– Действует ли на сегодня какой-то принцип учета кодов ІМЕІ ввезенных мобильных устройств, которыми уже пользуются украинцы?
– "Хоть какой-то" учет кодов ІМЕІ существует. К сожалению, полноценная система (учета ІМЕІ-кодов ввозимых терминалов) была уничтожена в 2014 г. Но на сегодня добросовестные импортеры, которые используют это как маркетинговый ход и хотят донести до потребителя, что они реализуют "белый", легальный смартфон, – обращаются в наш центр для внесения своих кодов ІМЕІ в базу данных. И потом через сайт УГЦР можно проверить, действительно ли этот код ІМЕІ внесен в базу данных, соответственно, попал (в Украину – ред.) легально или нет.
– Вы сказали, что в 2014 г. система была уничтожена. А почему так случилось?
– С 2008 по 2014 г. эффективно функционировала система. Однако в 2014-м были внесены изменения в закон (Закон Украины "О радиочастотном ресурсе Украины"– ред.), которым поневоле отменили основные нормы, реализовывавшие действие учета кодов ІМЕІ. И оставили лишь те нормы, которые были не столь важными для полноценного функционирования этой системы. В связи с таким неожиданным изменением в 2014 г. Украина прекратила использовать полноценный учет кодов ІМЕІ. Зато мир именно в 2014 г. начал активно внедрять опыт Украины у себя.
– Мы отступили на шаг, а наш опыт взяли и начали дальше развивать.
– Да.
– Сейчас мы пытаемся изменить эту ситуацию, да? Насколько для украинского потребителя важно, чтобы приобретенное мобильное устройство было внесено в базу учета кодов ІМЕІ?
– Очень важно, чтобы люди понимали, что учет кодов ІМЕІ – это, в первую очередь, безопасность. Это понимание того, что телефон, код которого внесен в базу, ввезен легально, с него уплачены налоги, к нему нет претензий у правоохранительных органов, он соответствует техническому регламенту Украины, он будет полноценно обслуживаться в сервисном центре производителя. То есть мы говорим, грубо говоря, о том, что этот телефон в руках человека не взорвется. То есть он соответствует всем стандартам.
– Кстати, насчет правоохранительных органов: остро стоит вопрос о проблеме краж телефонов. Насколько эту ситуацию можно будет решить с помощью введения базы кодов ІМЕІ?
– В мире система учета кодов IMEI, в первую очередь, и стала использоваться для борьбы с похищением телефонов, с преступностью. Она функционирует в Канаде, Великобритании, в США – во многих странах мира.
Существует Ассоциация GSM – Всемирная торговая организация. Однако она ведет общий учет похищенных ("черных") кодов ІМЕІ по всему миру. И более 110 мобильных операторов со всего мира подключены к этой базе, обмениваются с ней информацией.
Если человек в Канаде сообщил, что его телефон украли – и внес в Канаде в эту базу кодов ІМЕІ – то если этим телефоном захотят воспользоваться в США, они не смогут этого сделать.
– Что произойдет с телефоном?
– Оператор его заблокирует в соответствии с национальным законодательством. То есть все коды ІМЕІ, которые в "черном списке" этой ассоциации – как только мобильный оператор их увидит, он их заблокирует и не даст возможности пользоваться такими телефонами.
– С точки зрения местонахождения устройства, его можно будет найти с помощью этой базы?
– Нет, это никакого отношения к местонахождению устройства не имеет.
– То есть это просто блокирует само устройство и делает его непригодным для использования. Теряется смысл кражи.
– Абсолютно!

– За последние годы на рынок, в т. ч. и на украинский, поступает много контрафактных устройств. Может ли база кодов ІМЕІ стать барьером для этого?
– Контрафактные телефоны – это неоригинальные, запчасти к которым непонятно откуда взяты, телефоны непонятно где сделаны. И эта проблема, кстати, последние годы в мире нарастает. Даже Международный союз электросвязи принял рекомендацию, каким образом бороться с контрафактной продукцией. Потому что то, что сейчас видим в интернете или читаем, что телефоны взрываются прямо в руках – в подавляющем большинстве это именно контрафактные устройства.
– То есть это защита потребителей от некачественной техники, которая может навредить?
– Именно так.
– Средство для борьбы с контрафактом и кражами есть. Какова ситуация с законодательством в этой области, и как вы видите дальнейшее развитие событий?
– В 2014 г. Украина отказалась (с 2014 года отсутствует законодательная поддержка – ред.).
– Специалисты предупреждали, что лучше этого не делать, потому что это нас отбросит назад?
– Это было внесено поправкой от голоса, которую почти никто не заметил.
– А как вообще так случилось?
– Это особенности работы Верховной Рады. Поправочный принцип трудно отследить. Если ты не сидишь и не контролируешь этот процесс, ты не являешься работником ВР – его очень трудно отконтролировать. Потому что в базовом законопроекте не было отмены этой нормы. Это появилось потом в наработке в Верховной Раде.
