Теневой флот россии состоит из тысячи устаревших танкеров, транспортирующих российскую нефть без соблюдения установленных ценовых ограничений и без страхования от западных компаний. Их стоимость для москвы составляла примерно $10 млрд.
Об этом изданию "РБК-Украина" сообщили в ГУР Минобороны Украины.
"В настоящее время российский теневой флот насчитывает до 1000 единиц преимущественно устаревших судов (общим дедвейтом более 100 млн тонн), осуществляющих экспорт нефти и нефтепродуктов. В 2023 году их было около 600 единиц", – заявили в ГУР.
Согласно информации ГУР, с момента введения ограничения цен на российскую нефть в декабре 2022 года, москва израсходовала более $10 млрд на закупку танкеров для теневого флота.
"Эти суда обеспечивают экспорт около 70% российской сырой нефти и перевозимых нефтепродуктов морским путем", – говорят в военной разведке.
Страны регистрации
Согласно информации ГУР, наибольшее количество танкеров теневого флота зарегистрировано под флагами Панамы, Габона, Островов Кука, Либерии, Маршалловых островов и других стран.
Владельцы этих судов имеют регистрацию в Китае, Индии, Маршалловых островах, Сейшельских островах, Объединенных Арабских Эмиратах, Греции и ряде других государств. Управляющие компании находятся, в частности, в ОАЭ, Греции, Китае, Турции и на Сейшельских островах.
Эти суда часто меняют регистрацию и названия, чтобы усложнить их идентификацию. Они перезагружают нефть на другие танкеры в офшорных зонах, пытаются скрыть свои маршруты и отключают автоматизированную идентификационную систему (AIS) на определенных участках своего пути. Чтобы усложнить определение российского происхождения нефти, в танкерах также смешивают ее с другими сортами.
Спрос на российскую нефть
На нефть существует не только предложение, но и спрос. Как сообщили в ГУР, некоторые страны заинтересованы в импорте российской нефти для дальнейшей переработки и экспорта готовых нефтепродуктов на международные рынки. Среди таких стран – Китай, Индия и Турция. При этом продажи нефтепродуктов, изготовленных из российской нефти, не подпадают под запрет.
В начале января, еще при президентстве Джо Байдена, США ввели новые санкции против теневого флота рф, в том числе против 183 танкеров, транспортирующих российскую нефть, а также против "Газпромнефти" и ряда обслуживающих их страховых компаний. Поскольку эти санкции не были отменены после прихода Дональда Трампа в Белый дом, предполагается, что этот пакет мер был согласован между командами обоих президентов.
По оценкам CSIS и Bloomberg, из 3,5 млн баррелей, которые россия транспортировала ежедневно в 2024 году, 1,5 млн приходились на танкеры, подпадающие под санкции. Основные покупатели – Индия и Китай – перестали принимать попавшие под ограничения суда, опасаясь вторичных санкций.
Санкции против москвы
В результате введенных санкций экспорт российской нефти, по прогнозам ГУР, может снизиться на 15% в краткосрочной перспективе. Кроме того, москве придется повысить дисконт на свою нефть для покупателей и пересмотреть планируемые показатели добычи в сторону уменьшения.
Однако в этом направлении еще много работы, поскольку американские санкции охватили лишь часть теневого флота рф. Для того чтобы усложнить кремлю эту схему, в ГУР считают, что необходимо найти механизм для отслеживания реальных маршрутов теневых судов, ввести секторальные санкции и блокировку активов для компаний, эксплуатирующих эти танкеры, а также запретить им заходить в порты, территориальные воды и международные проливы.
Напомним, танкер теневого флота рф буксируют в Германию. Под флагом Панамы танкер "Эвентин" плыл из российского порта Усть-Луга в египетский Порт-Саид.
Смотрите видео:
Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий. Также следите за нами в сети WhatsApp. Для англоязычной аудитории есть WhatsApp на английском.