"Апостол" в изгнании: почему печатник Иван Федоров убежал из Москвы на Галичину

"Апостол" Федорова huss.com.ua
Оказывается, "вытравливать" талантливых людей – это давняя российская традиция

Родился около 1510, или в 1525 г., хотя более реальной исследователи считают первую дату. Место его рождения до сегодня доподлинно неизвестно. Существует несколько версий относительно его родового происхождения – московское, калужское, новгородское, украинское, белорусское. При этом в собственном печатном знаке Иван Федоров использовал белорусский благородный герб Рогоза. Грамоте учился в монастырской школе. С 1529 г. учился в Кракове, где в 1532 году ( на имя Iohannes Theodori Moscus, о чём говорит запись в "промокниге" университета) получил степень бакалавра Ягеллонского университета.

Первое упоминание связывает Ивана Федорова с белорусским городом Петкевичи, второе – с Красноставом, где действовало достаточно сильное православное братство. Последнее – краковское – упоминание про Ивана Федорова датируется 1534 г., и наконец первое упоминание в Москве – 1563. (хотя не исключено, что там он появился несколько раньше).

Иван Федоров в Москве: где правда, а где мифы

В середине XVI века. Великое княжество Московское начинает по-настоящему беситься – происходит то, что сами россияне сегодня с гордостью называют "собиранием земель русских". В 1552 г. было завоевано Казанское ханство, а через несколько лет – Астраханское. На захваченных, преимущественно мусульманских, территориях активно внедряется христианство, строятся церкви, создаются новые приходы.

Агрессия Ивана Грозного
Агрессия Ивана Грозногоmenway.interia.pl

Конечно, Москве срочно понадобилось огромное количество богослужебных книг, которые обязательно должны быть в каждом храме. Удовлетворить потребности Москвы – Евангелия, Служебники, Октоихи – могла только совершенно новая на то время технология – книгопечатания. Но... в Московии середины XVI века к  книгопечатанию относились очень и очень подозрительно. И это в то время, когда в соседних Польше и Литве за несколько десятилетий до этого уже работало более десятка типографий.

Откуда же на Московии появились высококвалифицированные печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец, стараниями которых в 1564 году там был напечатан "Апостол", а на год позже – два издания "Часовника"? Современная российская наука объясняет это просто: в 1553-1563 гг. они имели так называемую "Анонимную типографию", где и нарабатывалось печатное мастерство Федорова и Мстиславца.

Около 1552 г. в Москве появился печатный станок и буквы, привезенные из Польши. Под руководством датского миссионера-протестанта Мисингейма и с помощью дьякона Ивана Федорова, его подмастерьев Петра Мстиславца и Маруши Нефедьева и набирало обороты печатное дело.

Веских доказательств, что московиты до Ивана Федорова умели печатать книги, не густо. Среди всех кирилловских старопечатных изданий 7 изданий, которые связывают с Москвой (Евангелия, Псалтыри, Триоды) – но они безо всяких выходных данных, то есть неизвестно, где, когда и кем напечатаны. Их происхождение с Москвой можно связать только с бумагой: московиты пользовались французской, украинские и белорусские типографии – немецкой, польской и местной (с начала XVI вв.). Время появления этих старопечатных книг – 1550-е гг. Неизвестно кем, когда и где они были напечатаны, но в СССР их автоматически зачислили в "московские издания".

Московский "Апостол"
Московский "Апостол"Газета \"День\"

В 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславец в Москве напечатали "Апостол". И Федоров тут стал не только типографом, но и редактором. Это первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, когда и зачем ее напечатал. Эти сведения содержатся на титульном листе и в послесловии Ивана Федорова. Она украшена орнаментальными заставками и инициалами, которые подражают позднеготическому стилю немецкого гравера XV века. Израиля ван Мекенема. Интересно, что советские книговеды (о, чудо!) долго не желали обращать внимание на этот нюанс, и даже придумали свой термин – "старопечатный орнамент". В московском "Апостоле" есть также иллюстрация с изображением апостола Луки. Вся книга напечатана одним шрифтом. Заголовки сделаны вязью.

