Восемь премьер, активные гастроли по миру и международный фестиваль с участием десяти национальных театральных трупп со своими лучшими спектаклями. Так свой сотый юбилей должен был праздновать Национальный драматический театр имени Ивана Франко. Но из-за карантина – больше двух весенних месяцев – первая сцена страны, как и все остальные – пустовала. Недавно франковцы возобновили репетиции в офлайне – чтобы уже летом зрители увидели главную премьеру столетнего сезона – с символическим названием "Украденное счастье", авторства Ивана Франко. Как возвращают себе счастье - выходить на подмостки - актеры и в каком формате будут праздновать юбилей – расскажет корреспондент "5 канала" Леся Головата.
Сотый театральный сезон для франковцев без преувеличения – самый драматичный. Вместо многолюдных празднований с громкими премьерами – пустые залы. Более двух месяцев зайти в театр не могли ни зрители, ни актеры.
Из депрессивного онлайна – в творческий офлайн. Актеры, жаждущие эмоций и оваций, возвращаются на первую сцену страны. Сейчас – только на репетиции. С толстой кипой бумаг - сценарием будущей премьеры спешит Алексей Богданович. Его новая роль – Сирано де Бержерак.
"Поэт, вояка, очень талантливый. Но очень некрасивый. И страдал от того, что он некрасивый, любви нет", – говорит Алексей Богданович, актер.
На первую читку этого спектакля приехал и экс-министр культуры Евгений Нищук. За время карантина актер стал сентиментальным, и сейчас рассказывает о важнейшем изменении в личной жизни.
"Мы там с сыном поехали, взяли котиков маленьких, которых где-то там выбросили на дорогу. Это сейчас наблюдения, как они осваиваются в территории, как они играют", – рассказывает Евгений Нищук.
А вот в творчестве – кардинальных изменений, навязанных пандемией, не воспринимает. За время вынужденной самоизоляции – франковцы контакта со зрителями не теряли – запустили несколько флешмобов онлайн, показали в записи свои спектакли. Но уже мечтают встретиться в зале.
"Живого общения не заменить. Видите, кино – очень важный для актеров процесс – конечный вариант для актеров бывает совсем другой, чем актер его видел в процессе, так? Именно театральное искусство подразумевает контакт со зрителем, потому что идет обмен энергией, и в этом самая главная ценность", – рассказывает Евгений Нищук, актер.
Из темного зала за перипетиями на подмостках наблюдают лишь несколько посвященных. Актеры репетируют главную премьеру, которой должны были праздновать столетие – знаковая драма Ивана Франко "Украденное счастье". Какая она и что чувствует главная героиня – Анна, когда в любовном треугольнике пытается вернуть свое давно потерянное счастье – разглядеть за защитной маской сложнее.
"Я вам скажу это через 10 спектаклей после премьеры. Мы тоже в поиске. Мне есть что сказать в этой роли", – говорит Татьяна Михина, актриса.
На уточнение журналистки – какая она, отвечает: "Не скажу, приходите - посмотрите".
Легендарную пьесу "Каменяр" уже дважды ставили на первой сцене страны – в 1940 и 1979 годах. Но и в этом столетии режиссеру Дмитрию Богомазову есть что сказать.
"Уже новое поколение франковцев снова берёт эту пьесу, ну, это лучшая пьеса украинская. В ней есть суть, в ней есть тема. А уж современный зритель, как он видит, что мы чувствуем, потому что немножко приближаем ее к современности. Одну премьеру уже украли, мы вроде уже вторую готовим, и мы уже перерабатываем спектакль", – говорит Дмитрий Богомазов, главный режиссер Национального академического драматического театра им. И. Франко.
Билеты на начало апреля – дебютные показы "Украденного счастья" ценители раскупили за четыре месяца до спектаклей. В мае – десять национальных театров Европы должны были сыграть в Киеве свои лучшие спектакли. За время простоя театр потерял 15 миллионов гривен. А вот уже с июля, как надеются франковцы, смогут начать отдавать свои долги перед зрителями. Спектаклями. И не только.
"Завершить театральный сезон хотим юбилейным вечером. Сто лет бывает раз в сто лет, и поэтому, исходя из этого, мы должны это сделать, потому что это – наш долг. И не только для нашего коллектива, а для города", – говорит Михаил Захаревич, генеральный директор Национального академического драматического театра им. И. Франко.
Из-за вынужденной паузы весной юбиляры продлили сезон до начала октября. Но уже можно подытожить – за своих первых сто лет на сцене Театра Франко поставили пятьсот спектаклей, над которыми работали 123 режиссера, а играли – более шести сотен актеров.
Леся Головата, Эдвард Белинский, "5 канал"