Поэтому в 2014 г. у нас законодательная подоплека исчезла. В то же время опыт был подхвачен Международным союзом электросвязи, присоединилось много стран. И в результате в 2019-20 гг. все наработки Украины и других государств вылились в официальные рекомендации Международного союза электросвязи.
На сегодня новый законопроект зарегистрирован в Верховной Раде. Он подготовлен на базе комитета Верховной Рады по вопросам цифровой трасформации – и как раз построен на базе рекомендаций Международного союза, на опыте, апробированном во многих странах. По нашему мнению, этот закон очень эффективный, нужный. И мы надеемся, что Верховная Рада в этом году сможет найти время и силы рассмотреть его, принять, потому что это большой позитив и для людей, и для государства.
– Люди, которые разрабатывали закон, прислушивались к мнению украинских специалистов, которые в дальнейшем будут эту систему вводить? Сотрудничаете ли вы с этим комитетом?
– У нас активное сотрудничество было с Комитетом. И на базе Комитета была создана рабочая группа, куда входили и представители мобильных операторов, так и представители правоохранительных органов и других государственных органов. Большая рабочая группа, работавшая над разработкой. И многие представители общественных организаций – специалисты в области телекоммуникаций, мобильной связи.
Поэтому законопроект, который на сегодня зарегистрирован, учитывает как международный опыт, так и особенности украинской системы.
– Вы считаете этот законопроект качественным, жизнеспособным?
– Абсолютно жизнеспособным и качественным.
– По защите личных данных: могут ли они быть потеряны или использованы?
– Очень часто связывают учет кодов ІМЕІ с тем, что могут отслеживать вашу локацию или получить данные с телефона. На самом деле это никоим образом не связано. Единственное, что будет в этой базе данных ІМЕІ. Это все равно, что база VIN кодов автомобиля: мы знаем код, но понятия не имеем, где автомобиль находится, кто им пользуется и что происходит. То же самое и здесь: никакой информации ни база данных, ни кто-то другой иметь не будет – это абсолютно безопасно.
В то же время, система учета кодов ІМЕІ в определенной степени позволит обезопасить возможность использования похищенного телефона с мошеннической целью. Потому что на сегодня привязка ко всем банковским картам, к счетам банковским – чуть ли не пол жизни в телефоне.
– Вы сказали, что в рабочую группу, которая работала над законопроектом, входили и представители мобильных операторов Украины. Всех ли мобильных операторов, представленных в Украине? И будут ли они работать дальше в этой системе?
– Мобильные операторы являются важными стейкхолдерами этого процесса. Без них законопроект не заработает. Поэтому они были активными участниками рабочей группы. Они имеют большой опыт, и мы старались максимально слышать операторов, чтобы не были задеты их интересы или интересы абонентов, которые они защищают.
– А они озвучивали особые запросы?
– Мобильные операторы имеют профессиональных специалистов, которые понимают нормы международного законодательства. Они поддержали законопроект, поддержали редакцию, которая на сегодня зарегистрирована. Возможно, надо будет доработать какие-то технические моменты, но в целом концепция была поддержана.
Возможно, кто-то из операторов очень активно поддерживал этот законопроект, кто-то – не так активно, потому что это дополнительная нагрузка на операторов, возможно, дополнительные расходы для переоборудования системы. Но в целом все операторы понимают, что борьба с этими явлениями – контрафактом, нелегальной продукцией, кражами – нужна.
– Важный игрок в поле этого законопроекта – Украинский государственный центр радиочастот. Имеет ли УГЦР опыт в создании технических решений качества и масштаба, необходимых для учета кодов ІМЕІ? Как вы будете реализовывать этот проект?
– Мы единственные, кто имеет опыт построения такой системы.В 2008 г. по тогдашнему законодательству администратором этой системы и был УГЦР. Эта база данных хранилась на наших серверах. Поэтому сейчас мы понимаем абсолютно, как это должно быть. Тем более, наши специалисты являются представителями Украины в Международном союзе электросвязи, они были соавторами этих рекомендаций. То есть мы имеем и специалистов, и понимание. И с помощью мобильных операторов мы найдем и технические решения построения такой системы.
– Сколько людей будет работать над развертыванием этой системы? И сколько времени займет создание базы?
– Трудно сказать, сколько людей будут в этом заняты. Но к этому процессу будут активно привлечены как ІТ-компании Украины, которые будут создавать эту систему, так и наши специалисты, имеющие опыт администрирования старой системы и построения аналогичных новых систем на базе нашего центра. Ну и, конечно, мы не обойдемся без сотрудничества с мобильными операторами для правильного построения системы.
По нашим расчетам, это должно занять не более года. При чем, в создании этой системы мы включаем длительный процесс: поскольку мы госпредприятие, нам нужно сделать публичную закупку через "Прозоро" – а это несколько месяцев. В то же время, мы надеемся в течение года завершить все работы, тем более, что налажены каналы обмена информацией с операторами. Поэтому нам эту систему будет проще строить, поскольку имеем ряд других систем, на которых мы уже "набили шишки" по взаимодействию и обмену информацией.