Наказание за инновации

Словом, душу в свою работу печатник вкладывал. И в 1565 г. Иван Федоров издал около 20 литургических книг. Затем российские церковники взялись буквально портить ему жизнь.

После смерти московского митрополита Макария, протектора печатного дела, начали возникать конфликты между переписчиками книг и новооснованной типографией Ивана Федорова.

Московские бояре и духовенство взялись преследовать мастера. Наиболее вероятным объяснением, почему печатник был вынужден покинуть Москву, считают вмешательство, говоря современным языком, конкурентов – монахов-переписчиков книг. Печатание было более продуктивным способом тиражирования, поэтому ручное переписывание значительно проигрывало – и это им очень не нравилось.

Типография в Москве XVI века.
Типография в Москве XVI века.відкриті джерела

Исследователи рассказывают, что часть священнослужителей во главе с самим митрополитом Афанасием нашла еретические, как им показалось, моменты в изданиях Федорова и Мстиславца. На печатников посыпались обвинения в колдовстве и ереси. Ересью для тогдашнего московского духовенства считались идеи, например, игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия, который выступал против церковных привилегий и осуждал церковников за неправедную жизнь, и Феодосия Косого – ученика Артемия (их обеих, кстати, тоже "дожали" – и они покинули Москву еще раньше Федорова).

Определенное отклонение от языковых канонов старых церковнословянских рукописей, которое тот же Артемий считал допустимым, для официальной церкви уже было тяжким преступлением. Факт же появления Святого Писания не от руки благочестивого монаха-переписчика, а из-под печатного пресса выглядела колдовством или безумием.

Царь Иван IV, занятый формированием режима опричнины (репрессии против инакомыслящих, ассимиляция завоеванных территорий – ред.), к тому же будучи излишне суеверным и подозрительным, не захотел помогать печатникам. Поэтому схватки довольно быстро переросли в открытую вражду и поджоги. Один из пожаров едва не забрал жизнь самого печатника. В конце концов, Иван Федоров с сыном и Петр Мстиславец не выдержали издевательств – в 1566 p. они покинули Москву и уехали в княжество Литовское – тогдашнего врага Московского царства. Назад дороги им уже не было.

Типографию Ивана Федорова не раз поджигали (иллюстрация)
Типографию Ивана Федорова не раз поджигали (иллюстрация)Вікіпедія

Уезжая, первопечатники забрали с собой матрицы и пуансоны для изготовления шрифта, оставив в Москве лишь готовый комплект отлитых букв, с помощью которых печатали "Апостол" и "Часовник". Через несколько лет другой печатник, Андроник Тимофеев-Невежа, создал в Москве этими сбитыми шрифтами еще несколько книг. Потом буквы окончательно стерлись и стали непригодными для работы. Стоит ли удивляться, что после этого московское книгопечатание впадает в кому более чем на 10 лет? Создавать новые шрифтовые пуансоны и матрицы там не умели. Или не хотели.

Исследователь Константин Иерусалимский считает, что Иван Федоров был чужим человеком для Московского государства сер. XVI в., он был "продуктом другой эпохи". И только уехав на запад, он стал "своим", нашел свою нишу и смог себя прекрасно реализовать.

"Что с ним было до того, как он уехал в 1560-е годы в Великое княжество Литовское, об этом можно дискутировать. Но очевидно, что его связи с Европой были более тесными", – говорит исследователь.

Итак, Иван Федоров и Петр Мстиславец, остановились в имении Ходкевича, в городке Заблудове, на тогдашней границе украинской, польской и белорусской этнических территорий. Здесь они печатают "Учительное Евангелие", после чего пути печатников расходятся. Мстиславец уехал в Вильно (ныне Вильнюс), где начал собственную печатную деятельность.

Федоров уже сам выпустил “Псалтирь” с “Часословом”. Из Заблудова он переехал во Львов, где в 1573 p. открыл свою первую в Украине типографию, где в 1574 p. печатается “Апостол”. В книге есть послесловие “Повесть… откуда начася и како свершися друкарня сия”, – это первый известный образец мемуаров по-украински.

