90 лет назад родилась Алла Горская – выдающаяся художница, шестидесятница и правозащитница. Ее биография – это готовый сценарий для полнометражной кинодрамы, который нуждается не в доработках, а лишь в детальном воспроизведении сногсшибательных сюжетов.
Оберегая сон двухнедельной доченьки юная художница Елена Зарецкая спешит в Национальный художественный музей. В связи с ремонтом, двери для обычных посетителей – закрыты, а вот этих, особых, – музейщики охотно принимают и даже выносят из хранилищ две картины Аллы Горской.
Одна из них – любимая Елены Зарецкой: "Здесь моя бабушка Алла Горская в таком материнском искреннем образе, из такой исторически-культурной судьбы Аллы Горской. Она скорее такая сильная женщина, женщина-Украина, женщина борец, а здесь – такая нежная, так крепко держит сына, он к ней так прижался. Меня, как внучку, это, конечно, радует".
Возле автопортрета с сыном – особенно заметно, насколько внучка похожа на Аллу Горскую, о сногсшибательной судьбе которой знает только из рассказов родственников и книг. Ее называли неофитом, потому что, родившись в обеспеченной советской номенклатурной семье, она с нуля выучила украинский язык, в своем творчестве искала глубокие украинские контексты, а в жизни – стала харизматическим лидером диссидентского движения.
Алла Горская, режиссер Лесь Танюк и писатель Василий Симоненко первыми публично рассказали, что в Быковнянский лес НКВД свозил трупы жертв политических репрессий. Когда в августе 1962 года троица диссидентов приехала сюда, то увидела, что дети играют в футбол черепом своего ровесника, с дыркой в затылочной кости.
Требование обнародовать правду о жутких преступлениях, так называемый "меморандум №2", друзья отправили в Киевсовет. Но ответили им не адресаты, а КГБ.
Как рассказывает заместитель директора заповедника "Быковнянские могилы" Татьяна Шептицкая: "В Черкассах Василия Симоненко очень сильно избила милиция и он вскоре после того умер. Лесь Танюк был вынужден каким-то своеобразным способом убежать в Москву и там скрываться, и реализовывать себя как режиссер именно там".
А за Аллой Горской, которая активно протестовала против незаконных арестов диссидентов, посещала в лагерях политзаключенных, – КГБ неустанно следил, до дня смерти. 28 ноября 1970 года художница поехала в Васильков к своему свекру Ивану Зарецкому за швейной машинкой. А через несколько дней – ее тело нашли в погребе с проломленным черепом. А тело свекра – в 34 км от Василькова на железнодорожных путях. Официальная версия: якобы свекор из-за личной неприязни убил невестку, а потом сам свел счеты с жизнью. Близкие в это не верили.
"Алла была женщиной высокой, крупной, а он был уже старенький, больной, ходил с палочкой. И как бы он осилил такую свою невестку даже чисто физически, а еще потом это тело свалить в погреб…" – описывает заведующая "Музея шестидесятничества" Елена Лодзинская.
Сын Аллы Горской – Алексей Зарецкий – остался без матери в 16. Всю жизнь исследовал и издавал книги о ней, а вот с дочкой до смерти – говорил лишь об отце, известном художнике Викторе Зарецком.
"У меня было ощущение, что эта тема замалчивалась, о маме. Она такая немного болезненная, поэтому отец о ней со мной не говорил", – пожимает плечами Елена Зарецкая.
Крест на могиле Аллы Горской сделал ее ученик – ныне академик Владимир Прядка. Вспоминает, как после двухлетней муштры в республиканской художественной школе, целая группа, наставницей которой была Горская, на "отлично" сдала экзамены в художественном институте.
"Любимые наследники – Алла Александровна не раз признавалась нам в том, что она любит нас, как учеников. А мы – само собой были в нее влюблены. Еще в ее необычайную прелесть, она очень красивой была женщиной, еще молодая, энергичная, сила у нее была огромная, колоссальная", – вспоминает Прядка.
Леся Головата, Сергей Клименко и Орест Пона, "5 канал"