Краски для дома: новые разработки украинских производителей

Kolorit Kolorit
Гостем программы "Час: Online" на 5 канале стал Игорь Женевский, директор компании "Краски Колорит". С ним были раскрыты вопросы о ремонте дома, о том, как правильно выбирать краски для дома и как построить успешный бизнес в Украине.

– Компания "Краски Колорит" – бренд лакокрасочных материалов с 18-летней историей. В этом году вы стали обладателем награды "Выбор года". Как вам удалось победить конкурентов и какие ощущения после победы?

– Путь, который нас привел к" выбору года", начался в 2009-м году. Именно тогда состоялся первый ребрендинг, когда команда из Швеции и Латвии начала работу здесь. Так был заложен фундамент успеха Kolorit. Следующий этап-2015 год. И в 2020 году мы достигли этой отметки.

Лакокрасочный рынок в Украине очень сильный. Поэтому это была борьба, это был долгий и интересный путь. Но эта награда-лишь подтверждение правильной стратегии, которую мы выбрали 10 лет назад.

– Сейчас “Краски Колорит” – это огромная компания с разветвленной сетью по всей территории Украины. Как вы этого достигли?

– Построение дистрибуции-это процесс, который не завершается. Сейчас компания “Краски Колорит” сотрудничает с около 300 партнерами. И началось это сотрудничество в 2010-11 гг., когда в Tikkurila (тогда краски Kolorit принадлежали компании Tikkurila) задумались о позиционировании своего дочернего бренда на рынке Украины. Это были параллельные процессы брендинга и параллельные процессы построения собственной дистрибуции.

Партнерство ради прибыли-это принципы, которые мы озвучиваем рынку. Невозможно ничего, что не выгодно одной из сторон. В работе мы имеем три стороны: потребитель, производитель и продавец. Партнерство этих сторон, взаимопонимание потребностей всех является залогом успеха в построении и сильного бренда, и сильной дистрибуции.

– Вы работаете с дилерами – на основе чего? Как вы контролируете качество их работы?

– Прежде всего отношения на рынке регулирует Антимонопольный комитет и законодательство. Но рынок должен быть свободным – в таком случае он может развиваться правильно. Поэтому с дилерами мы выстраиваем партнерские отношения. Мы декларируем ценности компании и те, кому это близко, становятся нашими партнерами. Сервис, качество, ответственное отношение к покупателю и к продукту – на этом стоит наша дилерская сеть.

– Насчет рынка в целом. Для бизнеса наступили нелегкие времена. Это минус. Из плюсов – бурное развитие экономики в мире и большое предложение. Покупатель становится требовательным и это дает толчок к развитию компаний. Какова атмосфера на рынке лакокрасочных продуктов в условиях пандемии? И какие прогнозы на 2021 год?

– Кризис-это всегда две стороны. Для кого-то потери, для кого-то – большие возможности. Вопрос стоит в том, как компания относится к трудностям и к чему стремится. 2020 год открыл для нас много нового, в частности возможности работы в онлайн. Я считаю, что кризис способствовал изменениям к лучшему, а у нас появился определенный опыт.

Если брать рынки Западной Европы, то по тенденциям этого года был рост строительного рынка. Культура западного потребителя-делать все своими руками, поэтому люди сидели дома и меняли то, что раньше по каким-то причинам не сделали.

У нас было падение (рынка – ред.), особенно в начале года, когда закрылась вся розничная торговля, а мы только начали выходить в онлайн. В середине года рынок раскачался и мы получили результат, на который рассчитывали. Наша команда открыла новые подходы в работе с потребителем, в частности выявила его насущные потребности.

– Вы говорили, что был толчок к онлайну. Что именно вы перевели в онлайн?

– Наша компания перенаправила весь маркетинг на онлайн – и это было правильно. Реклама и развитие партнеров стали главными аспектами. Мы вышли к партнерам с предложением развивать их онлайн-проекты и внедрять совместные рекламные кампании. Это дало хороший результат.

Традиционно маркетинг-это статья расходов, которую сокращают. Мы пошли другим путем и увеличили ее. И получили желаемые результаты. Их мы видим в виде награды "Выбор года" и увеличения объемов продаж.

– Вы отметили, что изменилось поведение покупателей. Что именно изменилось по сравнению с прошлыми стандартными классическими периодами?

– Люди больше начали, наверное, заботиться о безопасности, здоровье своем и окружающих, детях. Когда речь идет о лакокрасочных материалах, то они выбирают защитные. Современные покупатели больше задумываются, насколько защищает тот или иной продукт ту или иную поверхность.

