грузовики
грузовики Nikolay Tarasenko

Существует ли риск дефицита продуктов из-за забастовки польских перевозчиков: как повлияет на продуктовую корзину – сюжет

Читайте українською
К забастовкам польских перевозчиков планируют приобщиться еще и словацкие

На Новый год – без алкоголя, творога и морепродуктов. Ряд товаров не могут доставить в Украину из-за забастовки и блокировки границы польскими перевозчиками. Она длится с начала ноября. Фуры с грузами выстраиваются в очереди протяженностью в несколько километров. Кое-где водителям приходится ждать до 10-ти дней в сложных условиях. Экономика нашей страны уже понесла убытки более чем на 400 миллионов евро. Таковы подсчеты Федерации работодателей Украины. Как забастовка польских перевозчиков повлияет на продуктовую корзину украинцев, есть ли уже недостаток или дефицит импортных товаров и какие пути решения этой проблемы – узнавал журналист "5 канала" Юрий Пугач.

Уже более 3 недель польско-украинская граница заблокирована. 6 ноября перевозчики соседней страны начали забастовку и заблокировали движение грузовиков на четырех пунктах пропуска – "Корчёва - Краковец", "Гребенное - Рава-Русская", "Дорогуск - Ягодин" и "Медика-Шегини".

Так, на пункте "Медика-Шегини" очередь растянулась более чем на 30 километров. Среднее время ожидания – 130 часов. Польские митингующие требуют отменить так называемый транспортный безвиз для украинских перевозчиков и запретить регистрацию в Польше транспортных компаний с украинским капиталом.

В отечественном минразвитии общин, территорий и инфраструктуры заявили, "большинство требований в принципе невыполнимы", а польские перевозчики опасаются конкуренции с украинскими и пытаются выбить для себя преференции. Такая забастовка на границе, продолжительность которой вскоре перевалит за месяц, изрядно бьет по украинской экономике.

"Это значительные потери каждій день для украинского бизнеса. Они связаны с тем, что где-то несвоевременные поставки, где-то какие-то неустойки надо платить, где-то просто товар не приходит, а деньги вложены, где-то, возможно, что-то портится. А для рядового потребителя это потенциально может создать риски дефицита, если эта блокада будет продолжаться достаточно длительное время", – заявил заместитель директора национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.

Впрочем, эксперты успокаивают: сейчас полки магазинов и супермаркетов хорошо заполняют отечественные производители. И все же есть перечень товаров, которые в Украину завозят из-за границы.

"Если мы говорим о тех завозимых продуктах питания, то это овощи, фрукты, также это может быть рыба. И здесь действительно большая проблема, потому что большой процент этих товаров завозится. Также это кофе, чай, соль", – отмечает директор компании "Украинский фуд-ритейл альянса" Наталья Петровская.

А еще импортные вина, сыры и деликатесы. К примеру, хамон и креветки. Съемочная группа "5" проверила, есть ли уже дефицит таких товаров.

В магазинах полки переполнены товарами из Европы. Есть и соки, кофе, чай, и всевозможные сыры и другие молочные продукты. Можем констатировать – здесь нет признаков нехватки товаров. Но, возможно, это все – предварительные запасы в этом магазине? Так что продолжаем проверку.

В другом магазине есть даже бытовая химия, несколько видов алкоголя из-за границы и мясные изделия. Дефицита продовольствия нет. Но если он даже появится, то без некоторых продуктов питания можно обойтись. Или заменить украинскими аналогами. Однако есть категория импортного товара, без которого, как говорится, никуда. Это – горючее. А именно, сжиженный газ. Дефицит на него заметен уже сейчас и соответственно рост цены тоже. Бензина это не касается. Он едет в Украину железнодорожным транспортом. Польские бастующие же по своему решению пропускают в Украину по одному грузовику в час. Преимущественно это гуманитарная помощь, цистерны с топливом и грузы с различными запчастями. К примеру, для военной техники. По довольно простым подсчетам это всего 24 фуры в сутки, что объективно мало. Впрочем, временное решение наши предприниматели уже нашли.

"Часть товара, которая сначала застряла на польской границе уже была перенаправлена на другие границы, то есть товар идёт. Да, действительно может быть определенное уменьшение ассортимента этого товара, но, тем не менее, учитывая, что на сегодняшний день есть другие пути завоза импортного товара – он понемногу едет", – говорит директор "Украинского фуд-ритейл альянса" Наталья Петровская.

"Мы все же понимаем, что железная дорога продолжает двигаться. Блокировка касается только автомобильных перевозок. Кроме того, у нас есть транзитные пути перевозок через Венгрию, через Словакию, через Румынию, и остаются еще Дунайские порты", – объясняет заместитель директора национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.

Впрочем, сейчас к забастовкам польских перевозчиков планируют приобщиться еще и словацкие. Ранее они уже выражали солидарность с коллегами из Польши и 16 ноября тоже блокировали пункт пропуска "Вышнее Немецкое - Ужгород".

Правда, всего на час. Сейчас же анонсировали: 1 декабря выходят на бессрочный митинг на том же пункте пропуска. Требования такие же, как и у польских перевозчиков. В таком случае, без Польши и Словакии в списке стран с транзитными путями перевозок, есть еще варианты. Сутки простоя грузов на границе в среднем стоят одной компании около миллиона гривен. Это подсчеты Европейской бизнес-ассоциации. Остается вариант изменения логистики. Но и это для владельцев бизнеса несет немалые затраты, что может повлиять и на цены. Однако украинские ритейлеры успокаивают: сделают все возможное, чтобы товар на полках остался по доступной цене и никаких колебаний потребитель не почувствовал. Правда, пересмотрят скидки на импортные товары, которые готовились к новогодним праздникам.

Юрий Пугач, Александр Корецкий, Анастасия Ярмоловская и Евгений Радион, "5 канал"

Предыдущий материал
В Запорожье гражданские лица учатся стрелять: как проходят тренировки с оружием – сюжет
Следующий материал
Враг запустил ударные дроны "Шахед" с севера – Воздушные силы
Взрыв в Бурятии: СБУ подорвала магистраль из КНДР в россию – "Час новостей: итоги"

Взрыв в Бурятии: СБУ подорвала магистраль из КНДР в россию – "Час новостей: итоги"

Премьер Польши Моравецкий выступил за восстановление системы разрешений для украинских перевозчиков

Премьер Польши Моравецкий выступил за восстановление системы разрешений для украинских перевозчиков

Возят на передовую гуманитарку и автомобили: как и почему помогают Украине польские волонтеры – сюжет

Возят на передовую гуманитарку и автомобили: как и почему помогают Украине польские волонтеры – сюжет

Петр Порошенко с рабочими визитами посетит США и Польшу

Петр Порошенко с рабочими визитами посетит США и Польшу

Зеленский стал "Мечтателем" года: кто победил в номинации "Самый влиятельный человек Европы" – Politico

Зеленский стал "Мечтателем" года: кто победил в номинации "Самый влиятельный человек Европы" – Politico

В Польше двух украинцев из-за национальности избили и ограбили 17 вооруженных людей

В Польше двух украинцев из-за национальности избили и ограбили 17 вооруженных людей