Почти шесть с половиной месяцев и более 470 миллионов километров. Новенький американский марсоход "Персеверенс" уже возле Марса. Самое главное впереди – примарситься. Это самая тяжелая часть всей миссии, утверждают ученые. Именно посадка на планету уничтожила 60% предыдущих миссий. От нее зависит, сможет ли аппарат успешно выполнить свою главную задачу – исследовать поверхность Красной планеты.
"Марс сейчас очень холодный и сухой, он абсолютно негостеприимен и не хочет нам открываться. Но мы будем там, чтобы это изменить", – заявил научный сотрудник проекта NASA MARS 2020 Кеннет Фарли.
Посадка продлится 7 минут, и ее нарекли "7 минутами ужаса". В течение этого времени аппарат должен резко тормозить, чтобы не повредиться во время прохождения через атмосферу. А также не образовать на самой поверхности планеты кратер. Войти в атмосферу нужно под определенным углом. Если он великоват – марсоход может сгореть, маловат – отскочит обратно в космос. Кроме того, важно попасть в определенное для посадки место – кратер Езеро.
"Вхождение в атмосферу, спуск и посадка – самая важная и самая опасная часть миссии. Должны сработать сразу несколько сложных технологий, чтобы аппарат сбавил скорость. Мы попытаемся посадить самый большой, самый тяжелый и дорогой марсоход за всю историю исследований в самом опасном месте Красной планеты", – отметил специалист Лаборатории реактивного движения Аллен Чен.
Примарсение к кратеру Езеро будет происходить автоматически. Ведь дистанционное управление с Земли во время посадки невозможно. Сигнал поступает с задержкой более 11 минут. Эта процедура будет почти такой же, как при посадке марсохода "Кьюриосити" восемь лет назад. Разница лишь в том, что теперь инструменты автоматической навигации улучшили, чтобы посадить аппарат "Персеверенс" в более безопасную зону. Ведь поверхность Марса каменистая, скалистая, полная кратеров и пещер.
"Кратер Езеро – лучшее место для науки. Однако, когда я думаю о нем с точки зрения примарсения, мне становится немного жутко. Это огромный вызов для нас", – говорит Аллен Чен.
По технологии, космический аппарат сначала затормозит с помощью парашюта. А затем реактивные двигатели обеспечат мягкое примарсение на самый благоприятный рельеф планеты. Будет спускать марсоход на поверхность "Небесный кран" с помощью нейлоновой веревки.
"Как только марсоход "Персеверенс" почувствует, что он касается планеты, то немедленно должен перерезать кабель. Иначе "Небесный кран" унесет его от места безопасной посадки. А учитывая поверхность Марса, надо быть очень осторожным. Если что-то пойдет не так, это будет очень плохо", – отмечает Кеннет Фарли.
Чтобы все пошло так, команда NASA все эти месяцы активно наблюдала за движением аппарата, исправностью всех его систем. К тому же эту посадку отрабатывали множество раз на Земле, на специальных тренажерах. Инженеры уверены: шансы на успех довольно высокие. В будущем такие технологии марсохода "Персеверенс" могут стать потенциально пригодны для посадок пилотируемых миссий на Марс уже с людьми.
Мирослава Танская, "5 канал".