Скандал вокруг питчинга в Госкино: почему кинематографисты написали обращение в Министерство культуры

Кинопленка Depositphotos
Многих режиссеров и продюсеров беспокоят результаты питчинга

6 октября 2020 года Госкино опубликовало результаты 14-го конкурса по финансированию кинопроектов. И эти результаты удивили и возмутили многих. Продюсеры и режиссеры жалуются на "темный" отбор победителей, а некоторые эксперты, которые своими оценками формировали рейтинг кинопроектов на питчинге этого года, просят скрыть их имена из решений конкурса. О том, что произошло, чем недовольны участники конкурса и как объясняют его результаты те, кто принимал решения, говорится в статье журналистки Ирины Ситниковой.

Почему возник конфликт

6 октября Государственное агентство по вопросам кино обнародовало список победителей конкурса (питчинга), которые в этом году будут частично профинансированы за счет украинских налогоплательщиков. Из 337 проектов финансирование выиграли 72 ленты, однако многие из них не должны были это финансирование получить, так как не проходят по рейтинговым спискам.

Ежегодно эти рейтинги составляет специальная группа экспертов. Они в два этапа оценивают идею и презентацию проекта, за что присуждаются баллы. Те проекты, у которых баллы высокие, в итоге и получают финансирование. Однако в этом году большинство лент, которые были в топе экспертного рейтинга, выбросили из списка победителей.

Например, фильм "Наши котики-2", получивший высокую оценку и положительные отзывы, провалил конкурс, а "Бешеная свадьба-3", занимающая 14-ю позицию, получит до 20 миллионов гривен.

Автор статьи отмечает, что в крупнейшей категории конкурса – "Неигровые фильмы" – не получили финансирования проекты с 1-го, 6-го, 7-го и 8-го мест рейтинга, зато получил проект с 58-го.

Кроме того, после первого этапа (оценивания экспертов) Совет по государственной поддержке кинематографии внезапно усложнил условия конкурса. Во время своего заседания он объявил новые правила:

  • можно подавать не более чем два проекта от одной компании (продюсера) и не более чем один проект от одного режиссера;
  • также ввели предельную сумму финансирования: до 25 миллионов гривен для фильмов с широкой зрительской аудиторией и до 20 миллионов гривен для авторского кино и копродукции.

Изменение правил посреди конкурса озадачило многих режиссеров, чьи работы теперь не подпадали под критерии.

Например, фильм "Где зарыта собака?" режиссера Андрея Литвинова "вылетел" с конкурса после обновления правил, хотя имел высокий проходной балл и был на 16-м месте среди неигровых фильмов. Официальной версией для отказа стало правило "два проекта в одни руки". Но, как говорит Андрей, у его продакшена прошел только один игровой фильм, а у продюсера ㅡ не прошел ни один. Таким образом, детективная лента все еще могла получить финансирование.

Также лента "Квитка" режиссера Тараса Ткаченко в прошлом году смогла получить финансирование от Украинского культурного фонда на создание сценария о певице украинского происхождения Квитке Цисык. Уже в этом году проект представили на конкурс для финансирования его производства.

В рейтинге "Игровые полнометражные национальные фильмы (для широкой зрительской аудитории)" он занял 9-е место и вполне должен был получить деньги. Однако, поскольку режиссер Ткаченко подал на конкурс несколько работ, Совет "выбросил" его "Квитку" и оставил финансирование для других лент.

Что говорят представители экспертной комиссии

Экспертная комиссия, которая составляла рейтинговые списки, также удивлена результатами, ведь окончательных победителей определяют не они.

С 2019 года в процессе отбора картин на питчинге появился новый орган – Совет по государственной поддержке кинематографии. Его создали для эффективного распоряжения средствами, которые выделяют на поддержку кинематографии. Именно у Совета было финальное слово относительно того, кто же выиграет питчинг.

Решение этого совета возмутило многих экспертов: он, по их мнению, проигнорировал рейтинг и заключение комиссии. Писатели братья Капрановы, которые также были в составе комиссии, уже обратились в Госкино с требованием исключить их из списка экспертов. Соответствующее заявление обнародовали в Facebook.

А в комментарии hromadske Виталий Капранов сказал, что экспертная оценка стала для Госкино лишь ширмой, за которой они отдавали победу конкретным проектам.

Писатель сказал: "Это для того, чтобы оправдать такой небольшой фокус, когда не дают финансирования фильму, который по оценкам экспертов занял первое место. Зато дают 40-какому-то месту - ленте, которую снимает компания "Квартал".

Как результаты питчинга объяснили в Совете по господдержке кино

Председатель Совета по государственной поддержке кинематографии Андрей Дончик проблем в результатах питчинга не увидел. По его словам, Совет — независимый орган, а рекомендации экспертов учитывать необязательно.

