Дороги по программе Владимира Зеленского "Большое строительство" возводят с переплатой до 40%. Об этом пишет издание "Новое время" в публикации "Хорошие дороги, но есть вопрос. Как низкая конкуренция, переплаты и потери на закупках сокращают эффект от большого строительства".
Так, интернет-издание "Наши деньги" провело собственный анализ того, как происходят процедуры закупки услуг дорожных подрядчиков в рамках "Большого строительства". Вывод неутешительный: переплата на тендерах "Укравтодора" составляет от 10% до 40%. Причина – ограниченный круг участников торгов.
По данным журналистов-расследователей, среди крупнейших участников закупок, в частности, "Ростдорстрой" – структура Юрия Шумахера, депутата Одесского облсовета, близкого к мэру города Геннадию Труханову. А "Альтис" – это корпорация Александра Глимбовского, зятем которого является бывший главный фискал страны Роман Насиров. Еще одного его родственника связывают с Дмитрием Сенниченко, главой Фонда госимущества.
Журналисты считают, что Автомагистраль "Юг" Александра Бойко только за год получила подрядов на более чем 30 млрд грн, подсчитала Агия Загребельская, основательница "Лиги антитраста".
Журналисты программы "Схемы" зафиксировали Бойко в одном ресторане с председателем бюджетного комитета Верховной Рады Юрием Аристовым из фракции "Слуга народа". Эта же компания, по сообщению "Укравтодора", профинансировала подарок Зеленского одной многодетной семье – новый дом.
Отдельная проблема "Большого строительства" – бизнес субподрядов. "Лига антитраста" ведет анализ того, как крупные участники дорожных тендеров выигрывают контракты, а затем дробят их и перепродают субподрядчикам, зарабатывая на этом маржу. Это приводит к удорожанию ремонта и строительства 1 км дорог в Украине на 40%, подсчитали в организации.
Более 90% подрядов за прошлый год составил текущий средний ремонт с гарантией эксплуатации дороги всего лишь 1-5 лет.
"Значит, вложенные в эти дороги миллиарды скоро могут вполне законно превратиться в "тыкву", – отмечает Агия Загребельская.
Эксперт говорит, что такой гарантийный срок слишком мал для такой масштабной программы, как "Большое строительство".
"Мы не должны приносить в жертву "Большому строительству" конкуренцию, здоровье людей и подконтрольность власти", – подчеркивает Богдан Прохоров из Центра экономической стратегии. Он указывает на то, что за два года работы программы нет единой статистики о планах на расходы и о состоянии объектов.
"По факту "Большое строительство" – это просто "бренд", в который "завернут" существующие программы ремонта и строительства дорожной и социальной инфраструктуры", – уверен экономист.
Внесло свою лепту в неприятную статистку "Большого строительства" и монобольшинство в Верховной Раде. 3 июня оно позволило закупить услуги по строительству Киевской объездной дороги за 85 млрд грн вне системы электронных закупок ProZorro. Василий Задворный, гендиректор ProZorro, в комментарии "Новому времени" отметил: на эти закупки не сможет прийти любой бизнес, то есть будет ограниченная конкуренция, а государство потеряет деньги. По его подсчетам, потери составят 5-8,5 млрд грн.
"Конкуренция – эффективная прививка от коррупции. Именно за счет конкуренции сокращается маржинальность, а значит, остается меньше денег и возможностей для взяточников", – объясняет Загребельская.
По ее мнению, решить проблемы тендеров "Большого строительства" может только Антимонопольный комитет.
"Но он также не вмешивается, поскольку, как и другие государственные органы, фактически является филиалом Банковой", – резюмирует эксперт.
Как сообщал 5.UA, эксперты заявляют, что на Прикарпатье структуры, связанные с Коломойским, "отмыли" на строительстве местных дорог более 370 млн грн.