Вместе с тем возник еще один тренд – экологичность и забота об окружающей среде. Важно, как краска влияет на здоровье человека и на окружающую среду. По исследованиям, даже тара из переработанных материалов будет трендом ближайшего пятилетия.

– Каковы основные критерии выбора краски среди покупателей? Цена, безопасность, сохранение цвета, качество...

– У каждого производителя есть своя линейка трендовых цветов и оттенков. Думаю, то количество красок, которое сейчас рынок предоставляет возможность затонировать, соответствует любым запросам покупателей.

Преимущественно к нам приходят люди в поиске решения. Покупая Kolorit, они покупают решения. Здесь несколько вариантов: либо это решение в цвете, потому что Kolorit имеет уникальную тонировочную систему, или решение в защите или в функционале. Сознание покупателя переходит на другой уровень.

– То есть вы проводите консультационные работы?

– Сначала мы выявляем потребность, то есть должны понять, для чего покупателю нужен продукт или какой вопрос ему нужно решить. А потом уже наши консультанты предлагают необходимые материалы для решения проблемы покупателя.

– Что касается отделки здания, какие цвета сейчас в тренде? И что будет модным и стильным в грядущем году?

– В тренде – приглушенные, не яркие цвета, ближе к натуральным и природным. Всегда популярны пастельные тона.

– Вы предоставляете консультацию, а это значит, что работаете и со своим персоналом. Вы их обучаете? Как это происходит?

– Персонал, продающий краски Kolorit, мы рассматриваем как свой полностью. И неважно, то ли персонал дистрибьютора, то ли штатные сотрудники.

В стране работает около тысячи человек, которых мы обучаем разными средствами. В частности локдаун показал нам возможности вебинаров. Сейчас мы открыли свою Академию, и весь 2021 год используем, чтобы она работала успешно. Преподаватели – наши сотрудники, прошедшие школу на своем опыте. Только обмен опытом, только настоящий коучинг может быть эффективен в работе с персоналом.

На сайте kolorit.ua потребитель может увидеть расписание обучения. Обучение проводится по двум типам: для продавцов и "для себя" (для тех, кто просто хочет больше разбираться в краске и как работать с ней). Это необходимый элемент сервиса.

– То есть вы помогаете с трудоустройством?

– Конечно. У нас ответственный бизнес.

– В 2020 году бренд Kolorit презентовал уникальную систему защиты помещения от микробов. Это один продукт или линейка? Как это направление развивается?

– Этот продукт мы обсуждали еще в 2011 году. Тогда его запуск был отложен по причине отсутствия потребности в нем на рынке.

Вообще на разработку продукта тратится более года. Большой промежуток времени занимают испытания. Поэтому когда случилась коронакриза, у нас уже были наработки. Это позволило очень быстро поднять, адаптировать и обновить сырьевую базу и выпустить продукт.

Чем он уникален? В нем есть наносрибло, известное своими противомикробными свойствами. Это продукт, который равномерно распределяется по окрашиваемой поверхности, поэтому когда бактерия там появляется, ионы серебра проникают в ее клетку, блокируя при этом ее ДНК и, соответственно, предотвращая ее размножение.

Все исследования проведены как в Украине, так и за ее пределами. Подтверждены свойства этого продукта. То есть это не маркетинговый ход, а функциональный продукт. Его название "Argentic" происходит от слова "серебро". Это продукт, который мы рекомендуем, прежде всего, для использования в медицинских учреждениях, учебных заведениях, где велика вероятность контакта различных носителей с поверхностью, а также в детских комнатах, ведь для детей особенно важен здоровый микроклимат в помещении.

– На какие поверхности его можно наносить?

– На любые поверхности бытового характера – стены, обои, которые можно красить, гипсокартон. Им можно защитить стены и потолок.

– То есть это антибактериальная краска.

– Абсолютно точно.

– Сколько действует защита?

– Нет исследований, показывающих, что защита исчезает. Краска рассчитана на определенные периоды эксплуатации. Некоторые наши продукты могут эксплуатироваться по 15 лет!

– Как вы посоветуете выбирать краски в зависимости от типа помещения?

– Прежде всего важно, чтобы консультант задал правильные вопросы и получил правильные ответы. Так он сможет подобрать нормальную схему. Если мы говорим о помещении, где необходима высокостойкая краска, где надо мыть стены щелочными растворами, надо брать краски первого класса.