Также Дончик частично оправдывал решение кризисом, возникшим из-за пандемии. По его словам, члены Совета не ожидали, что кинотеатры будут закрыты на длительный период, а "на показах украинских лент не будет зрителей". Выделение меньшего финансирования, но большей группе компаний должно, по его мнению, помочь кинематографической отрасли в период, "когда работы очень мало".

На вопрос, почему Совет не сообщил об изменениях в конкурсе заранее, Дончик отметил: «Потому что так решил Совет. Это наше законное право. Мы им воспользовались».

Как известно, в госбюджете на 2020 год расходы на культуру действительно "порезали" больше всего. Так, Государственное агентство Украины по вопросам кино получило почти на 55 миллионов гривен меньше, чем в 2019 году. В Госкино влияния эпидемии на киноиндустрию не отрицают, впрочем, как и везде, пишет автор статьи.

Как это повлияет на украинское кино – реакция киносообщества

Многих режиссеров и продюсеров беспокоят результаты питчинга. Несмотря на показательное привлечение экспертов и детальное обсуждение фильмов, которое в этом году длилось рекордные две недели, выбор победителей проводился "за закрытыми дверями". Кроме открытой части обсуждения в Совете, еще почти сутки, по словам Андрея Дончика, продолжалось закрытое совещание.

Руководители тех проектов, которые все же получили финансирование в этом году, не могут быть уверены в результатах и в будущем, ведь логика отбора для них неясна.

Сценарист Артемий Кирсанов говорит: "Этим они унизили экспертов и наплевали на всех членов Совета, потому что они вчера в “ручном режиме”, запуганные, принимали решения, которые им навязали.  Это было видно — они (члены Совета — ред.) сидели словно в заложниках и голосовали единогласно. Будто в советские времена вернулись".

"Зачем тогда все эти конкурсы?"– пишет на своей странице в Facebook актриса Ирма Витовская-Ванца.

Актер и продюсер, председатель Государственного агентства Украины по вопросам кино в 2014-2019 годах Филипп Ильенко на своей странице в Facebook написал: "Сегодняшнее решение Совета государственной поддержки кинематографии об утверждении победителей конкурсного отбора 14 кинопроектов является результатом целой цепочки событий, происходящих в киноотрасли в течение последнего времени... Старый принцип "разделяй и властвуй" не теряет своей актуальности. Тем более, что дальше нас ждут неутешительные времена - состояние экономики свидетельствует, что денег на кино будет становиться все меньше, а действия власти - что борьба за них будет носить все более жесткий характер".

Он также написал, что выход видит в том, чтобы кинематографисты объединились и контролировали действия власти.

"Реальным шагом может стать создание широкого движения кинематографистов с целью публичного общественного контроля за деятельностью власти, реального влияния, а не сервильной его имитации, на формирование нового состава Совета, а также создание стратегии развития киноиндустрии в интересах государства и отрасли, а не отдельных групп и лиц. Однако способны ли мы сейчас к этому или нам надо дождаться полного уничтожения результатов нашего многолетнего совместного труда?"- пишет Ильенко.

А генеральный продюсер Одесского международного фестиваля Юлия Синькевич на своей странице в Facebook обнародовала позицию Украинской киноакадемии относительно резульатов питчинга.

Украинская киноакадемия требует пересмотреть результаты питчинга.

В сообщении говорится: "Украинская киноакадемия выразила свою позицию относительно 14-го Питчинга Госкино Украины. Результаты 14-го конкурса Государственного агентства Украины по вопросам кино вызвали беспокойство Украинской киноакадемии. В частности, непрозрачность критериев, на основе которых принималось решение Советом по государственной поддержке кинематографии и пренебрежение оценками экспертных комиссий, выставленными во время первого и второго этапа конкурса. Учитывая это, Украинская киноакадемия обратилась к главе Министерства культуры и информационной политики Украины Александру Ткаченко, председателю Государственного агентства по вопросам кино Марине Кудерчук и председателю Совета государственной поддержки кинематографии Андрею Дончику с требованием:

  • отменить принятое Советом решение,
  • утвердить перечень кинопроектов-победителей согласно условиям, объявленным 16 июня 2020 года;
  • также дать четкое мотивированное обоснование исключению кинопроектов из перечня победителей, выполнивших условия конкурса и набравших рейтинги выше включенных решением Совета по государственной поддержке кинематографии проектов".

Читайте также: История становления кино в Украине и как происходит питчинг фильмов в Госкино - "Киноливень с Ирмой Витовской"

Предыдущий материал
Скандал вокруг питчинга в Госкино: почему кинематографисты написали обращение в Министерство культуры
Следующий материал
Открытие Америки: какую правду Христофор Колумб скрыл от королевы Арагона