Печатник Иван Федоров
Печатник Иван Федороввідкриті джерела

Интересно, что сам Иван Федоров считал себя изгоем совести – в послесловии к львовскому "Апостолу" он написал, что в Москве его обвиняли в ереси. Он пытался оправдаться перед высшим руководством, но его не услышали. В конце концов, не выдержав, он был вынужден уехать.

Работа без "надзирателей"

Но вернемся во Львов, куда в 1573 году прибыл Иван Федоров, или как его теперь называли – Федорович-Московитин. В изданиях, выпущенных в Украине, печатник сам именует себя так: “Иван Федорович Москвитин”, “Иван Федорович печатник Москвитин”, “Иван Федорович печатник из Москвы” . На надгробной плите написано: “Иоанн Федорович печатник книг пред тем невиданныхъ”.

Обратим внимание, что в Москве ему приходилось работать в государственной типографии, по воле царя, под постоянным наблюдением и руководством дьяков. Во Львове же печатание книг стало частной предпринимательской инициативой Федорова. Собственно, и украшать книги он теперь может по своему усмотрению – лишь бы привлечь побольше русских и литовских читателей. Впрочем, говорят, до Москвы он их также планировал продавать.

1574-й стал знаменательным годом – из печати вышел "Букварь" – первая украинская грамматика. Сейчас известно лишь про один полный экземпляр – он хранится в библиотеке Гарвардского университета в США.

"Букварь" был переиздан в 1578 г. в Острожской типографии, в имении князя Константина Острожского. Он предназначался для обучения детей в городской школе. Здесь же, в Остроге, Иван Федоров выпустил первую полную славянскую Библию кириллического шрифта, так называемую Острожскую Библию. Сейчас известно около 250 ее экземпляров.

Напечатав "Букварь", Иван Федоров собирается повторно напечатать "Апостола", так как на его продаже можно было неплохо заработать. И к этой работе он подходит принципиально по-другому. Федорович заказывает новые орнаменты, добавляет в книгу новый элемент – концовку. Полноценных концовок были лишены московские издания, но они были привычны читателю Украины-Руси и Литвы-Беларуси. И главное: во львовском "Апостоле" фигура апостола Луки выглядит совершенно иначе.

Львовский "Апостол"
Львовский "Апостол"Дзеркало тижня

"Львовский" Лука выглядит органичнее по сравнению с "московским". Также "львовская" фигура лучше построена анатомически (у "московской" правая рука коротковата). "Львовский" апостол Лука сосредоточенно пишет, "московский" – просто держит книгу в руках. Очевидно, что львовские мастера (гравюра подписана Л. П. и W. S. – наверное, это инициалы художника и гравера) были более ловкими и опытными.

Интересный факт: в 2007 г. львовский "Апостол" Ивана Федорова был продан на аукционе Sotheby's за $ 380 000.

Мирового уровня изданием стала Острожская Библия 1581 года. Подготовлена она была острожскими деятелями. Иван Федоров не только напечатал эту книгу на высшем полиграфическом уровне. Хороший знаток латыни и греческого, он участвовал в подборе и редактировании текста. Острожская Библия стала "лебединой песней" Ивана Федорова. Книга имела невероятный по тем временам тираж – более 1000 экземпляров – и была широко известна в Европе. По крайней мере, экземпляры книги были не только у московского князя, но и у короля Швеции, итальянских кардиналов, многих европейских ученых и общественных деятелей.

Последние годы жизни Федоров больше работал над созданием багатоствольной мортиры (короткоствольная пушка – ред.) со сменными стволами. Известно, что почти весь 1583 год Иван провел в Кракове и Вене, где показывал императору свое изобретение. Очевидно, такая активность истощила уже пожилого мастера, он вернулся во Львов больным и 5 декабря (по старому стилю) 1583 года умер на руках у единственного сына Ивана.

Читайте также: "Песня будет среди нас": хиты Владимира Ивасюка, которые стали частью его бессмертной истории

Предыдущий материал
COVID-19 в мире: спецслужбы США десятки раз предупреждали Трампа об опасности коронавируса – WP
Следующий материал
Коронавирус в мире: число жертв COVID-19 в США превысило потери во Вьетнамской войне