Есть классификация, информацию о которой можно найти на этикетке. Я советую выбирать краски 1 класса истирания. Минимум второго.

– Как насчет воздействия солнечных лучей?

– Это уже не связано с классом, это связано с системой тонирования и самим пигментом. Если мы говорим о первом классе, то ее можно помыть 10 000 раз, второй класс – 5000 раз. То есть класс соответствует шагу ремонта-раз в 5-10 лет.

Если мы говорим о стойкости цвета, надо выбирать системы тонировки. Tikkurila, из которой мы вышли, была первооткрывателем тонировки на рынке. Раньше производились все краски готовых цветов. В 1950–х годах Tikkurila придумала тонировочные машины, пигментные пасты, которые стали использоваться повсеместно. Затем этот бизнес был продан и идея тонировки имеется на всем рынке.

Есть пигменты, которые выцветают легко, а есть очень стойкие пигменты – и здесь надо выбирать...

– Учитывая свои потребности.

– Так.

– Как предоставляется гарантия качества таких продуктов?

– Гарантию по лакокрасочной продукции можно дать на готовую поверхность, а готовая поверхность связана непосредственно с материалом, который использовался под краской. Поэтому мы предоставляем гарантию только при условии, если полностью контролируем процесс покраски и ремонт. Если, знаем, какие материалы используются, – тогда можно давать гарантию. Так на рынке делают все.

Большое значение имеет валик, то, разбавлена ли краска, какой использовался клей на обои, сами обои, шпаклевка, грунтовка и так далее. Давать гарантию ответственная компания может только при условии полного контроля.

Хотя другой мировой опыт также имеется. Например, в Швеции одна фирма предприняла рекламную кампанию – объявила гарантию на всю свою краску и заложили некий процент на случай, если не сработает. Они выиграли, рекламаций было меньше. То есть смелый поступок может быть уместен.

– Что вы вкладываете в понятие "стандарты качества продукции"?

– С 2002 года существует бренд Kolorit. До 2016 года он был дочерним локальным брендом компании Tikkurila финского производителя, лидера скандинавского рынка. А Tikkurila существует с 1861 года. Это прежде всего системная и очень традиционная компания.

Работа с Tikkurila дала Kolorit колоссальный опыт в плане стандартов. Все технологии, сырьевая база, подходы к анализу, к оценке анализов выстроены традиционно с тех времен. В красках Kolorit есть система контроля качества, наше производство соответствует международному стандарту ISO 9001. На производстве мы проверяем продукты по 90 параметрам и выполняем 16 исследований, прежде чем получить краску, которую предлагаем потребителям.

Kolorit
KoloritKolorit

– Об инновационных продуктов: что будет развиваться, что нового планирует запустить ваша компания?

– В этом году мы готовим первую для нас грандиозную коллаборацию со студией дизайна интерьеров Сергея Махно. Мы готовим совместный проект и создаем продукт. Этот продукт будет уникальным не только для Украины, но и для рынка Европы. Мы начали почти год назад и надеемся к августу презентовать его. Сергей участвует во всех процессах, начиная от этикетки и заканчивая потребительскими свойствами продукта. Он дает оценку нашим успехам в этом направлении.

– Когда вы разрабатываете новые продукты, анализируете украинский рынок. А опыт Европы перенимаете? Как вы понимаете, что именно этот продукт будет иметь спрос в Украине?

– Кроме Украины, мы также работаем на рынке Молдовы и Беларуси. Между Минском и Киевом 600 км, a разница между потребителями – небо и земля. Украинский потребитель более эмоционален. А если смотреть более западнее или севернее – появляется большая рациональность и меньшее требование к качеству.

Не все мы берем с западного рынка для анализа. Очень многое зависит от поставщиков сырья и, от того, что есть в мире или на нашей территории с сырьевых компонентов. Относительно того же Argentic, мы столкнулись с ситуацией, что 10 лет с начала разработки до сих пор-это хороший опыт того, как быстро найти замену для материалов, которых уже нет.

У нас есть отдельный сектор разработки продукции – химики. Они могут предложить свои идеи, увидев, узнав, побывав на выставке и, пообщавшись с поставщиками сырья. Еще один путь-идеи менеджеров по продажам. Они анализируют потребности рынка и делают запросы на производство продукта. Третье-маркетинг, изучающий потребителя.

Наши партнеры работают. Tikkurila имеет очень хорошую базу, мы обмениваемся опытом и мнениями – и это тоже один из источников информации о трендах лакокраски.