– Вы говорите, что будут задействованы компании украинские. Что за компании и в каких направлениях?
– Будет прозрачный тендер, и я имел в виду победителя тендера, который будет объявлен Центром радиочастот.
– А что они будут делать?
– Непосредственно поставка серверного и другого связанного оборудования, а также программное обеспечение. Ключевым элементом является разработка программного обеспечения с учетом технического задания.
– А техническое задание будет разрабатывать УГЦР? И вы будете контролировать работу подрядчика?
– Да.
– Люди, которые уже приобрели "серый" смартфон, пользуются им – в случае запуска данной системы что произойдет с этими устройствами?
– Вокруг этого вопроса шли серьезные дискуссии. Рабочая группа приняла решение – и на этом как раз настаивали народные депутаты – все должно быть максимально безболезненно и неощутимо для обычных абонентов, которые не виноваты, что покупали телефоны в то время, когда такого законодательства не было.
Поэтому законом предусматривается, что на момент вступления в силу закона абсолютно все телефоны, которые не важно, где куплены, но физически работают в сетях операторов мобильной связи, будут легализованы.
Не будет никакого отключения ни одного из аппаратов, которые сегодня на руках у людей.
И дается около 3-4 лет для использования телефонов, которые имеют поддельный код ІМЕІ. Проблема в том, что телефоны, которые продавались с рук или ввезены нелегально, имеют, например, ІМЕІ – пятнадцать нулей. У нас таких телефонов – десятки и сотни тысяч – зарегистрированы у мобильных операторов с одинаковым ІМЕІ.
– То есть это могли быть похищенные?
– Да. Поэтому было принято решение предоставить 3-4 года еще на пользование этими устройствами, чтобы они "сами себя пережили". Но ключевым элементом эффективности этой системы есть – пусть и через 4 года – невозможность использования в сетях мобильных операторов дублированных или клонированных кодов ІМЕІ. То есть когда ІМЕІ уникален, в мире не повторяется. И дублирования не должно быть. Иначе это значит, что с телефоном что-то не то.
– Как потребителям проверить при покупке устройства, не дублирован ли ІМЕІ-код?
– Я бы советовал покупать телефоны в магазинах, которые выдают фискальные чеки, по которым можно вернуть телефон как потребитель. Фискальный чек является подтверждением того, что определенное юридическое лицо продало телефон легально, уплатив с него налоги. Потому что когда телефон продается без фискального чека, гарантировать, что это не клонированный или не дублированный ІМЕІ, невозможно.
И на сегодня, к сожалению, пока нет этой системы, – четко определить, есть такой ІМЕІ в Украине или в мире или нет, невозможно.
– То есть покупать у официальных дилеров и всегда чтобы был фискальный чек?
– Да.
– А как насчет техники Apple? Есть официальный дилер в Украине? И что с ней будет происходить?
– Есть официальный представитель, который ввозит телефоны. Мы с ними сотрудничаем. Они тоже были активными участниками этих инициатив, потому что они очень заинтересованы в том, чтобы рынок мобильных устройств в Украине был легальным. Они несут большие потери.
Вообще государство, по разным оценкам, теряет от 2 до 6 млрд грн налогов в год. Можем посчитать, сколько теряют легальные импортеры, дистрибьюторы и тому подобное. Поэтому они все заинтересованы в этой системе. Единственное, чего все хотят, так чтобы эта система функционировала полноценно – то, чего не было в 2008 г.
– В контексте этого законопроекта, который уже готов, когда украинцы смогут пользоваться базой? От принятия закона – и до реализации базы. Потребуется определенный период на тестирование системы?
– Мы его включаем в разработку.
– То есть, то, что вы сказали: срок – год – с тестированием данной системы.
– Абсолютно. Это уже с введением ее полностью в работу.
– А как происходит тестирование? На каком-то количестве телефонов?
– На сегодня с программным обеспечением все очень просто. Ты туда вшиваешь миллион условных кодов ІМЕІ и начинаешь сверяться с мобильными операторами – они видят их или не видят, или готовы ли они в себя их заблокировать, или их часть системы функционирует и наша часть системы функционирует, мы видим фидбек от мобильных операторов в плане того, какие ІМЕІ-коды есть у них в базе данных. Это будет реализовано полноценно и эффективно.
Сложнее – с принятием закона. Очень хотели, чтобы это было как можно быстрее, но он уже не один месяц находится в Верховной Раде.
– То есть он уже готов, и единственный вопрос к Верховной Раде: когда она будет его рассматривать?
– Да. Мы внимательно следим за законопроектом. Очень приятно, что он получает положительные отзывы от других комитетов: бюджетного и комитета по вопросам европейской интеграции.
– То есть проходит согласование.
– Да. Все дают положительные отзывы, понимают важность этого и соответствие его с европейскими, международными нормами. Однако теперь вопрос: когда его внесут в зал.
– То есть, по положительным прогнозам, где-то к концу 2023 г. имеет шанс заработать?
– Да.