов" по производству, рассказывает: "Отсеки фюзеляжа, которые собираются каждый в своем отдельном сборочном приспособлении. В итоге все это сходится в один стапель общей сборки, в котором происходит сборка всего фюзеляжа".
Производство трех военно-транспортных самолетов для нужд Вооруженных сил Украины: такой меморандум 29 декабря прошлого года подписали Минобороны и завод "Антонов". Для этого предприятие взяло кредит, а государство гарантировало расчет – уже после выполнения заказа. Который для "антоновцев" сразу вышел на первый план.
Вот этот Ан-178 изготавливают для перуанских заказчиков. Работать над ним начали в прошлом году, сейчас он готов примерно на 40%. Но на заводе рассказывают: после получения заказа от Министерства обороны все силы бросили на эти самолеты.

"Фюзеляж окончательно собран, собран планер, и мы приступили к работам по окончательной сборке. Монтажу систем: механических, электрических. Люди были задействованы на том самолете. Но с момента подписания контракта на три самолета для Украины мы людей перебросили именно на этот контракт, мы понимаем его важность", – говорит Александр Витушко.
Заказанные самолеты будут отличаться от уже презентованного несколько лет назад проекта. На новых машинах конструкторы спроектировали кран-балки для грузов, выходы для десантирования с воздуха и места для десантников, на самолете установят немало другого оборудования.

Руководитель предприятия Сергей Бычков видит все элементы самолета даже в пока пустом планере. Первую заказанную машину для ВСУ он обещает к 2023 году. Две следующие должны появиться с небольшой разницей. Но до этого производителям придется пройти длительный путь сертификации машины, который уже влияет на выполнение перуанского контракта. В первом самолете проекта значительная часть деталей была российского производства. Сейчас их заменили на западные. Теперь на "Антонове" должны доказать, что эти элементы работают не менее успешно, как их предшественники. А для этого самолету придется выполнить 600-700 сертификационных полетов.
Сергей Бычков, и. о. генерального директора ГП "Антонов", говорит: "Самолет теперь должен пройти по новому сертификационные испытания. Блок – это аналог предыдущего блока. Но как он будет работать теперь в системе всего самолета, надо доказать так называемому нашему госдепартаменту Авиарегистра, и не только показать, а подтвердить документально".
Вопрос зависимости от российских поставок – болезненный для украинского авиастроения. Андрей Муравский, аналитик проекта на авиационную тематику, рассказывает: "Даже после 2014-го производители просили разрешить закупку в России важных комплектующих".
"Это путь в никуда, поскольку это отталкивает других участников рынка, которые не будут понимать правила игры. С таким успехом они будут понимать, что это они будут зависимы от каких-то российских комплектующих, не дай бог какие-то санкции, и они оказываются в сложном положении", – подчеркивает Муравский.
Сейчас же производители смотрят в сторону Запада и местных мощностей. О полном украинском производстве ранее импортированных из России деталей речь не идет, хотя государство и пытается закрыть отдельные потребности собственными силами. Важно, что сейчас их можно удовлетворить благодаря альтернативным поставщикам – из США, Канады и Западной Европы.
Член комитета ВР по вопросам Национальной безопасности, обороны и разведки Игорь Копытин говорит: "На данном этапе мы можем иметь небольшие проблемы с БРЭО – бортовое радио-электронное оборудование и шасси. По шасси вопрос закроется, будет приобретено за государственные деньги оборудование, которое позволит производить шасси, по БРЭО тоже считаю, что вопрос изменится, поскольку много поставщиков, конструкторы разберутся с этим вопросом".
Во власти не скрывают: заказ инициировали не только из-за потребности армии в новых самолетах, которых за 30 лет независимости Минобороны еще не получало. Это должно стать импульсом для предприятия, которое затормозило после потери российских поставок и в прошлом году длительный период было без работы из-за карантина.

Игорь Копытин говорит: "Это проект не только для предприятия, это проект для государства. Государственный проект. Если предприятие сделает это, это позволит закрыть потребность на собственном рынке, и позволит экспортировать самолеты нашего производства".
Цеха на заводе имени Антонова – без преувеличения сердце украинского авиастроения. Именно здесь создавали самолеты, которые десятилетиями являются лицом нашей страны в небе. Вот эти, пока недостроенные корпуса Ан-178 – попытка предприятия вновь заявить о себе на весь мир и возобновить серийное производство самолетов.
Петр Троць, Сергей Новиков, "Итоги недели"