– Бизнес лакокрасочных продуктов в Украине бурно развивается. Давайте поговорим о его тенденциях.

– В лакокраски нет жесткой конкуренции, когда речь идет о борьбе за место, за полку, за потребителя, о борьбе цене. Есть вещи, которые нас объединяют в определенных случаях. Мы иногда выступаем вместе в вопросе закупки сырья, например.

В Украине сильные лакофарбовики – это правда. Это хорошая школа. Во-первых, рынок большой. Рынок-это потребитель. 40 млн в Украине, Беларусь – 9, Молдавия – 3, Прибалтика – 3, Польша – 37. То есть мы одни из крупнейших и отрасль имеет хорошее развитие и перспективы. Закон маркетинга прост – надо отличаться! Люди выбирают не благодаря схожести, а благодаря различиям.

– Вы работаете на Украину, Молдову, Беларусь. Есть ли планы выхода на другие страны?

– Планы существуют. Но есть ограничения, связанные с контрактом с Tikkurila, и мы поставили себе цель стать лидерами на белорусском рынке. В этом году по экспорту ув Беларусь – мы в ТОПах. Вопрос следующий-это рынок Молдовы. Выходить на рынок Европы мы пока не планируем.

– Насчет ваших отношений с Тиккурилой. Вы говорили, что начинали как дочерняя компания. Как сейчас поддерживаете связи?

– В 2016 году топ менеджмент компании "Tikkurila Украина" предложил главному офису материнской компании продать активы в Украине. Мы с партнером реализовали этот проект и стали собственниками компании, получили эксклюзивное право дистрибуции на Tikkurila на территории Украины, Молдовы, Беларуси, и получили права дистрибуции ТМ Kolorit в этих же пределах. Мы работаем очень тесно. Наши отношения с Tikkurila более чем партнерские. Мы даже продуктовые линейки рассматриваем, исходя из ассортимента Tikkurila, чтобы не создавать конкуренции.

– То есть вы боретесь скорее в области развития новых продуктов, качества?..

– Мы боремся за потребителя. Пусть победит сильнейший-это развивает. То есть даже если мы что-то где-то теряем, а они сильнее, значит могут. Значит, и мы можем.

– "Выбор года" – "Краска года украинского производства". Как вели себя конкуренты? Что для вас значит эта победа? И что дальше?

– Дорогу одолеет идущий. Краски Kolorit формируют новый сегмент лакокрасочного рынка. Мы формируем премиальный сегмент украинской краски. До этого премиальными продуктами считались только импортные.

Я считаю, что очень много добавленной стоимости у импортных продуктов незаслуженно: страна происхождения определяет, условно говоря, цену продукта, а не его свойства, характеристики.

– То есть мы говорим о себестоимости иностранной краски, которая будет выше украинской краски?

– Традиционно она будет восприниматься дороже.

– Но это не значит, что она будет качественнее?

– Абсолютно не означает.

Все украинские производители могут – и я буду только рад – если поддержат и начнут работу над увеличением добавленной стоимости своих продуктов. А это путь которой лежит через качество, сервис. В итоге выигрывает потребитель. Все, что мы делаем, должно быть выгодно всем-потребителю, дистрибьютору, производителю.

– Партнеры, у которых вы закупаете сырье – это украинские производители?

– Сырьевая база лакокрасочной промышленности очень ограничена, нет большого выбора. Мы закупаем, на мой взгляд, самое лучшее.

Например, одна из составляющих краски – диоксид титана. Мы закупаем английский диоксид титана, потому что он самый чистый. Есть немало аналогов, но мы себе не позволяем рисковать. За введением нового сырья как минимум надо наблюдать – есть ряд исследований, которые должны показать, можно ли вообще ее использовать.

– К чему вы идете в 2021 году?

– Наша цель – сформировать новую категорию лакокраски. И это промежуточный этап, checkpoint, который показывает правильность выбранного направления. Тенденции, думаю, будут сохраняться. Развитие онлайн останется приоритетом для тех, кто сэкономил на маркетинге в 2020 году. Думаю, будет развиваться фирменная розница, будут развиваться монобренды. Производителю надо коммуницировать свои ценности, свое качество.

– То есть мы увидим много маленьких новых брендов?

– Да. И много фирменных мульти- или монобрендовых магазинов, но связанных с каким-то из производителей. Это мой прогноз.

