Президент Соединенных Штатов Джо Байден заявил, что США имеют необходимое оборудование для того, чтобы разблокировать Суэцкий канал. Одна из важнейших транспортных артерий мира уже 5-й день не работает из-за большого затора, который вызвал контейнеровоз EverGiven, севший на мель. Из-за этого мировая торговля ежедневно теряет миллиарды долларов. Подробнее об этом – в сюжете журналиста "5 канала" Евгения Пилипчука.
Это спутниковое изображение Суэцкого канала. Сейчас в возникшем заторе стоят более двух сотен кораблей, ожидающих прохождения. Гигантский затор, который образовался в начале недели из-за контейнеровоза Ever Given, каждый час обходится мировой экономике в 400 млн долларов. А в Белом доме уже заявили о том, что он успел существенно повлиять на мировой энергетический рынок.
"Мы видим последствия для энергетических рынков, которые вызваны блокированием Суэцкого канала – ключевого транзитного пути для нефти. И очевидно, что это одна из причин, по которой мы предложили помощь от США. Будем продолжать отслеживать конъюнктуру рынка и при необходимости реагировать должным образом", – отметила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
Операция по разблокировке канала длится уже несколько дней. Снять контейнеровоз с мели пытаются буксиры и экскаваторы, которые углубляют дно. Работы продолжаются и днем, и ночью. В ближайшее время к ним должны присоединиться еще несколько кораблей. По самым оптимистичным прогнозам, которые высказал президент компании−владелицы знаменитого контейнеровоза, судно могут сдвинуть с места уже в течение ближайших нескольких дней.
"Мы просим прощения за то, что перекрыли движение транспорта и вызвали колоссальные проблемы, и беспокойство многих людей. Мы намерены освободить судно завтра вечером по японскому стандартному времени", - отмечает президент компании Shoei Kisen KK Юкито Хигаки.
Международные эксперты делают более сдержанные заявления, называя понедельник вероятным днём завершения операции по разблокированию канала. Или же даже сообщают о том, что она продлится около двух недель. Также они утверждают, что из-за инцидента начались задержки и перебои в поставках товаров и нефти.
"Танкеры задержатся примерно на две недели из-за того, что им нужно будет обойти Кейп-Пойнт. Нужно больше времени, чтобы перевезти нефть из пункта А в пункт Б, что повышает грузовые тарифы. Это касается и товарных рынков", - говорит руководитель отдела рынков нефти Международного энергетического агентства Торыл Босони.
Ежегодно через Суэцкий канал проходит более 10% мировой торговли. Канал достигает 193 метра в длину и более 200 метров в ширину. Это самый дешевый и кратчайший морской путь между Азией и Европой, который обеспечивает треть всего объема контейнероперевозок на планете. Его блокировка обходится мировой экономике почти в 10 млрд долларов ежедневно.
Евгений Пилипчук, "5 канал"