Венеция уходит под воду: удастся ли спасти жемчужину Италии и какие украинские города оказались в зоне риска

"Время по Гринвичу" 5 канал
Из-за глобального потепления уровень Мирового океана поднимается слишком стремительно

Тысячи людей каждый год стремятся полюбоваться видами Амстердама, отправиться в Новый Орлеан или съездить во вьетнамский Хошемин. Но уже через несколько десятилетий эти туристические достопримечательности могут остаться только на фотографиях и видео. Из-за глобального потепления уровень Мирового океана поднимается слишком стремительно. 

И эти, и многие другие прибрежные населенные пункты могут навсегда исчезнуть под водой. Несмотря на то, что уже сейчас существуют системы предотвращения наводнений – они не спасают. Что говорить о Венеции – наверное, самом известном городе на воде. Защитить венецианские улочки от разрушений власти пытаются уже не первое десятилетие. Даже возвели защитный барьер стоимостью шесть миллиардов евро. Но кажется, что уже слишком поздно. Последние несколько лет в Венеции фиксируют рекордные наводнения. Удастся ли спасти жемчужину Италии и какие украинские города оказались в зоне риска – расскажет журналистка "5 канала" Мирослава Танская для программы "Время по Гринвичу"("Час за Гринвічем").

  

Это страшные кадры из фильма "Разлом Сан-Андреас". В нем рассказывается, как семья пытается спастись от одного из самых страшных природных явлений мира – потопа.

Казалось бы, это всего лишь кино, которое никогда не повторится в жизни. Однако, на самом деле, эти кадры становятся реальностью.

Это Западная Европа летом этого года. Сокрушительные наводнения унесли жизни нескольких сотен людей. И если это стихия, которую можно попытаться контролировать и от которой можно защититься, то есть проблемы, которые становятся все менее подвластны человечеству.

Стихия
Стихия5 канал

Девушкам нравятся красивые и одновременно удобные ботиночки. Кто-то любит элегантные ботильоны, Кто-тоизящные оксфорды, а другие – практичные челси. Я же поклонница классических черных замшевых ботфортов. Однако, наверняка уже скоро о них придется забыть. И вытащить из своих шкафов – вот такие резиновые сапоги. И пока для нас это необычно, во многих европейских городах такую обувь можно увидеть все чаще. О Венеции нечего и говорить: она ежегодно всё больше погружается под воду.

Увидеть венецианскую площадь Святого Марка в воде не редкость. Слишком осенью. Сильные ветры вместе с астрономическими приливами всегда подвергали Венецию наводнениям в эту пору. Однако, сейчас последствия становятся катастрофическими.

Наводнение
Наводнение5 канал

"Мы живем с наводнениями, и вы видите неудобства, с которыми мы сталкиваемся. Приток воды растет и блокирует нашу работу. Поэтому Венеция прежде всего живет благодаря своему мастерству и туризму. И если это исчезнет, то Венеция умрет, и именно сейчас мы несем большую ответственность, стараясь ее спасти", – рассказала владелица кафе в Венеции Анна Паола Лавена.

Затопить итальянское кафе теперь может и летом. Хотя высокая воданепривычна для летнего сезона. Только в августе этого года площадь Сан Марко затапливало дважды. Вода поднялась выше одного метра.

"Высокая вода приходит и все сносит на своем пути. Поэтому нас нужно защищать", – подчеркнул житель Венеции Иво Антонангели. 

Едва ли не самое страшное наводнение в Венеции было в 2019 году. Тогда вода поднялась на рекордных 187 см. Это был самый большой прилив за последние полвека. Тогда закрыли главную Венецианскую площадь Святого Марка. На улицах постоянно работали спасатели. А местные жители пытались спасти свое имущество. Работники книжных магазинов сушили литературные шедевры феном. Но этого всего можно было бы избежать.

Почти 20 лет власти обещают возвести подводные барьеры. Они должны предотвратить наводнения в городе на воде. Систему разработали еще в 1984 году. Строительство начали в 2003 и обещали его завершить в 2011 году. Но помешали многочисленные коррупционные скандалы. И только самое страшное наводнение 2019 года таки вынудило власти продолжить строительство. Из-за этого система стоила Италии слишком дорого. Вместо запланированных 1 млрд 600 тыс. – целых €5 млрд. Недавно впервые провели испытания подводных барьеров. Но из-за постоянной отсрочки финального этапа работ – система начала ржаветь. Сейчас ее обещают немного обновить и к Пасхе попытаются запустить в работу.

Цена
Цена5 канал

"Самая большая высота, которую могут выдержать наши барьеры 180-190 см. Но в целом, в Венеции обычный приток составляет 60-80 см. То есть, есть достаточный запас. А значит, этот проект полностью защищает Венецию на следующие 100 лет от высокой воды", – рассказала руководитель проекта Элизабет Шпиц.

Пока барьеры в тестовом режиме, они активируются, только если вода превысила отметку 1 метр 30 см. С октября 2020 года их поднимали 20 раз. Однако, некоторые специалисты убеждены, что пока барьеры таки запустят в работу, они устареют, станут недейственными. И не смогут сдерживать большие потоки воды. Если уровень моря поднимется, как прогнозируют ученые.

"80 см, это сейчас кажется много. Но очень скоро потопы будут происходить значительно чаще. И поэтому, чтобы система этих барьеров была эффективна, их надо будет ежедневно по несколько раз открывать и закрывать. Причем не только осенью или зимой, но и летом. Поэтому надо думать об альтернативном варианте", – рассказал инженер-механик Паоло Виелмо. 

Сейчас за всей Венецией пристально следят. Ведь во время каждого затопления на стенах домов, тротуарах, каменных мозаиках и мраморных колоннах остается соль. Ее тщательно отмывают. Однако делать это становится все труднее.

"Вся эта непревзойденная красота в Венеции будет находиться под угрозой, если мы не будем действовать мгновенно", – говорит первый прокурор (поверенный) собора Святого Марка Карло Альберто Тессерин. 

Именно поэтому власти Италии рассматривают ещё один дополнительный проект. Поднять всю площадь Святого Марка, которая больше всего страдает от воды. Но на это нужны колоссальные деньги и много времени. Из-за глобальных изменений климата Венеция стала тонуть еще быстрее.

В частности, из-за вырубки деревьев, которые впитывают углекислый газ. Чем меньше деревьев, тем больше в атмосфере CO₂. А именно он влияет на повышение температуры. Так же, как и выбросы парниковых газов. За последние полвека температура воздуха в среднем выросла на +1°C. Для сравнения: вода тает при температуре 0°C, а морскаяпри -2°C. 

Она же спускается с гор в долины и оказывается в Мировом океане. А это повышает его уровень,способствуя  затоплению прибрежных территорий.

"Чтобы уменьшать выбросы парниковых газов, которые и являются причиной изменения климата, нужно переходить на возобновляемые источники энергии, экологизировать транспорт, развивать более устойчивое сельское хозяйство. А второенужно адаптироваться к этим изменениям. Они есть и будут продолжаться в будущем", – отметила эксперт отдела климата и транспорта ГО "Экодия" Ольга Гусакова.

По прогнозам экологов, к середине XXI века именно из-за глобальных изменений, вызванных человеком, Венецию может полностью затопить. Каждый год она погружается в воду на два миллиметра. И от этого ее не спасут даже новейшие системы подводных барьеров. В то же время под воду могут уйти Мальдивы, Майами, Амстердам, Новый Орлеан в Соединенных Штатах. И даже частично украинская Одесса.

"Больше есть угроза для островных стран, которые уже сейчас страдают от последствий изменений климата. Для Украины - это на самом деле долгосрочная перспектива. Если к концу века уровень моря поднимется на 82 сантиметра, худшее развитие – Одесса попадает на 17% в зону затопления", – рассказала эксперт отдела климата и транспорта ГО "Экодия" Ольга Гусакова.

В наибольшей же опасности город Вилково, который называют украинской Венецией. Если миру не удастся справиться с глобальными изменениями в ближайшие 10 лет, то к концу века он уйдет под воду. А значит, украинцы больше не смогут поплавать на гондолах, ни дома, ни на родине этих лодок – в Венеции. И итальянский город на воде навсегда останется лишь в наших воспоминаниях.

Читайте также: в Гренландии за один день растаяло более 8 млрд тонн льда. 

Мирослава Танская, "Время по Гринвичу"("Час за Гринвічем")

Предыдущий материал
"Большое строительство" за средства налогоплательщиков: как политики пиарятся за деньги украинцев и как это исправить
Следующий материал
Внутри "вагнергейта": первые подробности молниеносной спецоперации и вероятные причины срыва – расследование Bellingcat