Потребитель ищет сервис, и чем сильнее сужается рынок, тем больше появляется потребность в сервисе. Думаю, в защите, в средствах с улучшенными характеристиками требования рынка будут развиваться. Будет появляться больше новых продуктов, которые будут соответствовать первому классу, которые будут лучше имеющихся.

Кризис приводит к снижению доходов, ведь люди начинают аккуратно относиться к покупкам и ищут лучшее из того, что есть. Поэтому доля украинского производства в продажах возрастет.

– Многие представители крупного бизнеса задумываются об экологии и социальных инициативах. Ваша компания также этим занимается. Расскажите о своих проектах.

– Мы много помогаем. Мы это делаем ради себя, своих детей. Показываем, что надо делиться, и следуем мнению, “если хочешь что-то изменить, надо менять и меняться”.

Но есть проекты, которыми можно похвастаться, чтобы привлечь внимание общества и для того, чтобы откликнулись другие предприниматели. Речь идет о значимых для Украины проекты. Важно помочь их реализовать.

Первое: дом – уникальное здание с интересной философией руководства. Главная задача национального центра сейчас и в будущем , предоставить возможность молодым художникам выставлять свои произведения на различных выставках, сделать интересную площадку для встреч с мировыми именами в области искусства и прочее. Наша компания может внести свой вклад, предоставляя материалы и помогая восстанавливать и реконструировать Украинский дом. Мы выбрали такой путь для поддержки этого важного для нас и всей страны проекта.

Второй проект: Киевское государственное хореографическое училище, которое сейчас возглавляет Екатерина Кухар. Побывав там впервые, я был поражен состоянием помещения. Сначала мы думали выделить лакокрасочные материалы для ремонта, ведь там работать и работать. Люди искусства с этим никогда не сталкивались. Поэтому должны быть мы, профессионалы в своем деле, которые могут взять процесс в свои руки и сделать так, чтобы тот, кто дарит нам красоту, не красил стены. Поэтому мы прилагаем усилия о всестороннем решении вопроса ремонта в балетной школе. Каждый должен делать свое дело. Это дети, это академия, это будущее страны на мировой арене.

В прошлом году было выделено около 1 млн. гривен на социальные проекты. Также мы немало финансов выделяем на обращения граждан: детские сады, детские дома и другие.

Для справки

– Что говорят о Kolorit? Как вы собираете обратную связь от мастеров и обычных людей, которые делают ремонт самостоятельно?

– Kolorit с каждым годом набирает обороты и заслуженно получает любовь и лояльность клиентов. Мы же постоянно работаем над усовершенствованием качества продукции и сервиса, а также собираем обратную связь от наших потребителей.
Поскольку мы часто общаемся с нашими клиентами в торговых точках, во время мероприятий и учений, то постоянно получаем от них фидбэк. Благодаря слаженной работе всех каналов коммуникации любой человек может быстро решить свой вопрос и поделиться впечатлением о продукте и его использовании.

В наших соцсетях мы формируем комьюнити, где как мастер, так и конечный потребитель может задать вопросы и дать обратную связь. Но главное, что он всегда будет услышан.

Особенно приятно, когда мы получаем сотни положительных отзывов с фото и видео об использовании наших продуктов. Это значит, мы делаем все правильно.

– Мировые тенденции в сфере производства лакокрасочных материалов. Какие из них поддерживает компания Kolorit?

– Мы работаем в коллаборации с крупнейшими производителями сырья для ЛКМ, такими как Basf, Dow, Venator – это мировые лидеры по поставкам сырья для химической промышленности.

Мы не только следим за тенденциями в производстве, но уже и реализуем их на практике. Горизонт планирования разработок Kolorit 1-3 года. Да, это значит, что сейчас мы уже знаем, что будет актуально в 2023 году и готовимся к этому.

– И, наконец, короткий вопрос – почему краска Kolorit – номер 1 в Украине?

– Потому что ее создает слаженная команда! Команда людей, стремящихся создавать крутой продукт, которым можно гордиться и рекомендовать и своей маме, и своим детям.

Наша команда не просто хорошо работает, а постоянно ищет новые решения, всегда готова к воплощению лучших идей и делает все, чтобы быть лидером во всех аспектах.

Предыдущий материал
Почему "гадання" – это не о магии: замаскированные русизмы, заставившие некоторые украинские слова стать "немодными"
Следующий материал
Почему Леся Украинка пошла против воли матери: жизнь поэтессы "за кулисами" творчества
Теги: