Мегаполис в часы пик: что делает мир, чтобы исчезли автомобильные пробки, и как решить этот вопрос в Киеве

пробки на дорогах Shutterstock
Эксперты-урбанисты не прекращают предостерегать о транспортном коллапсе, который ожидает Киев уже в ближайшие годы. Потому что все эти пробки объединяет одно – плохая инфраструктура города

Пробка, которая никуда не исчезнет. Дорожная толчея ежегодно увеличивается. И, кажется, украинская столица скоро просто остановится.

Автомобилей стало вдвое, а иногда и втрое больше. Как пытаются справиться с нашествием легковушек в других странах? Есть ли шансы у Киева наконец избавиться от постоянного стояния в пробках? Корреспондент "5 канала" Юрий Пугач расскажет для "Времени по Гринвичу".

Пробки. Извечный урбанистический грех столицы. Они бывают разные: большие, малые, пробки, которые двигаются медленно, тянучки, и те, которые вообще стоят намертво. 

Автомобильные пробки – для всех. В них попадают и таксисты, и светские львицы.

"Учитывая, что я за рулем целый день и у меня очень много объектов в городе, много дел, то сегодня был полный ад", – делится впечатлениями от очередного затора в Киеве архитектор, "Миссис Украина 2020" Виктория Файнблат. 

Проблема же возникновения этого ада на столичных дорогах кроется несколько глубже. Эксперты-урбанисты не прекращают предостерегать о транспортном коллапсе, который ожидает столицу уже в ближайшие годы. Потому что все эти пробки объединяет одно – плохая инфраструктура города.

затор
заторShutterstock

Украинской столице – уже более 1,5 тысячи лет. И если во времена Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди вопрос о проектировании города не стоял так критично, то сейчас инфраструктура Киева крайне нуждается в изменениях. И кардинальных решениях городских властей.

Но чтобы создавать комфорт горожанам, нужны не только новые пешеходные мосты и скверы. Прежде всего нужно заниматься дорогами.

Киев – новый Берлин. Все чаще это можно услышать как в западных СМИ, так и разговорах молодежи в центре города. Но у этих двух европейских столиц на самом деле есть и общее, и совершенно противоположное.

Население Берлина – чуть больше 3,6 миллиона. Количество жителей Киева уверенно приближается к отметке 3 миллиона. Оба города построены на реках. Киев – на Днепре, а Берлин – на реках Шпрее и Хафель. Оба города интересны и исторически, и архитектурно, а с 2017 года они официально являются побратимами. Но!

Население Берлина и население Киеве
Население Берлина и население Киеве5 канал

В Берлине 5334 километров дорог, из которых 66 километров являются магистралями, а еще 979 мостов. Это даже больше, чем в Венеции. В то время, когда протяженность дорог Киева 1667 километров. Если эту цифру сравнить с площадью города, то она составляет всего около 3%. А рабочих мостов в столице всего 14.

Количество мостов и дорог в Берлине и в Киеве
Количество мостов и дорог в Берлине и в Киеве5 канал

Их не хватает, а еще относительно небольшое количество автодорог. И как финальный штрих – критически малое количество паркомест, что также приводит к хаотичной парковке и к пробкам. В мире же борются с этими проблемами по-разному.

В Китае строят многоуровневые головокружительные развязки. 

Дорожная развязка в Китае
Дорожная развязка в Китае5 канал

Так же поступают и в США. 

В Объединенных Арабских Эмиратах, к примеру, устанавливают необоснованно высокие цены на автомобили, по сравнению с другими странами региона Персидского залива.

Дороги в ОАЭ
Дороги в ОАЭ5 канал

А в некоторых городах вообще действуют довольно неожиданные ограничения. К примеру, в Париже с 5:30 до 24:00 в четные дни разрешается въезд в город автомобилей с четными номерами, а в нечетные, соответственно, с нечетными. За нарушение – штраф 22 евро.

И международный опыт нужно перенимать украинским чиновникам, убеждает урбанист и архитектор Юлиан Чаплинский.

"Надо, чтобы все чиновники поехали на экскурсии в мэрии Вены или Парижа. И там все станет ясно. То есть сколько денег вкладывается в пешеходизацию города, как расширяются пешеходные зоны. Как развивается трамвайная сеть и как ограничивается движение автомобилей", – говорит архитектор.

Юлиан убеждает, к позитивным изменениям на дорогах столицы могут привести повышение платы за парковку и увеличение налогов на автомобили, а еще, к примеру, подорожание бензина.

А водитель Ярослав говорит: "У меня нет ни самоката, ни велосипеда, я машиной пользуюсь с 18 лет. Без машины, честно говоря, трудно представить повседневную жизнь". 

Архитектор Юлиан Чаплинский замечает: "Не стоит вопрос запугать или забрать у кого-то. Вопрос заключается в том, чтобы дать хорошую альтернативу". 

А такой альтернативой может быть современный общественный транспорт, а также детально спроектированные пешеходные зоны.

Пешеходная зона в Бельгии
Пешеходная зона в Бельгии5 канал

"Это насущная проблема. И уже не осталось места, где ходить пешком. Можно ходить по парковке сплошной", – говорит Юлиан Чаплинский. 

И корень проблемы глубоко засел в головах чиновников, которые…

"...продолжают двигаться через парадигму удовлетворения потребностей автомобилистов. И это является априори математически невыполненная функция. Ее невозможно удовлетворить", –  заключает архитектор.

Потому что не хватает дорог, мостов и парковок.

"У меня было много дел по городу. Запарковаться – это большая проблема!"– констатирует архитектор, "Миссис Украина 2020" Виктория Файнблат. 

Но чтобы Виктория могла вовремя прибыть на модный показ и без проблем припарковать свою машину, в Киеве вокруг каждого дома должно быть футбольное поле, заставленное машинами. Представьте себе во что бы превратился наш город, говорят архитекторы.

Чтобы этого не произошло, Киеву нужен новый генплан, который бы учел интересы не только автомобилистов, но и пешеходов, велосипедистов и людей с особыми потребностями. 

Но пока, похоже, с экспертами в городе никто не советуется. Или если и советуются, то нововведения не работают на 100%. А без учета потребностей каждого жителя столицы и разработки нового инклюзивного и современного генплана Киев будет оставаться городом урбанистических грехов.

Юрий Пугач, Виктор Снежко и Артур Волосов, "Время по Гринвичу"

Как сообщал 5.UA, по данным КГГА, каждый водитель в Киеве ежедневно проводит по 45 минут в пробках.

Главные новости дня без спама и рекламы! Друзья, подписывайтесь на "5 канал" в Telegram. Минута – и вы в курсе событий.

Предыдущий материал
"Джавелины" и ПВО: какое вооружение нужно Украине, чтобы "дать по зубам" Кремлю – сюжет
Следующий материал
Телескоп "Джеймс Уэбб": на что потратили $10 млрд и какую миссию он должен выполнить в космосе